Физминутки для расслабления пальцев пишущей руки. Сборник "упражнения для рук". Буквой Л расставим ноги

Татьяна Дементьева
Пальчиковые игры и физминутки

Используются перед и во время занятий

"Колобок"

На опушку на лужок (рисуем указательным пальцем в воздухе круг )

Покатился колобок.

Волк увидел колобка (сделать "бинокль" двумя руками)

Отнесу его сынкам. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Пусть потешатся зверушки

Нет у них такой игрушки (качаем головой)

Хвать волчище колобка (сжимаем пальцы в кулаки )

За игольчаты бока!

Укололи иглы волка! (погрозили пальчиком )

Будет помнить долго, долго.

Не видать лица и ножек (ладони приложили к лицу, затем к ногам)

"Колобочек" этот - ёжик!

"Туча и дождик"

Тучка по небу плыла (указательный палец правой руки рисует в воздухе "тучу")

Дождик за собой вела (правая рука берёт левую за большой палец)

Он шагал на тонких ножках (указательными пальцами "капаем" с головы до кончиков ног)

В чёрных маленьких сапожках

Дождик всюду проходил (хлопаем ладонями по голове и плечам)

На крылечке наследил (хлопаем по коленям)

В тёплой луже потоптался (топаем ногами)

Топнул (топ)

Хлопнул (хлоп)

И умчался (помахали рукой)

В прихожей лежали (руками гладим ноги)

Тропинкой бежали (топаем ногами быстро)

По грязи топтались (топаем медленно)

Над речкой болтались (вытянули ноги вперёд,поболтали в воздухе)

Когда их ругали (хлопаем ладонями по ногам)

Они убегали ("убегаем медленно к стулу)

Под лавку влезали (спрятались под стул)

И ваксу лизали (шаркаем подошвами по полу)

1,2,3,4,5. (загибаем пальцы по очереди )

Пальцы будем загибать !

Это большой, это указательный.

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём,

И мизинчик молодец!

Опустился наконец!

Получились кулачки (показали)

Застучали молотки (стучим кулачками по очереди)

Тук-тук,тук-тук (громко)

Вы послушайте свой стук (поднесли кулачки к одному и к другому уху)

Тук-тук, тук-тук! (тихо)

Мышка мылом мыла лапку - (правой ладошкой гладим левую по кругу)

Каждый пальчик по порядку .

Вот намылила большой (загибаем по очереди)

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку -

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно -

Самый грязный был наверно.

Безымянный тёрла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла -

Очень он боялся мыла.

"Три медведя"

Три медведя шли домой (шагаем вразвалку)

Папа был большой -большой (подняли руки вверх потянулись)

Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок - малютка просто (присесть)

С погремушкою ходил (встать руки перед грудью в кулачки)

"Дзынь - дзынь"- он говорил ("звеним")

Рано утром по порядку (руки на поясе)

Зайка делает зарядку.

Лапки кверху поднимает (руки вверх машем)

Ими весело играет.

И качает головой, (наклоны головой влево. вправо)

Повороты выполняет (поворачиваемся) .

Низко-низко приседает (приседаем)

по дорожке скок-да скок (прыгаем на месте)

И уселся на пенёк! (присели на корточки)

И вздремнул и потянулся (ладони под голову, встали на носочки)

Здравствуй. утро!

я проснулся!

"Медвежата"

Медвежата в чаще жили. (руки на поясе)

Головой они крутили. (повороты влево, вправо)

Вот так, вот так.

Головой они крутили.

Медвежата мёд искали. (наклоны в стороны)

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили (ходьба по медвежьи, наклоны вперёд)

И из речки воду пили.

Вот так,вот так.

И из речки воду пили.

А потом они плясали (подскоки на месте, руки вверх) .

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так.

Выше лапы поднимали.

"Котятки"

Все котятки мыли лапки. (трём ладошки)

Вот так, Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки. (трём уши и живот) .

А потом они устали (потянулись на носочках, руки вверх) .

Вот так, вот так!

Сладко, сладко засыпали (ладошки под голову, глаза закрыли) .

Вот так, вот так!

"Каравай"

В землю зёрнышко посадим -

Очень малое оно. (сели на корточки. сжавшись в комочек)

Но как солнышко засветит,

Прорастёт моё зерно. (медленно начинаем подниматься)

Ветер тучку пригнал.

И водички нам дал. (наклоны в стороны, вперёд, назад, руки вверху)

Сожнёт косарь зерно.

И размелет его (подражаем)

А хозяйка из муки.

Испечёт нам пироги (месим тесто, печём пироги)

И большой каравай (показали)

Всем на радость раздавай (развели руки в стороны)

Вот такой высоты (руки вверх)

Вот такой ширины (руки в стороны)

Каравай, каравай

Всех улыбкой одаряй! (улыбнулись соседу слева,потом справа)

Все игры из разных источников, собираю и записываю только те,которые нравятся и запоминаются детям. Их любят и малыши и подготовишки. Играть можно в любое время и утром и вечером. Буду рада если кому-то пригодится в работе. Насобирала небольшой блокнот, это только некоторые из них.

Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода

Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.

СЕНТЯБРЬ

Тема: "Детский сад"

Физминутка "Детский сад"

Сначала буду маленьким, Присесть.

К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.

Потом я вырасту большим, Встать.

До лампы дотянусь. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика "Наша группа"

В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика

Это Саша,

Это Даша.

Тема: "Мои друзья"

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Тема: "Моя семья"

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

[b]Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка, Руку сжать в кулак,

Этот пальчик - бабушка, поочередно разжимать пальцы,

Этот пальчик - папочка, начиная с большого.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Тема: "Я человек"

Физминутка «Большой-маленький»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам

И в конце пути упал.

Хлопок обеими ладонями по коленям

ОКТЯБРЬ

Тема: "Здоровье"

Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш - физкультминутка. Шагают на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.

Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.

Тема: "Сад-огород"

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. потягивания-руки в стороны

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. приседания

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. потягивания - руки в стороны

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. потягивания - руки вперёд

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Загибаем поочерёдно пальцы

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Тема: "Хлеб"

Физминутка «Растим хлеб»

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

Рад, Серёжа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

[b]Тема: "Золотая осень"

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,

Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимай повыше ноги. колени.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,

Красный листик, желтый начиная с указательного к большому .

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять! Поднимают вверх одну руку,

С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

НОЯБРЬ

Тема: "Мебель"

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: "Материалы и их свойства" (по 3 варианта)

Физминутка «Точим нож!»

Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.

Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед

Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.

Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки

Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.

Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.

Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! Шагаем на месте.

А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. Ходьба.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. Наклоны.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. Дети садятся.

[b]Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик

Пальцу колко. на левой руке.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик Надевают наперсток.

Говорит иголке: «шьют».

а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»

Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.

Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит

Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев

Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)

Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.

Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.

Роль физминуток на уроке

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12-20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно

в конце недели). Продолжительность их 2-3 минуты.

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны
с содержанием занятий, носить игровой характер.

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Вовремя контрольных
и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

Оздоровительно - гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”. На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет,
с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо. Повторить 8 раз.

Третье упражнение . На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.

Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают
и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”.

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

Шортандинская средняя школа №2

п.Шортанды Акмолинской области

учитель начальных классов

Гусарова Галина Петровна

Учитель может сделать

для здоровья ребенка

гораздо больше, чем врач.

Главная задача учителя в школе – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы: это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся. Но более правильным представляется внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий. Они не только оберегают здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствуют воспитанию культуры здоровья.

Это важно, так как задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Данная разработка предполагает проведение физкультминуток, динамических пауз, различных комплексов упражнений, как на самом уроке, так и на перемене. В сборник включены как авторские приемы, так и те, которые используются учителем на протяжении 25 лет работы в начальном звене.

Учитель работает над реализацией одного из пункта общешкольных задач: «Целенаправленная работа всего педагогического коллектива по реализации программы «Экология, ЗОЖ, школа», поэтому забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива данной школы.

РАЗДЕЛ 1.

Физминутка № 1

Раз-два, выше ногу!

Собираемся в дорогу.

Три – четыре, дружно в путь!

Физминутку не забудь!

Физминутка № 2

Мы веселые ребята (улыбаются),

А теперь мы все зайчата (показывают)

А сейчас мы белочки,

Мальчики и девочки.

Вместе весело бежим

И на месте не стоим! (бег на месте)

Физминутка № 3

Перестанем мы писать –

Будем дружно отдыхать.

Голову поднимем выше,

Плечи шире, руки ниже

Плавно руки мы опустим.

Хворь и боль к себе не пустим!

Физминутка № 4 (для пальчиков)

Дождик капает на парты, –

Кап-кап, кап-кап.

А теперь в ладоши наши, –

Кап, кап, кап, кап.

Дождик, дождик, ты быстрей

Бей в ладоши веселей!

Физминутка № 5 (для пальчиков)

Девочки и мальчики

Поднимают пальчики.

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

– Ты, большак, не уставай,

– А, мизинчик, – помогай!

– Безымянный, покажись!

Средний пальчик, поднимись!

Вот какие пальчик,

У девочек и мальчиков!

Физминутка № 6 (на уроке познания мира))

Воробей, воробей!

Вылетай-ка поскорей!

Воробей чирикнул громко,

На урок позвал к нам солнце.

Солнышко, заходи!

Оставь зиму позади!

Физминутка № 7

Мы устали, мы устали,

И поэтому все встали.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Пальцы крепко мы сожмем,

Потом руки разведем,

Головою мы помашем

И друг другу дружно скажем:

– Будем все здоровыми,

Крепкими, веселыми!

Физминутка № 8 «Дружная»

На зарядку дружно мы:

– ПОДНИМАЕМСЯ!

Физкультурой дружно мы:

– ЗАНИМАЕМСЯ!

Раз, два, три, четыре!

Ноги вместе, руки шире.

Пять, шесть, семь, восемь

Лень свою мы все отбросим!

Девять, десять, девять, десять

Мы присядем дружно вместе.

Приседанья начинай

И прыжками добавляй!

Физминутка № 9 (для пальчиков)

Очень много мы писали

И немножечко устали,

Мы немножко отдохнем,

Пальчик все разотрем,

А потом потрем ладоши,

Не устанут пальцы наши!

Физминутка № 8 (на день Космонавтики)

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
Мы на месте походили.

Физминутка № 10

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Физминутка № 11 (для пальчиков)

“Птенчики в гнезде” – обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить, то же другой рукой.

Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.

Раздел 2 . Активные динамические паузы.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано просыпались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

И обратно возвращались.

Мы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Я тетрадочку открою
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на пол погляди,
И снова наверх – где там муха летит?
Глазками повертим, поищем её,
И снова работаем, немного ещё.
(Обвели глазками доску, стену, глазки вправо, влево, «восьмёрочка»).

Лучшие качели- гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается ни-ког-да!

В небе плавает луна (плавное покачивание)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять.

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

(хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(дети тихо садятся)

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянем пошире,

И на месте поскакать.

На носок потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Мы становимся, всё выше, достаём руками крыши.

На два счёта подтянись,

Три, четыре – руки вниз.

Раз, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопки в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Утром хомка просыпался,

За зарядку принимался.

Лапки кверху поднимал,

Тут же вниз их опускал.

Прыгал – прыгал, топал-топал

И себе в ладоши хлопал.

Утром встал Волчек на лапки

Приготовился к зарядке.

Наклонился вправо влево,

Приседанье браво сделал.

На носочки встал на пятки

Вот и кончилась зарядка.

Дыхательная гимнастика

На вдох потянуться на носочках,

Руки вверх,

На выдох опускаем руки вниз,

Встать на ступню.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Вы, наверное, устали?

А сейчас все дружно встали.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По дорожке побежим,

До лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Буратино потянулся (Дети поднимают руки вверх, потягиваются),

Раз нагнулся, два нагнулся (Дети выполняют наклоны вперёд),

Руки в стороны развёл (Разводят руки),

Ключик видно не нашёл (Пожимают плечами).

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать (Дети встают на носочки, вытягивают руки вверх).

Два прихлопа, два притопа,

Ёжики, ёжики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы.

Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе!

Девочки! Мальчики!

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

А сейчас хочу, я, дети

Прокатить вас на карете.

Ну-ка, братцы, не зевайте-

Все к карете подбегайте. (Бег на месте)

Дует ветер нам в лицо (руками к лицу)

Закачалось деревцо (влево, вправо наклоны)

Ветерок всё тише, тише (приседают)

Деревцо всё выше-выше (поднимаются на цыпочки)

Гимнастика для язычка”

“Вкусное варенье” – язычком слизать воображаемое варенье с губ.

“Лошадка” – кончиком языка” поцокать”.

“Одуванчик” – сдуть губами все пушинки с воображаемого цветка

Игра “Деревья, кустарники, травы”

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках познания мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира (“Какие бывают животные?”, “Какой бывает транспорт?”).

Физминутка сидя за столом.

Птицы на юг улетают – (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли – (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали – (движения руками имитируют махи крыльев).

  1. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй – с мизинца.
  1. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Для пальчиков :

(Поднимаем на двух руках сразу большой пальчик, затем все остальные):

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой (загибаем большой палец)

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его (указательный)

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине (средний палец)

Этот пальчик безымянный, –

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Он и ловок, и удал!

Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики проснулись,
(локти на столе, пальцы широко развести в стороны)
С добрым утром! (рукопожатие)
Потянулись! (не разжимая пальцев, потянуть руки вверх)
Стали дружно умываться (трут ладошки друг друга)
Полотенцем вытираться (скользящие движения ладошками)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем (массаж пальцев)
Дружно делаем зарядку (произвольные движения кистями)
Садимся за парту и смотрим в тетрадку (руки на локоть).

Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
***

Раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

Упражнения для губ:

Лягушка – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Хоботок – губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Лягушка – хоботок – на счёт “раз-два” чередовать упражнения.

Упражнения для языка:

Качели – улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт “раз-два” из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Маляр – улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Лошадка – пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён.

Посчитай верхние зубы – кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

Шли мы после школы, – взмах рукой назад.

Шли мы просто так. –

Прямо – идти вперёд, указывая рукой вперёд.

И направо, – идти направо, небольшое движение рукой направо.

А потом – жест “внимание”, указательный палец поднять вверх.

Назад, – идти назад, махнуть рукой назад, за спину.

А потом обратно, – повернутся на месте, показав рукой поворот.

А потом кругом, – повернутся на месте вокруг себя .

А потом вприпрыжку, – подпрыгивать на месте.

А потом бегом. – бежать по кругу друг за другом.

Артикуляционная гимнастика (зеркала)

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать: Раз, два, три,
четыре, пять!
Язык можно убирать.

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.

Малышата – индюшата
Лапками топочут,
Весело бормочут,
Бл-бл-бл-бл-бл-бл

Физминутки и пальчиковы е гимнастики.

Се нтябрь

1 неделя Детский сад”

Физминутка “Детский сад”

Сначала буду маленьким , (Присесть)

К коленочкам прижмусь. (Обнять коленки )

Потом я вырасту большим, (Встать)

До лампы дотянусь. (Руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа». .

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о

друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика )

Это Саша,

Это Даша.

2 неделя Игрушки

Физминутка «Буратиио»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино – потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы…»

3 неделя “Огород. Овощи”

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором )

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук )

Физминутка «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили : (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

4 неделя ” Сад. Фрукты. Ягоды”

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами».

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Физминутка “Яблочко”

Н а носочки я встаю, Поднятся на носки Яблочко я достаю, Руки вверх С яблочком бегу домой, Бег на месте Мамочке подарок мой! Хлопки в ладоши

Октябрь

1 неделя ” Ранняя осень”

Физминутка «Осенью»

Поднимай повыше ноги.

Пальчиковая гимнастика “Дождик”

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно Целый деньБарабанит в стекла.Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки Вся земляОт воды размокла…

2 неделя “Осенняя одежда, обувь, головные уборы”

Физминутка «Сапожки».

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

3 неделя “Лес (деревья, грибы, ягоды)”

Физмннутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише – (постепенное приседание )

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

4 неделя “Семья. Части тела”

Пальчиковая гимнастика “ Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Физминутка «Части тела »

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают )

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх )

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом. (покружиться на месте)

Ноябрь

1 неделя “Домашние птицы и их птенцы”

Физминутка “Как у наших у ворот”

К ак у наших у ворот Ходьба на месте Петух зернышки клюет, Прыжки на месте Петух зернышки клюет,К себе курочек зовет. Хлопки в ладоши

Пальчиковая гимнастика “Как-то летним вечерком”

Как-то летним вечерком Сжимаем и разжимаем кулачки Утята стаей шли гуськом. Шли они на пруд купаться, Хлопки в ладоши Порезвиться, поплескаться. Первый среди них - вожак. Загибаем пальчики Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»У трех других утят Спинки желтые блестят. А последний поотстал.Очевидно, он устал.Из травы высокой вдруг,Вызвав у утят испуг, Еще двое выбегают, Место в стае занимают. Ну-ка быстро сосчитаем: Сжимаем и разжимаем кулачки Сколько было утят в стае?

2 неделя “Домашние животные и их детеныши”

Физминутка “Конь”

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу, (подскоки на месте)

Цок – цок – цок,

Цок – цок – цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте )

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику

Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на

каждое

Масла, простоквашки, название молочного продукта .

Молока для кашки. Снова «доят».

Всем дает здоровье