Саджо игра с мячом. Правила игры «джин. «Хорошо - плохо»

В течение дня бывают моменты, когда необходимо организовать детей на короткое время (пока не накрыли обед, заканчивается занятие у второй подгруппы и т.д). Можно вспоминать , пальчиковые игры и физминутки. А я предлагаю организовать игры с мячом для развития речи, которые позволяют педагогу активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в составлении развернутых предложений, сложных слов и подборе рифмы.

Игры с мячом для развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи — картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты — яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды — малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья — берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные — корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные — тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы — стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы — голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель — стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда — тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда — пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь — туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки — кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты — пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова: огурец, помидор — овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:
Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра — тигрёнок, у льва — львёнок, у слона — слонёнок, у оленя — оленёнок, у лося — лосёнок, у лисы — лисёнок.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок.

Группа 3. У коровы — телёнок, у лошади — жеребёнок, у свиньи — поросёнок, у овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок, у собаки — щенок.

Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Вариант 1.
Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

  • Корова мычит
  • Тигр рычит
  • Змея шипит
  • Комар пищит
  • Собака лает
  • Волк воет
  • Утка крякает
  • Свинья хрюкает

Вариант 2.
Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
— Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

  • Сова летает, а кролик?
  • Корова ест сено, а лиса?
  • Крот роет норки, а сорока?
  • Петух кукарекает, а курица?
  • Лягушка квакает, а лошадь?
  • У коровы телёнок, а у овцы?
  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Кто живёт в дупле? — Белка.
Кто живёт в скворечнике? — Скворцы.
Кто живёт в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? — Собака.
Кто живёт в улье? — Пчёлы.
Кто живёт в норе? — Лиса.
Кто живёт в логове? — Волк.
Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.
Где живёт медведь? — В берлоге.
Где живёт волк? — В логове.

Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свёкла — свёколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — пёрышко, стекло — стёклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
Солнце — что делает? — Светит, греет.
Ручьи — что делают? — Бегут, журчат.
Снег — что делает? — Темнеет, тает.
Птицы — что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель — что делает? — Звенит, капает.
Медведь — что делает? — Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака — стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка — мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка — шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея — ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт — человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит — ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт — рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий — холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий — холодный
Хороший — плохой
Умный — глупый
Весёлый — грустный
Острый — тупой
Гладкий — шероховатый
Лёгкий — тяжёлый
Глубокий — мелкий
Светлый — тёмный
Добрый — злой

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха — меховые.
Таз из меди — медный.
Ваза из хрусталя — хрустальная.
Рукавички из шерсти — шерстяные.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный — мак, огонь, флаг.
Оранжевый — апельсин, морковь, заря.
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный — огурец, трава, лес.
Голубой — небо, лёд, незабудки.
Синий- колокольчик, море, небо.
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:
У рыси голова — рысья
У рыбы — рыбья
У кошки — кошачья
У сороки — сорочья
У лошади — лошадиная
У орла — орлиная
У верблюда — верблюжья

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры:
Воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

  • что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
  • что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
  • что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
  • что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:

Стол — столы
Стул — стулья
Гора — горы
Лист — листья
Дом — дома
Носок — носки
Глаз — глаза
Кусок — куски
День — дни
Прыжок — прыжки
Сон — сны
Гусёнок — гусята
Лоб — лбы
Тигрёнок – тигрята

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол — пять столов
Один слон — пять слонов
Один журавль — пять журавлей
Один лебедь — пять лебедей
Одна гайка — пять гаек
Одна шишка — пять шишек
Один гусёнок — пять гусят
Один цыплёнок — пять цыплят
Один заяц — пять зайцев
Одна шапка — пять шапок
Одна банка — пять банок
Одна пуговица — пять пуговиц
Одна мыльница — пять мыльниц
Одна шляпа — пять шляп
Одна книга — пять книг
Одна конфета — пять конфет

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:
Воспитатель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Когда делать нечего, а бегать особо не хочется, то можно предложить детям веселую игру с мячом - Суп. В эту игру нужно играть с компанией и настроение у играющих должно быть хорошее, потому что рюмзы и нытики могут обидеться и игра не получится.

Правила игры "Суп"

Дети собираются на лавочке, садятся рядком. Ведущий, выбранный по стоит перед игроками и по очереди кидает им мяч. Перед тем как бросить мяч ведущий озвучивает вопрос. Например, Кто ты?

Затем ведущий называет слово и кидает мяч (чаще всего придумывают смешные слова). Если игроку понравится слово, то он должен поймать мяч, в противном случае он его отбивает руками назад ведущему.

Одному игроку ведущий может кинуть мяч 3-4 раза. В любой момент "вада" может сказать слово "суп". Если игрок поймал мяч на слове "Суп", то он сам выбирает себе любое название.

Например, ведущий говорит такие слова: лошадь, корова, ежик, монстр, червяк, годзилла, суп. Маша поймала мяч на слове "суп" и сказала, что она человек.

Если же игрок не поймал мяч на слове "суп", то ему дают предыдущее слово - теперь он годзилла.

Когда всем игрокам даны имена, ведущий придумывает следующий вопрос и игра продолжается.

Вопросы для игры "Суп" с вариантами ответов

  • Кто ты? (Как тебя зовут) - корова, еж, монстр, барабашка, черт, суп
  • Где живешь? - помойка, река, суп, дом, курятник, Земля.
  • С кем живешь? - с мамой, с родителями, с сусликами, с муравьями, с суп.
  • Чем занимаешься? - в носу ковыряешь, прыгаешь, лижешь носки, читаешь, суп.
  • Сколько ты весишь? - тонну, 5 грамм, как слон, суп, 50 кг.

Вопросов можно придумывать много, главное чтобы ответы не были очень обидные. Но здесь самое важное - веселое настроение. Сменить ведущего можно и в середине игры, все зависит от его выдумки и желания игроков.

Это мы, взрослые, уже приспособились часами сидеть за рабочим столом, выполняя свою скучную работу Но детей, которых переполняет любознательность, тяга к новым открытиям и приключениям, сложно удержать на месте. Между тем, иногда обстоятельства складываются так, что приходится просить, умолять и даже требовать от ребенка, чтобы он вел себя тихо, не бегал и вообще молчал (в очереди в поликлинике, в машине, в поезде). В ответ мы слышим обиды и слезы. Стыдно? А что делать? Может быть, лучше не ругать малышей, а предложить им вместе с нами сыграть в детские сидячие игры?


Игра «Сабже»

Ведущий берет в руки мяч. Игроки садятся в ряд на диван или скамейку. Ведущий начинает задавать им по очереди вопросы, затем бросает мяч и предлагает свои варианты ответов. Если участника ответ устраивает, он ловит мяч, если нет - отталкивает (аналогично, как в игре «Съедобное - несъедобное»). На один и тот же вопрос ведущий предлагает 3 варианта ответа, если тот так ничего и не выбрал, за ним по умолчанию остается последний вариант.

В любой момент ведущий имеет право бросить мяч, произнеся «сабже». Это означает, что на заданный вопрос игрок придумывает ответ там. Список вопросов остается на усмотрении ведущего, но интересней, если они будут как бы вытекать один из другого, чтобы потом получилась целая история про игроков. Каждый должен запомнить только что созданную про себя историю и пересказать ее в конце игры. Весело, когда ответы на вопросы ведущих предлагает забавные. Например:

Как тебя зовут? (Катя, Гольфстрим, Акакий)

Сколько тебе лет? (1 год, 200 лет, 13 лет)

Где ты живешь? (во дворце, в коробке от телевизора, в пещере)

Кто твоя жена/муж? (художник, пес-барбос, президент)

Игра «Лопата, ножик, кочерга»

В процессе этой игры хорошее настроение вам и вашим детям будет обеспечено. Отличное занятие для дошкольников. Скажите малышам, что каждый из них на все ваши вопросы должен отвечать конкретным словом. Пусть к одному ребенку будет прикреплено слово «лопата», к другому - «ножик», к третьему - «кочерга» и т.д. Главное правило - ни в коем случае не смеяться и даже не улыбаться. Вопросы задавайте любые:

Как тебя звать?

Что у тебя на голове?

Что ты любишь кушать?

Кто твой лучший друг?


Игра «Вы поедете на бал»

В эту увлекательную игру иногда предлагают сыграть учителя детям, которые поступают в первый класс, поскольку она требует внимания и смекалки. Ведущий начинает игру с такой присказки:

Вам барыня прислала 100 монет
Ждет вас в гости и передает привет.
Черное и белое не берите,
«Да» и «нет» не говорите.

Задача игрока, которому задают вопросы, не нарушить правила игры (не произносить слова «белое», «черное», «да», «нет»). Цель ведущего - спровоцировать его своими вопросами именно на такие ответы. Игрок, который случайно проговорится, меняется с ведущим местами.Например:

Скажите, вы отправитесь на бал?

Скорее всего.

Вы один поедете?

Пока не знаю.

Вы наденете свое самое красивое платье?

Во что играют современные дети? В стрелялки на компьютере или «Злобных птичек» на планшете? Но проводить лето, согнувшись над клавиатурой — просто преступление. Нужно играть с пользой для здоровья, попутно развивая смекалку, быстроту реакции и внимательность.

И тут на помощь придут старые добрые дворовые игры.

Светофор

Яркая и пестрая летняя одежда словно создана для того, чтобы играть в Светофор!

Правила игры просты:

Мелом на асфальте или палкой на песке рисуются две параллельные линии — это будет дорога. По одну сторону дороги становятся игроки, по другую — водящий. Водящий поворачивается спиной к игрокам и называет какой-нибудь цвет. Задача игроков — найти названный цвет на себе и предъявить его водящему — в таком случае можно спокойно перейти на другую сторону дороги. Если же игрок не обнаружил загаданного цвета ни в одежде, ни в содержимом карманов, ему остается только быстро перебежать дорогу, спасаясь от водящего.

Если водящий успел осалить игрока до того, как тот перебежал дорогу, он меняется с ним ролями.

Подсказка для детей : Если вы отправляетесь гулять в однотонном платьице или белой футболке, не забудьте хотя бы надеть на руку разноцветный браслет или положить в карман пестрый носовой платочек.

Саджо

В нашем детстве эта игра называлась именно так — незнакомым странным словом, похожим на грузинское имя. Может быть, по описанию вы узнаете эту игру и вспомните, как называли «саджо» в вашем дворе.

В эту игру можно играть вдвоем, но если игроков будет трое, четверо или пятеро — будет веселее.

Каждый игрок молча придумывает себе биографию: имя, возраст, город проживания, любимое блюдо, домашнее животное, его кличку и т. п. — примерные вопросы зависят от фантазии «воды» и игроков.

Водящий начинает игру с вопроса «как тебя зовут» и бросает первому игроку в руки мяч, называя при этом разные варианты имен. Если имя не подходит игроку, он должен отбить мяч. Если прозвучало правильное имя — мяч нужно поймать.

Также обязательно ловить мяч, на который «вода» говорит «саджо». Если такой мяч случайно оказался отбит, то ответом игрока на вопрос считается то слово, которое прозвучало до «саджо».

Пропустив нужный мяч, можно легко оказаться Дормидонтом в возрасте 108 лет, владельцем кошки по кличке Мышка.

Игра отлично развивает внимание и быстроту реакции и дает возможность посмеяться над собой и соседом.

Подсказка для детей : Если чувствуете, что устали отбивать мяч и вас сейчас «поймают» на имени Дормидонт или городе проживания Караганда, ловите мяч с первым попавшимся нормальным именем, а не ждите, когда прозвучит именно то, что вы загадали.

Если вы — «вода», пытайтесь подловить игроков, наращивая темп игры: быстро называйте разные варианты и кидайте игрокам мяч, а потом резко скажите «саджо».

Салки

У этой классической игры в догонялки много разновидностей: «салки-стенки», «салки-приседалки», «салки-ножки на весу» — какие еще салки вспомните вы?

От обычных салок все эти игры отличаются облегченными правилами: убегая от водящего, игроки могут передохнуть: дотронуться до стены, присесть или поднять над землей ноги (повиснув на чем-нибудь или сев на лавочку) — в этом случае осалить игрока будет нельзя.

Подсказка для детей : Бегая, старайтесь держаться поближе к стене или дереву, на котором можно повиснуть. А если вы водящий — оттесняйте игроков от спасительных стен и лавочек и не давайте к ним приблизиться.

Ручеек

Для этой игры не требуется много места, главное — нечетное количество участников, причем, чем их больше — тем лучше.

Игроки разбиваются на пары, берутся за руки и строятся друг за другом, образуя арку. Водящий пробегает сквозь коридор и ищет себе пару: берет понравившегося человека за руку и становится с ним вначале арки.

Игрок, пару которого «увели», становится водящим и также бежит через коридор в поисках новой пары.

Подсказка для детей : Если вам не нравится водящий и вы не хотите стоять с ним в паре, можно не расцеплять рук и «вода» будет вынужден искать себе другую пару. Но не злоупотребляйте правом на отказ, помните, что в роли «воды» в следующий раз можете оказаться вы.

Я садовником родился…

«…Не на шутку рассердился»- эту фразу, пожалуй, каждый из нас помнит с детства.

В эту спокойную игру вполне можно поиграть не только на улице, но и дома или в транспорте — например, в поезде или автомобиле по дороге к морю. Она не потребует большого пространства или физической активности, главное — собрать команду игроков.

Водящий-садовник шепотом и на ушко присваивает каждому игроку имя — название цветка, а потом произносит хорошо знакомое:

«Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме…» — и называет один из цветков.

Названный цветок должен откликнуться:

— Что с тобой?

— Влюблен(а)!

Если такой игрок-цветок существует, то он должен откликнуться. Если нет — водящий снова читает стишок.

Проигравшим считается тот «цветок», который забудет откликнуться или ошибочно среагирует на чужое имя. Такой игрок должен будет выполнить какое-либо задание: спеть песню, прокукарекать, поздравить соседку по купе бабу Машу с праздником — задание-наказание придумывает водящий или вся компания «цветов» совместно.

Подсказка для детей : Игра только кажется простой, а из-за ее монотонности и постоянного повторения одного и того же диалога «проспать» свою партию проще простого. Сохраняйте бдительность!

Мы и не заметили, как в наших дворах перестали быть слышны детские крики. И вовсе не потому, что их заглушили сирены машин. Просто дети XXI века предпочитают расти в виртуальном мире гаджетов и Интернета. А вы ещё помните годы беззаботной юности, проведенные в «офлайн»?

Рассказать обо всех играх нашего счастливого детства во дворах невозможно. Сегодня "Родной город" вспоминает о самых легендарных: «машина едет, едет, стоп!», «выше ноги от земли!», «пятнашки», «десяточки», «слепая мышь», «квач», «квадрат» и других.

«Пионербол»

Игра напоминала волейбол, только с более мягкими правилами - игроки могли не только отбивать мяч, но и просто ловить его.

Если бы сейчас меня пригласили поиграть в такую примитивную игру, я бы с недоумением отказался, - размышляет волгоградец Александр Епифанов. - Но в детстве мы могли гонять в пионербол часами! Наверное, подкупала интимность игры (с каждой стороны перекладины было всего по паре человек!), ее неспешность и… универсальность для всех. Ведь в пионербол с удовольствием «рубились» как домашние дети, к которым относился и я, так и самая «отвязная» шпана. Вот такой парадокс!

Остаётся добавить, что вечерние партии в пионербол часто продолжались и после наступления сумерек! Детская прихоть, странная для взрослых, объяснялась просто - любой отобьёт мяч при свете дня, а ты попробуй сделать это в темноте! Слабо?

«Светофор»

Игра на развитие сообразительности, ловкости и даже… умеренной наглости. Водящий, стоя перед шеренгой ребят, называл любой цвет, пришедший ему на ум - например, оранжевый. Те играющие, у которых вещи этого оттенка находились, проходили без суеты на другую сторону поля - за спину водящего. А вот «неудачники», пролетевшие по цветовой гамме, пытались прошмыгнуть под носом у маящегося, не будучи им пойманными. Очередным заводилой-«светофором» становился тот, у кого это, увы, не получилось. Был у игры и глубокий социальный подтекст: она объединяла мальчишек и девчонок, позволяя им не только помириться, но и найти общий язык друг с другом.

«Сабже»

Сегодня далеко не каждая из респектабельных леди сможет вспомнить суть игры со странновато-армянским названием. А ведь в нее играли девчонки всей постперестроечной России!

Участники сидели на лавочке и по очереди ловили мяч от водящей, - рассказала газете Марина Гребенникова, молодая мама. - Каждый бросок давал шанс выбрать новое имя, профессию, место жительства или количество детей. В общем - новую жизнь! Главное - отбить мячи с «плохими» вариантами и поймать с приглянувшимися. Бросок, и тебя зовут Дездемона, еще бросок - и у тебя уже трое детей, еще подача - и ты живешь с мужем по имени Роберт на берегу океана. Контрольный пас - и ты… трактористка! Потому что «актрису» ты прошляпила пять минут назад! Вот бы вспомнить сейчас, что «нагадала» мне тогда «сабже», и сравнить с тем, что сбылось!

«Резиночки»

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как «резиночки». В 90-е раздобыть хорошую резинку можно было без проблем. В каждом доме находился моток для белья. Но со временем этот инвентарь превращался в «ветерана» - жутко растянутого и в узлах! Примечательно, что в «резиночки» можно было играть как большой толпой, так и поодиночке, натянув «спортинвентарь» меж деревьями или столбами.

Уровень мастерства определялся высотой подъёма резинки. Для новичков она натягивалась в районе щиколотки, для продвинутых - на уровне пояса, для искушённых - на уровне груди. Проигрывала прыгунья, задевшая резинку!

А в мальчиковой компании был свой «эквивалент» «Резиночек» - игра под названием «Царь горы». Суть её была проста: приятели забирались на плечи друг другу, пытаясь построить «гору» как можно выше. Падавшие с вершины становились её новым основанием. Цирк, да и только!

«Ножички»

Как и большинство дворовых забав скромного детства 90-х, игра не требовала особых условий. Один нож на всех да круг на земле, разделёенный на части по числу игроков. Если брошенный нож втыкался в землю противника, ловкий метальщик отрезал себе часть «чужой» земли. Проигрывал тот, кто больше не мог устоять на своей территории, даже на одной ноге! Игра считалась истинно мужской, хотя встречались и исключения из этого правила.

Я любила играть в основном с мальчиками, особенно в «ножички»! - призналась Анастасия Игнатова, теперь уже сама мама четырёхлетнего сорванца. - Забава не только развивала координацию движений и меткость, но ещё и объединяла на поле сразу несколько поколений детей!