Биоэнергопластика в логопедической работе. Использование биоэнергопластики в логопедической работе Биоэнергопластика в логопедической работе

Аннотация: Биоэнергопластика в логопедии — что это такое, особенности использования, примеры логопедических упражнений.

Биоэнергопластика является нестандартном, инновационным методом выполнения артикуляционной гимнастики. Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одна из задач стоящих перед учителем – логопедом — сохранение, укрепление здоровья детей в процессе коррекции речи.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я обратилась к нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики .

Что такое биоэнергопластика?

– это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика . Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Суть этого метода состоит в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Необходимость подключения рук к артикуляционной гимнастике обусловленно тесной взаимосвязью мелкой, общей и артикуляционной моторики. Синхронное движение кистей рук с движениями артикуляционных органов способствует быстрому освоению ребенком правильного положения языка, губ, челюсти, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На первом этапе провожу обследование детей, которое включает в себя обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции, проводится общеизвестными, традиционными методами. Данные заношу в речевую карту.

В соответствии с данными подбираю комплекс артикуляционных упражнений.

На втором этапе работы детей знакомлю со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняем сидя перед зеркалом.

На третьем этапе происходит разучивание с ребенком артикуляционных упражнений без использования движений рук.

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом, вместе с ребенком. Данный процесс педагог должен сопровождать движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.

В течение четвертого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение - сидя перед зеркалом. Показываю упражнение и сопровождаю его движениями руки. Ребенок повторяет за мной и использует свою ведущую руку.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. При выполнении упражнений необходимо постоянно использовать счет от 1 до 4-6. Короткие стихотворные строки. Этот прием помогает выполнять гимнастику в нормальном темпе и удерживать его.

На пятом этапе выполнение артикуляционных упражнений происходит с сопровождением движений другой руки ребенка и длится 2 недели. Так как дети полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сокращает период освоения движений другой рукой. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует другую руку. Педагог следит за точным и плавным выполнением движений.

На шестом этапе выполнение артикуляционной гимнастики подкрепляется движениями обеих рук ребенка. Упражнения выполняются в том же положении. Ребенок повторяет за педагогом упражнения и использует обе руки. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений.

На заключительном эта пе педагог рассказывает сказки о Язычке или придуманных героях. В сказке артикуляционные упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом, ребенок слушает название выученных артикуляционных упражнений, и выполняет их в сочетании с движениями обеих кистей рук. На данном этапе возможно выполнение упражнений без опоры на зеркало, так как к этому времени дети освоили артикуляционные упражнения и могут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти.

Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальцевой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периодов освоения арикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому педагог может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.

В настоящее время я работаю над созданием картотеки и предлагаю вместе провести несколько упражнений Лягушка, Слоник (приложение 1, 2.)

1. Подбирать комплекс артикуляционной гимнастики, который будет включать в себя как статические, так и динамические упражнения.

2. Соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно переходя к выполнению сложных движении.

3. На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполнять в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

4. Повторять каждое упражнение от 4 до 7 раз.

5. Использовать счет от 1 до 10 или стихотворные строки. Это помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

6. Гимнастику разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

8. При выполнении артикуляционной гимнастки с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

У вас наверно сложилось мнение о трудоемкости данного метода. Это не совсем так. Применять на практике данный метод может как специалист логопед так и заинтересованный воспитатель. Когда педагог вникнет в суть биоэнергопластики, непосредственно сам освоит приемы, то сможет оценить развивающую, здоровьесберегающую пользу, эмоциональную сторону и даже организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе предложенного метода.

Согласитесь, во время артикуляционной гимнастики детские руки все время ищут себе занятие, эмоции требуют выхода, а природа ребенка стремится к занимательности, игре. В этом помогает метод биоэнергопластики, объединяющий в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.

Приложение 1

Логопедические упражнения с использованием биоэнергопластики

«ЛЯГУШКА»

Превратили нас в лягушек — Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. а).

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх(рис. б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Приложение 2

«СЛОНИК»

Вытянул слоненок хобот. Поиграть нам предложил. Губы «хоботком» сложили, Со слоненком подружились.

Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

Ведель Юлия Викторовна,

учитель -логопед

Муниципальное дошкольное

общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного

вида №5 «Солнышко»

г. Малоярославец

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, развитие общей моторики (логоритмика, физминутки), развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки и пр.), Су-джок терапия, массаж и самомассаж, биоэнергопластика.

Принципы здоровьесбережения:

Принцип «Не навреди!»;

Принцип непрерывности;

Принцип комплексного подхода;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований – движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование известных приёмов:

Лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный материал и пр.

Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать камешки, ракушки и пр.

Разработка авторских пособий. Несмотря на многообразие пособий, всегда хочется найти, сотворить что-нибудь новое, а следовательно интересное для детей. В своей работе я стараюсь активно внедрять авторские пособия, собственноручно выполненные и неоднократно применимые на занятиях с детьми.

Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Заинтересовавшись темой «Биоэнергопластика», я сделала следующие пособия:

-«Конфеты» (на твёрдой основе крепится поролон, обтянутый мягким флисом с нашитыми пуговицами) Пособие используется для автоматизации поставленных звуков. Ребёнок стараясь одним пальчиком как можно сильнее прижать пуговицу, пятикратно проговаривает предложенный звук, слог или слово.

-«Счёты» (на твёрдой основе натягивается шнурок с 5-ю цилиндрами от колпачков фломастеров) Также я использую это пособие для автоматизации. Принцип тот же, толь ко в данном случае, пальчиком ребёнок передвигает подвижные элементы.

-«Мостик», «Пианино», «Кочки» и т.п.(на плотном картоне закрепляем картинки, обклеиваем прозрачным скотчем, сверху из поролона или потолочной плитки вырезаем и

приклеиваем необходимые объёмные фигуры) Пособия также предназначены для автоматизации звуков.

«Весёлая клавиатура». Идея этого пособия заимствована из интернета, но немного адаптирована к более общему применению. В своей клавиатуре я использовала различные фигуры, что позволяет многократно менять задания. Здесь представлены круги, квадраты, треугольники основных цветов; 5 смайликов; отдел с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие задания: нажимай только квадраты, нажимай только красные фигуры, нажми только кнопки с улыбками; нажми цифры по порядку. При этом проговариваем и закрепляем поставленные звуки, а также закрепляем знания цветов, геометрических фигур, цифр.

Работа с родителями. В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с родителями, проводя как общие, так и индивидуальные консультации. Пытаюсь вовлечь родителей в совместный коррекционный процесс, наглядно объясняю, показываю, например, какие тренажёры можно сделать своими руками и как ими правильно пользоваться. Заинтересованные в успехе своих детей мамы, бабушки с удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.

Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.

При выполнении артикуляционных упражнений, требующих сопровождения под счёт 1-2, таких как например, «футбол» (поочерёдное надувание щёк) удобно поочерёдно отстукивать счёт ладошками. При выполнении упражнения «лягушата» (улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой. Выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать маятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.

В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.

«Движенья рук – как взмах крыла,

Без них полёт не состоится…

Желаю счастья и добра!

И лучшее ещё случится!»

МБДОУ "Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида"

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени - школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики - это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Михайлова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №283
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства

в детской руке, тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Важнейшей

проблемой

дошкольного

современном

является

увеличение количества детей с речевой патологией.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем

богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.

Исследования

отечественных

физиологов

(В.М. Бехтерева,

М.М. Кольцовой,

А.А. Леонтьева и др.) подтверждают стимулирующую роль тренировки тонких движений

пальцев с интеллектуальным и речевым развитием ребенка. Центры, отвечающие за речь и

движения

головном

человека

расположены

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с

подходящего

помогает

наоборот:

сосредоточенно

рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в коррекционной работе с успехом применяют артикуляционную

гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на

развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики

укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными,

сильными,

уверенными.

артикуляционных

упражнений

дифференцировать

движения

участвующих

процессе

образования

звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Для того, чтобы интерес детей к ежедневным занятиям гимнастикой не снижался и

эффективность выполнения артикуляционных упражнений не уменьшалась, рекомендую

использовать

биоэнергопластику.

гимнастика

помогает

длительно

удерживать

интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный

эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика

соединение движений артикуляционного аппарата с

движениями кисти рук.

Она включает в себя три базовых понятия:

«био» - человек как биологический объект;

«энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью,

энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они

пластичны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

организме.

оказывает

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

развивает

координацию

движений

моторику.

отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа

полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание,

мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и

артикуляционного

аппарата.

Движения

имитируют

движения

речевого

аппарата.

Комплекс

упражнений

использованием

биоэнергопластики

способствует

развитию

подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в

усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

развитие артикуляционной и мелкой моторики;

развитие

внимания,

мышления,

ориентировки

пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

развитие

обеспечение

успешному

овладению

обеспечение

успешности

благотворное

воздействие

состояние

физического и психического здоровья;

выстраивание

преемственности

заинтересованных

участников

образовательного пространства в коррекции речи детей.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно

произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку

работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от

языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому

многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности

построены

нейропсихологические

коррекционно-развивающие

формирующие

программы.

обучения

необходимо

движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются

упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя

перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.

Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением

рук ребенка. Логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ

движением

Воспитанник

выполнять

одновременно

артикуляционные

упражнения

движения

Постепенно

подключается

выполняет

артикуляционное

упражнение

удерживает

одновременно

движением

имитирует,

повторяет

движение

артикуляционного

аппарата.

Необходимо

ритмичным

выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения.

При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

На последнем, заключительном этапе, ребенок самостоятельно выполняет

артикуляционные упражнения с движениями обеих рук.

Комплекс основных упражнений артикуляционной гимнастики

с применением биоэнергопластики

Статические упражнения

Цель

упражнений:

воспитание

точности,

четкости,

плавности

устойчивости

артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики

активизация

интеллектуальной

деятельности

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

«Бегемотик»

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении

несколько секунд.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Цель: выработать умение

удерживать

узкий язык вне рта.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

«Грибок»

Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Динамические упражнения

Цель

упражнений:

формирование

плавного

переключения

артикуляторного

движения

воспитание

точности,

целенаправленности,

плавности движений артикуляторных органов, развитие координации движений кистей и

развитие

произвольного

внимания,

зрительного

слухового

восприятия,

межполушарной

взаимосвязи,

формирование

действовать

словесным инструкциям.

«Блинчик»

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Качели»

Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

«Чистим

зубки»

Цель: учить выполнять дифференцированные движения языком.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

«Киска сердится»

Цель: выработать умение изменять положение языка, выполнять точные движения.

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!

«Часики»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Индюк»

Цель: выработать умение

производить движения

языком по верхней губе.

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!

«Маляр»

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

«Лошадка»

Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Гармошка»

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении, тренировать

подъязычную связку.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической

практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных

движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и

свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает

чрезвычайно

благотворное

активизацию

интеллектуальной

деятельности

предпосылки

развитию

координации,

произвольности

поведения,

внимания,

психических

процессов,

необходимых

становления

полноценной учебной деятельности. В результате биоэнергопластических упражнений не

только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Подготовила Михайлова Е.В.

учитель-логопед ГБОУ Школа №283 г.Москвы

Литература

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство

Детство-Пресс», 2011.

2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

3.Коноваленко

Коноваленко

Артикуляционная,

гимнастика

4.Лозбякова

правильно

говорить

логопедов,

воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.

5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2007.

Биоэнергопластику применяю на логопедических занятиях уже больше пяти лет.
С удовольствием поделюсь своими наработками по данной теме.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, использую стихи, адаптированные мной сказки
В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.



Речевой материал по биоэнергопластике

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,

ела блинчики
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.

Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь?
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит - мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)

«Под грибом».
Как-то раз летел Комар
(упражнение «Хоботок»)
и начался сильный дождь.
(упражнение «Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.
(упражнение «Птенчики»)
- Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать!
- Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
-Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Пустил Комар Воробья под грибок.
Ползёт Змейка к грибочку.
(упражнение «Змейка»)
Просит:
- Пустите под грибок, дождик переждать.
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста.
Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку,
(упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь всё льёт и не перестаёт.
(упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик.
(упражнение «Лошадка»)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!
- Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца, Лиса прибежала.

- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться.
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерым место нашлось.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
(упражнение «Улыбка»)
- Эх вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

«Часы с Кукушкой».
Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка.
Тик-так! - отстукивает время маятник. Ку-ку! - выглянула Кукушка.
(упражнение «Часики»)
Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр.
(упражнение «Маляр»)
Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка.
(упражнение «Заборчик»)
В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка.
(упражнение «Киска сердится»)
Пирог с начинкой: с клубничным вареньем.
(упражнение «Вкусное варенье»)
- Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам.
- Ещё раз прокукует Кукушка - значит, пора вынимать пирог.
Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку.
(упражнение «Улыбка»)
Каждое утро он моет свой плот щёткой.
(упражнение «Почистим зубы»)
Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади.
Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес».
- Ерунда, - сказал Лягушонок. - Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, - и прыгнул в домик над часами.
Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко.
- Нет, не могу я быть Кукушкой.
-Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. - Мяу-мяу!
Потом свернулась клубочком и уснула.
А в домике у Кошки горел пирог,
(упражнение «Лопаточка»)
потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом.
- Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. - Только проверю механизм: всё ли в порядке.
Стукнул Пёс молотком по колёсику - и вовсе остановились часы.
Звери в растерянности поглядели друг на друга.
- Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? - спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс.
Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались.
(упражнение «Улыбка»)
Кукушка быстро починила часы и прокуковала:
- Ку-ку! Ку-ку!
(упражнение Часики»)
И всё в сказочном городке пошло своим чередом.

«У Солнышка в гостях».
Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
(упражнение «Птенчики»)
- Куда это Солнышко подевалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? - закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
(упражнение «Индюк»)
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.
(упражнение «Дятел»)
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
(упражнение «Лошадка»)
Долго шли они. Увидели Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
(упражнение «Гармошка»)
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? - спрашивают Цыплята. - Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. - ответил Ёж.
(упражнение «Горка»)
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.
(упражнение «Грибок»)
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? - спросило Солнышко. - Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
(упражнение «Чашечка»)
Дятел - Солнце водой умывать. Индюк - полотенцем вытирать.
(упражнение «Маляр»)
Ёж - давай колючей щетинкой начищать.
(упражнение «Качели»)
А Цыплята - те стали с Солнышка соринки смахивать.
(упражнение «Фокус»)
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.
(упражнение «Улыбка»)

«Петух и краски».
Нарисовал Художник Петуха,
(упражнение «Птенчики»)
а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться.
- Почему они смеются надо мной? - спросил Петух Индюка.
(упражнение «Индюк»)
- Ты же ходишь совсем нераскрашенный, - сказал Индюк, - посмотри-ка на себя!
Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно - Индюк правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
Тут подошёл Кот.
(упражнение «Киска сердится»)
- Не печалься, - сказал Кот, - иди к Краскам, они тебе помогут.
(упражнение «Маляр»)
- Ку-ку-да к Краскам? - закудахтал Петух. - Где я их найду?
- Я научу тебя, - сказал Кот. - Иди всё время прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать.
Идёт Петух по лесу. А на поляне Лисята играли с мячом.

Заметили его Лисята, закричали:
- Мама, мама! Смотри - Петух!
Лиса в это время наказывала одного из лисят.
(упражнение «Наказать непослушный язычок»)
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
- Нет, нет… Этот Петух не годится. Он - нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок всё шёл и увидел Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Ёжик показал Петушку, где Краски живут. Пришёл Петух к расписному теремку, вокруг которого стоит разноцветный забор.
(упражнение «Заборчик»)
- Ку-ка-ре-ку!
- Кто там? - спросили за дверью.
- Это я, Петух.
Вышли навстречу Петуху Краски и раскрасили его в разные цвета.
Красная Краска раскрасила гребешок и бородку, Синяя - пёрышки на хвосте, Зелёная - крылышки, а Жёлтая - грудку.
(упражнение «Маляр»)
Посмотрел Петушок в зеркало - себя не узнал! Такой стал красивый!
Поблагодарил Петух добрые Краски, улыбнулся,
(упражнение Улыбка»)
и весёлый зашагал домой. Поёт на весь лес:
- Ку-ка-ре-ку!
Лисята теперь качались на качелях,
(упражнение «Качели»)
увидели его, запищали:
- Мама, смотри - Петух назад идёт!
- Я же сказала вам - он ненастоящий, нераскрашенный.
- Мам, он настоящий! Настоящий, живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

Стихи для биоэнергопластики

Поёт с утра лягушка:
«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка!
Здесь сочная трава».
(упражнение «Улыбка»)

Воробьишка прыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиный хор,
Им ареной служит двор.
(упражнение «Птенчики»)

Индюк, смотри, какой герой -
За индюшат стоит горой!
Распустит хвост, зальётся краской,
Все на него глядят с опаской.
(упражнение «Индюк»)

Зебра в белую полоску,
Зебра в чёрную полоску,
Точно кто-то шутки ради
Нарядил её в матроску.
(упражнение «Лошадка»)

Принесу грибы в корзинке,
Стану их перебирать,
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
(упражнение «Грибок»)
(упражнение «Чашечка»)

Ель зайчишку приютила,
Веткой от врагов укрыла…
Ёжик - быстренькие ножки,
Протоптал в лесу дорожки.
(упражнение «Иголочка»)

Дятлу клювом бить не лень
Целый день, целый день!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Выходи из щёлки жук!
(упражнение «Дятел»)

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
(упражнение «Грибок»)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упражнение «Киска сердится»)

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.
(упражнение «Маляр»)

Удав, огромнейший удав,
Лежит кольцом средь пышных трав.
Он гордый повелитель змей,
И трогать ты его не смей.
(упражнение «Змейка»)

Хомячок живёт в квартире,
Нет зверька милее в мире.
Он за щёчки прячет ужин.
Что ж! Запас, конечно, нужен.
(упражнение «Футбол»)

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
(упражнение «Самолёт гудит»)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(упражнение «Часики»)

Шмель лохматый, шмель пушистый,
Держит путь на луг душистый,
Басом целый день поёт
И нектар цветочный пьёт.
(упражнение «Хоботок»)

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)

В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
(упражнение «Горка»)

Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
(упражнение «Заборчик»)

Я достал в шкафу варенье,
Я к животным всей душой.
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстый и большой.
(упражнение «Вкусное варенье»)

Весёлые мыши забрались на крышу
И лезут упрямо всё выше и выше.
(упражнение «Иголочка» - тонкий хвостик мышки)
Совсем не боятся они высоты!
Какие, однако, отважные мыши! -
Сказали, взбираясь за ними коты.
(упражнение «Киска сердится»)

Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(упражнение «Чашечка»)

Увидев свой хвост, удивилась змея:
- Неужто, друзья, это всё ещё я?
(упражнение «Змейка»)

Два цыплёнка,
(упражнение «Птенчики»)
Два мышонка
(упражнение «Иголочка»)
Учат бегать
Лягушонка.
(упражнение «Улыбка»)
Расшумелась мелкота -
Видно, близко нет кота!
(упражнение «Киска сердится»)

Ходит по двору индюк
(упражнение «Индюк»)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(упражнение «Птенчики»)
Рассердился сгоряча.

Кот Тимошка жил на крыше.
(упражнение «Киска сердится»)
Ниже, в доме, жили мыши.
(упражнение «Иголочка»)
По стене взбирались мыши,
Не боясь кота на крыше.

На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
(упражнение «Дятел»)

Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
(упражнение «Киска сердится»)
(упражнение «Иголочка»)

Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечёт нам мама
Яблочный пирог.
(упражнение «Лопаточка»)
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
(упражнение «Киска сердится»)
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
(упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
(упражнение «Пароход гудит»)

Труба трубит, труба поёт,
Трубач по улице идёт.
(упражнение «Трубочка»)

Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик, даже глупый самый
Хочет жить с ежихой-мамой.
(упражнение «Иголочка»)

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
(упражнение «Почистить зубы»)
(упражнение «Почистим зубы»)

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
(упражнение «Приклей конфетку»)

Литература:
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001.
2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.