Памятка для родителей детского сада. Артикуляционная гимнастика. Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Отрывок из комплекса артикуляционной гимнастики

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Ч А С И К И

Тик-так, тик-так,
Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

К А Ч Е Л И

Вверх – вниз,
Выше вверх,
Вверх – вниз,
И ниже вниз,
Ты качаться не ленись,
Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

П О Ч И С Т И М З У Б К И

Чистить зубки часто надо,
Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

Язычок наш словно бочка,
Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика языка.

Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

Л О П А Т К А

Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

Порядина Анна Ивановна,
учитель-логопед

Многих родителей волнует проблема неправильного произношения звуков речи у ребёнка. Для того, чтобы детская речь была внятной, чёткой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости: языка, губ, щёк, подъязычной складки (уздечки), которые называются артикуляционной гимнастикой.

Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.

Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно овладеть нормами звукопроизношения:

«Заборчик» - улыбнуться (зубы сомкнуты и видны), удерживать губы в таком положении.

«Иголочка» - открыть рот, язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперёд, а затем убрать вглубь рта.

«Лопаточка» - рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна! (Сначала выполнять с закрытым ртом, затем – с открытым.)

«Конфета» - губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

«Качели» - открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Чашечка» - открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

«Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперёд-назад.

«Лошадка» - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

«Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» - рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не отпуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

Уважаемые родители!

Совместна я работ учителя-логопеда и родителей поможет подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволит достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверенны, что ваше сотрудничество окажется результативным!

Подготовила: учитель-логопед

Гайдар Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»

«Артикуляционная гимнастика»

(Памятка для родителей)

Славгород - 2015

Памятка для родителей

    Ребёнок должен прийти в детский сад, переодеться, вымыть руки и подготовиться к занятиям не позднее времени проведения воспитателями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

    У ребёнка ежедневно должна быть папка с принадлежностями для занятий (тетрадь, касса букв, бумажные носовые платки).

    Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

    Поставленные логопедом звуки должны постоянно контролироваться в речи детей родителями.

    Не пропускать занятия без уважительной причины.

    Все логопедические занятия проходят только на положительных эмоциях. Необходимо заинтересовать ребенка в правильном выполнении каждого упражнения.

    Все занятия проводятся взрослыми и обязательно перед зеркалом . Взрослый является примером правильного выполнения упражнения. Все артикуляционные упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

    Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

    У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

    Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

    Перед занятием напомните ребенку подготовиться к занятию (вымыть руки, остричь ногти и достать стерильные салфетки). Часто при выполнении упражнений язычок не слушается, и ребенок пытается захватить его руками.

    Занятия гимнастикой должны быть ежедневными по 5-10 минут в день. Каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. У ребёнка должно быть оборудовано рабочее место с большим зеркалом и достаточным освещением.

Артикуляционная гимнастика.

Название упражнения,

Описание упражнения

«Бегемотики».

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта 5, потом закрыть рот. Повторить 3- 4 раза.

«Заборчик»

Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы, удерживать положение губ под счёт до 10.

«Трубочка»

Вытянуть губы, как при звуке «у», у

«Заборчик-трубочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (как при «у»), затем улыбнуться, показать зубки.

«Блинчик»

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Чтобы язык расслабился, можно похлопать по языку губами, проговаривая «па-па-па».

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка тянуться попеременно к правому и левому углам рта.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка попеременно то достаём до верхних зубов, то упираемся в нижние зубы.

«Почистим зубки»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим по верхним зубам, затем упираемся язычком в нижние зубки, водим из стороны в сторону.

«Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот и щёлкать языком громко и энергично.

Подготовила Учитель – логопед Витенко Ольга Константиновна С/п «Детский сад «Надежда» группа «Солнышко»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Образовательные результаты: родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнений, получат рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, смогут дома помогать своим детям.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

1. Старайтесь проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
3 . Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 5. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6. Следует следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.

Оксана Кадыкова
Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Для начала давайте определимся что такое артикуляционная гимнастика . Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , а также умение объединять простые движения в сложные, эти движения необходимы для правильного произнесения звуков.

При систематическом выполнении артикуляционной гимнастики :

Улучшается кровоснабжение артикуляционных органов ;

Уменьшается напряжённость органов артикуляционного аппарата ;

Укрепляются мышцы языка, щёк, губ;

Улучшается подвижность артикуляционных органов ;

Родители должны помнить основные правила выполнения артикуляционной гимнастики :

1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Все упражнения выполняются сидя перед зеркалом, именно в таком положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено. Руки и ноги должны быть в спокойном положении.

3. Работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5-10 минут.

4. Упражнения выполняются от простых к сложным, проводить их лучше в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение, лучше делать акцент что другие уже получается, а если стараться получится и это упражнение. Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Похвала и поощрение придадут ребёнку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение.

РОДИТЕЛЬ - Главный воспитатель, детский сад создан в помощь родителям в решение вопросов воспитания. Вносить плату за детский сад в течение.

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельность. С помощью игры, ребенок в данном возрасте познает мир, учится.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. 1. Создание благоприятной, доброй семейной атмосферы. Доброта начинается с любви к людям (прежде.

Памятка для родителейЧто такое психические процессы у дошкольников? Психические процессы - одна из групп психических явлений. Психические.

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» 1. Ласково, по имени называйте ребенка. 2. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.

Прием в детский сад осуществляется с 7. 00 до 8. 30. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно.