Как называется подъемник в горах. Лыжные подъемники. Виды горнолыжных подъемников - классификация

Часто на туристических сайтах встречаются вопросы: «А в каком состоянии подъемник на горнолыжном курорте? Не опасен ли он?». Ответы на них такие: «Состояние хорошее. Он воздушного типа, кресельный». И здесь сразу же возникает другой вопрос: «Кресельный — это какой?».

В этой статье говорится о тех видах устройств, на которых неопасно бывать во время отдыха.

На зимнем месте отдыха обязательно должно работать средство для перевозки посетителей на гору. Ведь такое техническое сооружение разрешает поднимать туристов на самую верхнюю ее точку, чтобы сберечь его силы. Спортсмены, выбирая для себя место отдыха, обращают внимание на наличие такого устройства, так как без него количество спусков и или сноуборде значительно сократится.

Все горнолыжные подъемники созданы для перемещения абсолютно всех посетителей курорта от конца трассы к началу и наоборот. И для своих клиентов туристические фирмы устанавливают разные их виды, только чтобы к ним ехали. Поэтому лучше узнать о каждом из них.

Воздушные подъемники

Один из видов такого передвижения — воздушный, который пользуется большим спросом у всех сноубордистов и лыжников. Он отличается тем, что переправляет всех к началу спуска по воздуху, не прикасаясь к земле. Различают три вида канатных средств передвижения:

  • кресельные;
  • гондольного типа;
  • комбинированные.

Кресельные подъемники

Кресельный подъемник считается современным и простым одновременно, за что и полюбился многим туристам. Его особенность состоит в том, что спинки и сидения постоянно держатся за канат. Также ему не свойственно останавливаться — он постоянно в движении, поэтому туристы спрыгивают с него на ходу и сразу же начинают спускаться к старту подъема.

Кресельные подъемники в горах бывают двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмиместные.

Гондольные подъемники

Гондольный подъемник отличается от кресельного тем, что посетители в нем перемещаются в отдельных кабинках, в то время как в кресельном — в креслах. И тем, что у людей есть возможность поехать назад, так и не прокатившись вниз по спуску. Поэтому при поднятии на вершину горы у человека есть два выбора: спустится самому (с помощью лыж, сноуборда или другого средства перемещения) или же сесть в другую кабинку (или эту же) и вернуться в гостиницу. Однако они отличаются друг от друга.

Маятниковые воздушные подъемники

Маятниковые средства разнятся от других тем, что они двустороннего движения. Это значит, что на тросе размещены две кабины, которые движутся вверх-вниз навстречу друг другу.

Важно! При прибытии к вершине подъемник на горе замедляется и с прибытием новой группы на станцию и вовсе зависает, давая возможность посетителям спокойно покинуть ее, а новым — войти. Но стоит помнить и то, что через некоторое время он уезжает обратно, так как ее пребывание на станции заканчивается, и, соответственно, она возвращается назад. Поэтому не стоит пребывать в кабинке долго, так как есть риск уехать назад, так и не выйдя из нее.

Туристы любят называть этот курортный подъемник многоэтажкой, объясняя это тем, что кабинки похожи на два лифта, которые едут на нужный этаж, как только появляются новые спортсмены.

Воздушные подъемники одностороннего движения

Особенностью таких устройств является то, что кабинки в них едут одна за другой. Попросту говоря, люди высадились, несколько человек зашло, и кабинка поехала дальше уже к началу подъема. Разумеется, при посадке и высадке группы она замедляется, давая возможность людям зайти или выйти.

При посадке и высадке кабинка не останавливается, а только замедляет ход, как в кресельных. Поэтому нужно быть аккуратным, чтобы в толпе нигде не травмировать себя.

Наземные подъемники

Наземные средства передвижения отличаются от воздушных в первую очередь тем, что устройство для перемещения туристов расположено на земле. То есть, этот вид перемещает людей, не отрываясь от земли. Обычно он применяется там, где склон небольшой.

Бугельные подъемники

Как и воздушные, наземные устройства делятся на три типа. Среди них — бугельные.

Есть утверждение, что в бугельных подъемниках есть шанс травмироваться. Это в корне неверно, так как туристические фирмы снабжены системой безопасности на высшем уровне.

При подъеме человек встает на небольшую деревянную доску и перемещается с помощью троса. Главное преимущество устройств такого типа — можно в любой момент спрыгнуть с дороги (которая перемещает туристов) и поехать вниз. Для этого достаточно просто потянуть на себя веревку и отпустить — тогда она ослабнет, и человек спрыгнет.

Однако бугельных подъемников тоже есть несколько типов:

  1. Т-перекладина. В данном типе подниматься можно вдвоем.
  2. Тарелкообразный. В данном типе механизм работы такой же, как и в предыдущем, только здесь люди поднимаются только по одному.
Важно! Чтобы соскочить с устройства, достаточно просто натянуть на себя трос. Тогда перекладина (или тарелка) замедлится, и туристу представится возможность отъехать в сторону.

Ленточный подъемник

Данный подъемник представлен небольшой дорожкой, которая поднимает спортсменов вверх по склону. Хотя на ней может поместиться только один человек, с ее помощью можно кататься на лыжах, сноуборде и санках. Однако такие подъемники редко встречаются на популярных курортах.

Перемещение происходит на низкой скорости, чтобы при прибытии на вершину склона или еще по дороге на него можно было просто сойти с дорожки без травмирования и просто поехать вниз по трассе.

Движущийся канат

Однако есть и такие устройства, оборудование которых не подходит под требования соблюдения мер безопасности. У таких подъемников на горнолыжном курорте название — движущиеся канаты.

Чтобы подняться на вершину склона, человеку нужно держаться за трос руками, в то время как ноги будут ехать по уже протоптанной дорожке. Для упрощения держания туристические фирмы делают перекладины, однако, движущийся канат все равно остается непопулярным и неудобным.

Интересно, что этот вид называют еще буксировочным, объясняя это тем, что канат тянет человека, как машину на буксире.

Техника безопасности при пользовании подъемниками

Нельзя забывать о физической подготовке, так как данный вид спорта требует силы, чтобы не травмировать себя при спуске.

Нужно быть внимательным при посадке и высадке. Это связано с тем, что в толпе можно не увидеть препятствия, упасть и покалечиться.

Также нужно умело пользоваться тросом и быстро реагировать при начале подъема. А если же он неожиданно соскочил — быстро уйти с дороги.

Не нужно забывать и о : следует надевать , так как есть риск, хоть и небольшой, что в глаза может что-то попасть при спуске. Что интересно, этим предметом большинство туристов и брезгует.

Итог

Данная статья поможет избежать вопроса, как называются подъемники на горнолыжных курортах. Ведь важно знать, какое средство передвижения на холм использовать лучше всего, потому что оно сбережет силы туриста, оставляя их на спуск с вершины, и поднимет настроение видом на лес. Однако не стоит забывать и о технике безопасности, так как из-за невнимательности легко можно получить травму.

Современные горнолыжные курорты, да и просто популярные места катания на горных лыжах и сноуборде, невозможно представить без специальных подъёмников, предназначенных для подъёма верх по склону горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска.

Подъемники встречаются самых разных типов, отличаются скоростью и способом подъема, но все подъёмники можно разделить на два основных класса:

  • воздушные - с помощью которых осуществляется подъём людей в кабинах или креслах, подвешенных к тросу, с отрывом от земной поверхности;
  • наземные - с помощью которых осуществляется подъём людей без отрыва от земной поверхности.

Бугельные подъёмники.

Первоначально бугельным подъёмниками называли ныне устаревший, но ещё встречающийся в , тип подъёмника, где с помощью специального бугеля - скобы и брезентового (это лучший вариант) троса горнолыжники цеплялись к голому тросу подъёмника.

Сейчас более распространён другой тип подъёмника-буксира, который представляет собой непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки или Т-образные перекладины. Тарелкообразные бугели, или по англоязычной классификации подъемники системы Пома, представляют собой трос с закрепленным на нем шестом, на конце которого находится тарелка. Понятно, что тарелки предназначена для размещения между ног и таким образом происходит буксировка на вершину горы.


Чтобы воспользоваться подъемником такого типа, следует палки взять в руку, которая дальше от шеста. Как только шест приблизился, нужно свободной рукой подвести его между ног и зафиксировать положение тарелкой, ни в коем случае не садясь в нее . Лыжи, при этом, ставятся параллельно и достаточно широко друг от друга. Достигнув места высадки, бугель отпускают и уходят от подъемника.

В основу Т-образного бугеля положен вышеописанный принцип: горнолыжник буксируется вверх за счет движения троса. Основное отличие этого подъемника заключается в том, что одновременно может перемещаться 2 человека. Горнолыжники становятся попарно, между ними пропускается шест, а перекладина устанавливается ниже спины. Во время подъема нужно следить, чтобы лыжи находились параллельно. И ещё. При использовании подъёмников такого типа постарайтесь найти партнёра примерно вашего веса. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.

Единственный в области подъёмник такого типа расположен

Ленточный подъемник

Этот тип подъемников также относится к классу наземных, к тому же, он не имеет опор. Движущаяся лента (гибкая дорожка) используется на детских трассах, а также, в развлекательных центрах при небольшом уклоне. В Германии сооружена самая длинная в мире движущаяся дорожка протяженностью 243 метра.

«Беби-лифт»

Иногда на некрутых, недлинных склонах используются движущиеся канаты (тросы). Буксировочный трос движется на высоте около одного метра от поверхности склона.Подъём производится захватом руками этого каната на лыжах аналогично бугельному подъёмнику. На данных подъёмниках не используют промежуточные опоры. Процесс буксирования происходит либо от прямого захвата троса руками лыжников, либо за специальный крючок. Это обуславливает небольшую скорость движения троса и незначительную длину данного типа канатных дорог. Ещё одним недостатком такого подъёмника является то, что нужны дополнительные усилия для того, чтобы удержаться за канат в процессе движения.

2. Воздушные подъёмники

Подъёмники кресельного типа.

Современный, удобный и скоростной тип горнолыжных подъёмников. Люди располагаются в креслах, закрепленных на тросах, и перемещаются по воздуху. Кресла могут быть одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и 8-местными. Подъем – одно удовольствие: он не требует усилий и предоставляют возможность несколько минут отдохнуть и насладиться пейзажем.

Пользоваться таким подъемником достаточно просто. Посадка и высадка горнолыжников происходит при замедленном движении кресел. При посадке следите за приближающимся креслом и как только сиденье подъедет и коснётся вас — возьмитесь за стойку кресла, садитесь и опускайте страховочную перегородку. Вот и все!

И ещё один совет. Если мы начинающий, то на креслах большой вместимости лучше предупреждать о своей неопытности соседей и занимать крайние места.

Этот тип подъемников подразделяются на одно- и двусторонние (маятниковые).

Односторонние подъемники перемещают кабины в одну сторону и относятся к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Перед посадочной платформой движение кабин специально замедляется. Оборудованные кабинами на два - четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресельные, имеют достаточно высокую производительность благодаря высокой скорости. Да и пользоваться ими достаточно просто, здесь и описывать особо нечего.

Подъёмники маятникового типа имеют две ветки, по которым осуществляют встречное движение двух кабин вместимость иногда и более 100 человек. Для посадки и высадки туристов необходимы большие посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами, прочными промежуточными пролетами.

К плюсам использования маятниковых подъёмников можно отнести меньшую зависимость от рельефа местности и сравнительно быструю доставку пассажиров на большие расстояния. К неудобству: необходимость снимать лыжи/сноуборды и длинные переходы по лестницам и коридорам посадочных станций.

Новички часто испытывают некоторые трудности, им кажется, что пользоваться подъемниками сложно. Однако, несколько раз совершив подъем, большинство без проблем осваивает эти нехитрые премудрости.

Сложно оборудованы, а протяженность трасс исчисляется километрами. Понятно, что без специальных приспособлений для перемещения отдыхающих не обойтись. С использованием современных наземных и воздушных подъемников дорога к горнолыжной трассе покажется вам увлекательной и веселой. Это будто часть развлекательной программы курорта с демонстрацией местных красот. Что ж, стартуем!

Перемещение по земле (точнее, по снегу)

Бугельные подъемники

Передвижение осуществляется благодаря бугелю Т-образной формы или в виде тарелки. В первом случае возможен подъем двух человек на одном бугеле одновременно, во втором – перемещается один человек. Садясь на круглую перекладину, лыжник доставляется к месту назначения, после чего отпускает бугель отходит в сторону

Ленточные подъемники

Это отличный вариант подъема по некрутым склонам. Представляет собой гибкую движущуюся дорожку. По ней перемещаются горнолыжники, сноубордисты и любители санок без какой-либо опоры. «Волшебная дорожка» особенно нравится подрастающему поколению. От такого перемещения дети просто в восторге!

Канатный подъемник

В некоторых случаях используется очень простой способ подъема с помощью троса. Человек захватывает руками канат и держится так до прибытия на вершину. Чтобы облегчить процесс используется бугель, прикрепленный к одежде горнолыжника. Им он цепляется за трос в начале пути. Такое перемещение возможно на некрутых склонах.

Перемещение по воздуху

Кресельные подъемники

Этот вид подъемников наиболее удобный и быстрый. Может быть как одно-, так и многоместным. Для передвижения туристу не нужно прилагать абсолютно никаких усилий. Необходимо только сесть в кресло, наслаждаться зимним пейзажем и полной грудью вдыхать свежий морозный воздух. Подъемник не замедляет ход на платформе.

Для того, чтобы тренироваться дольше и эффективней, тратя силы исключительно на катание по склонам, а не на подъём на них, и существуют горнолыжные подъёмники. Использование некоторых из них для новичка может показаться сложным, но не стоит отчаиваться - Вы быстро освоитесь.Сейчас в мире используется несколько видов подъёмников. На разных курортах можно встретить различные их типы. Стоит остановиться на каждом в отдельности и рассказать о их использовании:
Подъёмники-буксиры
Наиболее часто встречающийся вид подъемников для новичков. Буксировочный подъемник представляет собой непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки. Ваша задача просунуть тарелку между ног и ехать на буксире на вершину склона.
Информация об использовании:Фиксация на буксире. Возьмите обе палки в одну руку. Как только можно будет взять буксир, возьмитесь за шест свободной рукой. Просуньте шест между ног и убедитесь, что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку! Движение вверх. Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать Вас. Приехали... Как только достигнете сигнала, предупреждающего о сходе с подъемника (это может быть обычная табличка "Конец подъема"), вытяните шест, который находится у вас между ног с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет и отпустите его. Сразу уходите от подъемника. Т-образные подъёмники
Лыжники становятся в линию по двое, а, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку перевернутой "Т" между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем.
Информация об использовании:Закрепление на Т-подъёмнике. Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней стороны, ухватитесь рукой за перекладину. Подъём. Держите лыжи параллельно друг другу во время буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера, помните - это ваш партнер, а не противник. Сход. Решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне. Освобождайте площадку подъемника как можно быстрее. Подъёмники кресельного типа
Такие подъемники, помимо подъема на гору, предоставляют возможность несколько минут отдохнуть и насладиться пейзажем. Очень комфортабельные, высокоскоростные, они быстро двигаются на подъеме и предупредительно замедляются для посадки лыжников.
Информация об использовании:Посадка. Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной. Садитесь, как только сиденье вас коснется. Опустите страхующую перегородку, как только сиденье сойдет с платформы. Вообще езда на таких подъёмниках не представляет особой сложности. Встаём с сидения. Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся платформу. Как только лыжи коснутся снега, вставайте и свободной рукой оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.
Фуникулеры и так далее...
Здесь особо и описывать нечего... Все, даже начинающие, знают как они выглядят и как ими пользоваться. Проще некуда! Идеальное средство подъёма в горы.
Отечественный уникум
Речь идёт о так называемых бугельных подъёмниках. Бугель - это особой формы кусок железа, который используется для того, чтобы зацепиться за подъемный трос. К этому куску железа, обычно привязан прочный ремень, на другом конце которого - для облегчения подъема - существует небольшая перекладина, за которую достаточно удобно держаться руками. Или же можно просунуть её между ног и подниматься на буксире, не нагружая руки.
Информация об использовании:Подсказка всего одна: пропустите кого-нибудь вперед и попросите следующего за вами подсказать, как правильно зацепиться за трос. Однако далеко не у всех это получается с первой попытки, так что не расстраивайтесь - получится, и довольно быстро.
Напоследок несколько жизненных рекомендаций:При езде на подъёмниках-буксирах помните, что у некоторых из них очень резкий старт! Если лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки, сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире, расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро освободите дорогу.
При использовании Т-подъёмников постарайтесь найти партнёра примерно вашего веса. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.
Метки: Отдых, Полезное, Сервис, Спорт, Статьи, Туризм

Tags: Как называется подъемник на горнолыжном курорте

Коробицино, 9 марта 2012.

Горнолы́жный подъёмник - техническое сооружение в горной местности, .... Канатная дорога · Горнолыжный спорт · Горнолыжный курорт... many North American ski lifts; Lift-World: Worldwide database of ski ...‎ Воздушные подъёмники - ‎ Наземные подъёмники - ‎ Галерея - ‎ Примечания

как называется подъёмник в горы | Автор топика: Антон

Виктор  Фуникулёр.

Алексей  Фаникулёр

Григорий  Фуникулер - рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе

Бугельный подъемник. Бугельным подъемником называют устройство, предназначенное для подъема в гору способом буксировки спортсменов или любителей зимних видов спорта на горнолыжных курортах.

Эдуард  Фуникулёр

Как устроена канатная дорога на горнолыжном курорте - FunSochi.ru

Nov 26, 2012 - FunSochi.ru побывал в гостях на горнолыжном курорте «Роза Хутор», где... о том, как устроен современный подъемник, на примере канатной дороги... называется магнитная дефектоскопия и походит на рентген.

Горнолыжные подъемники: оборудование... - Ski-Holidays.ru

Подъемники. Подъемник на горнолыжном курорте... Второй тип подъемника называется бугельный, реже – поверхностный или наземный. Его принцип...

Подъемники играют в любительских горных лыжах не самую заметную, но очень важную роль, поскольку легкость подъема на высокие горы и обеспечивает подлинную массовость этого вида отдыха. Именно со строительства подъемника начинается биография лыжного курорта, независимо от того, сколько супер-отелей построено у подножья горы. Производство механизмов подъемников и их монтаж - развитая индустрия; наиболее известные компании - "Poma" (Франция) и "Doppelmeier" (Австрия), подъемники выпускают и некоторые автомобильные фирмы, например, "Tatra" (Чехия), "Fiat" (Италия) и др. В 80-е годы ХХ века подобные агрегаты серийно выпускались и рядом отечественных заводов, сегодня, после 10-летнего перерыва, производство понемногу возобновляется. Можно упомянуть, например, самарское предприятие "СКАДО", возникшее на базе бывшего куйбышевского завода "КЗСЗ", занятое производством и монтажом подъемников по лицензии "Doppelmeier".

Вообще говоря, существует множество способов доставки лыжников на вершины - подъем на вертолетах и даже воздушных шарах, перевозка на вездеходах и Pратраках, буксировка за снегоходами и лошадьми. В начале ХХ века на первых альпийских курортах строились железные дороги с зубчатыми и кремальерными рельсами, позволявшими локомотивам преодолевать значительные уклоны. В дальнейшем от использования подобных дорог отказались, но кое-где они сохранились и действуют по сей день. В 40-50-е годы во Франции применялись Pснежные автобусы - весьма своеобразные машины, напоминавшие одновременно автобус и снегоход.

В Германии предпринимались попытки использовать лифты , двигавшиеся по шахтам, прорубленным в толще горы, но строительство таких сооружений оказалось слишком сложным и дорогостоящим. Тем не менее, большие наружные лифты (вертикальные подъемники) изредка применяются и в наши дни для обслуживания лыжных трасс, располагающихся вблизи отвесных обрывов. Эти машины обеспечивают одновременный подъем до 100 человек со скоростью 2-3 м/сек, однако высота подъема не превышает 150-200 м.

На сегодняшний день для транспортировки лыжников используют два основных класса подъемных машин - фуникулеры и канатные дороги. Главная характеристика подъемника - его пропускная способность, которая, согласно современным нормам, должна составлять не менее 120% суммарной пропускной способности обслуживаемых им трасс.

Фуникулер - это поезд вместимостью до 1000 человеко-мест, движущийся по рельсам при помощи канатной тяги со скоростью до 40 км/ч. Вагоны фуникулеров обычно имеют конструкцию, обеспечивающую горизонтальность пассажирских отсеков или кресел при движении по крутым склонам. Двигатели и приводные механизмы устанавливаются на одной из конечных станций, изредка - внутри самого фуникулера; рельсы прокладывают непосредственно по склону горы или размещают в специальных туннелях.

Фуникулеры - это наиболее дорогие и сложные подъемники, отличающиеся высокой пропускной способностью и безопасностью. К сожалению, пожар фуникулера в Альпах в 2000 году, повлекший человеческие жертвы, до некоторой степени подорвал доверие к этому виду транспорта, и в нескольких странах были приостановлены работы по сооружению фуникулерных трасс.

Канатные дороги обеспечивают перемещение грузов и пассажиров в кабинах или вагонах, подвешенных к движущемуся тросу. Канатные дороги принято делить на тяжелые (маятниковые, гондольные) и легкие (кресельные, буксировочные).

При простоте сооружения и относительной дешевизне этот вид транспорта имеет весьма низкий коэффициент полезного действия, поскольку до 70% мощности тяговых двигателей расходуется на движение троса и только 30% - на перемещение груза. Это соотношение становится понятным, если учесть, что каждый километр троса даже небольшого буксировочного подъемника весит не менее тонны, для тяжелых же дорог вес 1 км троса (диаметр 6-10 см) может достигать 20 т.

Маятниковые канатные дороги используют две кабины большой вместимости (30-50 человеко-мест, иногда - до 300 человеко-мест), закрепленные на тросе и движущиеся в противоположных направлениях, уравновешивая друг друга. Обе кабины одновременно достигают конечных станций, где останавливаются; затем, после высадки и посадки пассажиров, двигаются в обратных направлениях. Самые крупные маятниковые дороги сооружаются по так называемой "двухканатной" схеме: кабины приводятся в движение тяговым тросом, но при этом опираются на более толстый неподвижный опорный трос. При строительстве маятниковых дорог действуют наиболее свободные нормы: так, длина пролета между опорами может достигать 3 км, высота кабины над землей - 300 м, а скорость - 20 км/ч. Маятниковые канатные дороги обслуживают склоны с перепадами высот до 3 км, но их пропускная способность относительно невелика.

Иногда с целью уменьшения среднего времени ожидания кабины сооружают маятниковые дороги с четырьмя кабинами, курсирующими между конечными станциями и промежуточной платформой, расположенной точно посередине линии. Такой подход позволяет уменьшить скопление пассажиров на конечных станциях, но не увеличивает суммарную пропускную способность дороги.

Гондольные канатные дороги используют большое количество небольших закрытых кабин (гондол) вместимостью 4-8 человеко-мест. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на конечных или промежуточных станциях, где Pгондолы снимаются с троса, останавливаются или движутся с малой скоростью. После загрузки гондолы автоматически переводятся на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч. Низкоскоростные участки могут оборудоваться не только на конечных, но и на промежуточных станциях, что позволяет сооружать канатные дороги со сквозным движением гондол по нескольким независимым тяговым участкам, количество которых не ограничено. Так, в Германии работала грузовая гондольная дорога, общей протяженностью более 200 км.

При строительстве гондольных дорог действуют более жесткие нормы, чем для маятниковых, и высота гондол над землей не должна превышать 50-60 м. Гондольные канатные дороги имеют высокую пропускную способность, но сложность конструкции делает их весьма дорогими.

Кресельные канатные дороги, как следует из названия, предусматривают подъем пассажиров в 1-6-местных Pкреслах, иногда - оборудованных электроподогревом и ветрозащитой. Посадка и высадка чаще всего осуществляется на ходу, без остановки или замедления движения. В более сложных кресельных дорогах используется тот же принцип, что и в гондольных: посадка и высадка пассажиров происходит на низкоскоростных участках, после чего специальные механизмы переводят кресла на основной трос, движущийся со скоростью 20-30 км/ч.

Поскольку пассажиры кресельных канатных дорог не защищены закрытой кабиной, при строительстве этих сооружений действуют весьма строгие нормы: так, высота кресла над землей не должна превышать 10 м (на отдельных участках - 25 м), а при пересечении складок местности обязательна установка специальных отжимных опор, оттягивающих трос вниз. Большая пропускная способность и невысокая стоимость делают кресельные канатные дороги наиболее распространенными и массовыми.

Буксировочные канатные дороги (бугельные или "лыжебуксиры") - самые простые и дешевые. Принцип их действия состоит в буксировке пассажиров (лыжников и сноубордистов) за движущимся тросом. Закрепленные на тросе устройства для буксировки могут быть одноместными или двухместными, скорость движения обычно не превышает 10-15 км/ч. Более дешевые буксировочные дороги предполагают использование лыжниками индивидуальных съемных бугелей, фиксируемых на тросе в начале каждого подъема. Специально для детей на коротких пологих склонах оборудуют низкоскоростные подъемники, при пользовании которыми пассажиры держатся руками непосредственно за трос.

Буксировочные подъемники чаще всего сооружают на относительно небольших склонах (не более 2 км). Выпускаются и совсем простые переносные подъемники, допускающие возможность быстрой установки на любом пологом склоне длиной до 200-300 м.

На коротких пологих склонах (до 10°) используют эскалаторы , транспортирующие лыжников, стоящих на движущейся ленте. Чаще всего подобные сооружения, называемые "бэби-лифтами", обслуживают трассы, на которых проводится обучение детей, но иногда их можно увидеть и на "взрослых" склонах. Такие подъемники довольно дороги, но обладают повышенной безопасностью.

Вообще говоря, любые подъемники (в т.ч. - и эскалаторы) - это мощные машины, всегда представляющие некоторую угрозу при неосторожном обращении. К сожалению, из-за элементарной невнимательности лыжники часто получают те или иные травмы, например, ушибы головы вытяжными устройствами буксировочных подъемников; иногда, зацепившись одеждой, не могут своевременно сойти с кресел кресельных подъемников, что также может приводить к травмам. Самый простой способ избежать неприятностей - внимательно следить за происходящим и выполнять правила пользования канатными дорогами.

На большинстве курортов кресельные и буксировочные подъемники выключают при температурах ниже -20° (на некоторых сибирских лыжных базах - ниже -30°). Поскольку во время подъема лыжник в основном неподвижен, то даже без ветра этой температуры вполне достаточно для переохлаждения или отморожений, поэтому, пользуясь подъемником, необходимо одеваться соответственно погоде.

Кресельный подъемник может стать источником неприятных переживаний для лиц, подверженных страху высоты. Помимо того, что высота движения кресел иногда достигает 20-25 м, кресельные подъемники довольно часто останавливают, и пассажиры на некоторое время остаются в "подвешенном" состоянии. Для того чтобы избежать приступов головокружения и страха высоты, следует держать голову прямо, при необходимости посмотреть вниз - опускать глаза, не наклоняя голову (этот совет может пригодиться и для пассажиров маятниковых или гондольных дорог).

◊ ◊ ◊

Читатели, интересующиеся горнолыжной индустрией, могут найти в Internet множество материалов по подъемникам, ратракам, снежным пушкам и др.