Игры на тему рыбы в старшей группе. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему "рыбы". Подвижное упражнение «На дне»

Программное содержание: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, учить ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания

Демонстрационный материал: три макета, наборы разрезных картинок с изображением рыб, «Книга друзей природы», золотая рыбка, коврографы на каждого ребёнка, доклады детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.

Дети: Это «Книга друзей природы».

Воспитатель: А вы помните, что это за книга?

Дети: В ней у нас фотографии наших друзей-животных.

Воспитатель: Давайте вспомним с кем мы подружились.

Дети: Мы подружились с белкой и бельчонком.

Мы дружим с лосем и лосёнком.

Наши друзья заяц и зайчонок.

Здесь волк и волчонок.

Мы подружились с бобром и бобрёнком.

В этой книге лиса и лисёнок.

Воспитатель: И вот в нашей книге появилась новая запись. Это загадка. Если мы её отгадаем, то к нам в гости придёт новый друг. Слушайте:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Звучит музыка.

Воспитатель вносит аквариум с рыбкой.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

У рыбы есть плавники.

Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Демонстрируется фильм

Золотая рыбка: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Интересно, а рыбы живут только в аквариуме? Ребята, вы что-нибудь об этом знаете?

Воспитатель: Да, рыбка мы с ребятами много читали о рыбах. А Саша с мамой приготовили нам интересный доклад.

Воспитатель: Спасибо, Саша очень интересный рассказ.

Воспитатель: А теперь нам нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.

Физкультминутка

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а рыбка приготовила вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек.

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

Воспитатель: Каждая команда получает по два конверта. В одном находятся картинки с надписями, а в другом картинки и надписи отдельно. Вы должны подобрать парную картинку и надпись к ней. Выполняйте задание.

Звучит музыка. Дети работают.

Воспитатель: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все справились с заданием? Выберите картинку с изображением рыбы. Ира и Аня уберите коврики.

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

Её в море.

Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: А сейчас вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Воспитатель: Нам об этом расскажет Оля. Она с родителями подготовила доклад.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить. А вот вам на память моя фотография.

Воспитатель: Давайте поместим Золотую рыбку в нашу «Книгу друзей природы» и оставим жить у себя в аквариуме.

Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Тема: Тема: «Аквариумные рыбки»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ГУППИ, ГУРАМИ, МЕЧЕНОСЕЦ, СОМИК.

  • Назови, кто это. (Это аквариумные рыбки)
  • Почему они называются АКВАРИУМНЫМИ?
  • Сосчитай количество слогов в этих словах.
  • Выучи названия этих рыбок.

2. «Один - много». Четко проговаривать окончания слов!

  • Сомик - сомики - много сомиков.
  • Меченосец - ……… - ……………. (меченосцы - много меченосцев)
  • Скалярия - …………. - ………….. (скалярии - много скалярий)
  • Улитка - ……… - …….. (улитки - много улиток)

3. Расскажи, что есть у рыбок. (хвост, плавники, чешуя, жабры). Посчитай до 5, правильно согласовывая слова:

1 плавник - 2 ……. - 3………… - 4……… - 5…………

4. Выучи стихотворение:

К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Это рыбка не простая,
Рыбка это золотая.



5. Подобрать 3 слова - определения: (Взрослым записать слова)
Рыбка (какая?) : (красивая, проворная, золотая, серебристая, шустрая, маленькая, блестящая и т.д.)
1
2
3

Тема: «Речные и озерные рыбы»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЩУКА, ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ

  • Назови, кто это (Это рыбы)
  • Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
  • Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
  • Расскажи, что есть у всех рыб.

2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:

  • У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
  • У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
  • У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)

3. «Большой - маленький»

Щука - щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра -…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..

4. Скажи по образцу:

  • 1 щука - 2 ….. (щуки) - 5 -………. (щук)
  • 1 рыба - 2 ………. - 5……………
  • 1 плавник - 2……….. - 5………….
  • 1 сом - 2……… - 5………..
  • 1 чешуйка - 2………… - 5 …………..

5. Придумай 3 слова - определения:

РОДИТЕЛЯМ ЗАПИСАТЬ СЛОВА В ТЕТРАДЬ.

  • Щука (какая?) -………………………………………. (хищная, большая, зубастая)
  • Карась (какой?) - ……………………………………. (маленький, проворный, быстрый).

Любовь Зыкова
Комплекс утренней гимнастики «Рыбки»

Вводная часть.

1. Ходьба.

2. Ходьба обычная, на носках

3. Ходьба с высоким подниманием колен.

4. Ходьба обычная.

5. Ходьба на наружной стороне стопы.

6. Ходьба приставным шагом влево, вправо.

7. Легкий бег.

8. Бег врассыпную.

9. Ходьба в колонне друг за другом.

10. Бег в колонне по одному. Построение в три колонны

Основная часть. Общеразвивающие упражнения.

1. Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком

И. п. : стоя, ноги вместе, руки опущены. 1 – подняться на носки, руки отвести назад, выполняя плавные движения кистями. 2 – и. п.

2. Рыбка, рыбка, озорница,

Хочет комара поймать

И. п. : стоя, ноги врозь, руки в стороны. 1 – повороты туловища влево – вправо, хлопок вытянутыми вперёд руками перед собой. 2 – и. п.

3. Рыбка, рыбка золотая,

То ныряет, то всплывает.

И. п. : ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон туловища вперёд, руки сомкнуты ладонями над головой. 2- -и. п.

4. У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток на спинке.

И. п. : лёжа на животе, руки сомкнуты над головой.

1 – поворот на правый (левый)бок, 2 – и. п.

5. Вы поплавать захотели?

Ноги вытянуть назад,

Руки вперёд, мышцы сжать,

Равновесие держать! Упражнение "Рыбка"

1 - равновесие лёжа на животе, 2 – расслабление

6. Рыбки плавают в воде,

То зароются в песке.

И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища

1 – присесть, обхватив руками колени, наклон головы к коленям (группировка, 2 – и. п.

7.В море синем рыбки

Плавают, резвятся.

А к большому неводу

Подплывать боятся

Прыжки на двух ногах, руки немного отвести назад

Заключительная часть

Упражнение на дыхание «Рыбка дышит»

И. п. : стоя, ноги вместе, руки внизу. 1 – руки развести в стороны, поднять плавно вверх, вдох 2 – опускаем руки вниз,на выдохе произносим: «Буль – Буль!»

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики 1. Курочки Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения 1. "Курочки машут крыльями". И. п. :.

Комплекс утренней гимнастики Конспект коррекционной гимнастики с гантелями. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (для детей с кифотической осанкой). Дата проведения:.

Комплекс утренней гимнастики для детей 2–3 лет Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет 15-30 сентября № 1 Форма проведения: ОРУ без предметов «Прилетели воробьи» I. Вводная часть:.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Комплекс утренней гимнастики «Птички» Цель: 1. Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга., согласованными, свободными движениями рук и ног. 2. Развивать.

Комплекс утренней гимнастики «Птицы» Возрастная группа: вторая младшая Мероприятие: тематическая неделя «Изучение деятельности ДОУ по укреплению здоровья детей (формирование.

Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» №1 - февральЦель: оздоровление детей, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Программные.

Уважаемые родители!

Тема этой недели «Рыбы».

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

Ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;

Рассказать об аквариумных рыбках, способах ухода за ними.

Задание 1. Отгадать и объяснить загадки про рыб.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак» : рыбка (какая?) - ...; плавник (какой?) - …; чешуя (какая?) - ...

Задание 3. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

Задание 4. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

Задание 5. Ответить на вопросы.

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

Задание 6. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - ....

Задание 7. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Задание 8. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (переплыла).

Задание 9. Выучить скороговорку и стихотворение.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.

Задание 10. Выложить фигуру из спичек по образцу.

в старшей группе

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Рыбы»

Цель: Закрепить представления детей о рыбах.

Задачи Образовательные: Продолжать учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)

Совершенствовать навыки словообразования от слова рыба.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

У чить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Оборудование: предметные картинки рыб.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, Плоскостные рыбки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Ход занятия

Вос-ль: Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?
Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль:
Где водятся рыбы?
Дети:
В воде.
Вос-ль:
Чем покрыто тело рыб?
Дети:
Чешуей.
Вос-ль:
Чем дышат рыбы?
Дети:
Жабрами.
Вос-ль:
Что рыбы делают в воде?

Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети:
Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Вос-ль:
Какие рыбы?
Дети:
Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль:
Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!

Дети садятся на стулья.
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:

Дети:
Рыбина.
Вос-ль:

Дети:

Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:

Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:

Физминутка:

Рыбка плавает в водице, Д ети показывают туловищем и руками, как

Рыбке весело играть. плавают рыбки

Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.

Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.

Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.

Игра «Путаница»

Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Закончи предложение и покажи:

Наш дом находится на берегу…(реки, озера)

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;

В реке водилось много…(рыб)

За рекой виднелся…(берег)

Дети проводят руками справа налево;

Мы часто с братом ловили…(рыбу)

Дети изображают плавающих рыб;

Разные рыбы водились в…(воде)

Дети изображают как плывут;

Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)

Дети изображают, как едят.

Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Сельдь - …

Хвост - …

Вода - …

Окунь - …

Плавник-…

Щука-…

Карась-…

Сазан-…

Плотва-…

Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка

Два ерша дружили с ним. Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.

Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.

Игра «Представь, что ты… »

Изобразите жадную старуху.

Вос-ль:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:
А как мы назовем большую рыбу?
Дети:
Рыбина.
Вос-ль:
Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети:
Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:
Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)