Основные требования к техническому состоянию велосипеда что и чем. Велосипед – основные правила безопасности. Световые приборы для велосипедов

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов . При беглом просмотре текста может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил " ". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство , транспортное средство и водитель . Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов , включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления , сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда , у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления . Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд .

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2019 и 2020 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2020 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2019 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет .

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию .

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Что касается знака 3.9 "Движение на велосипедах запрещено". В правилах по поводу этого знака есть следующий абзац:

Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Т.е. если знак установлен справа от проезжей части, то движение по всей проезжей части запрещено.

ГОСТ Р 52289-2004 дает следующую информацию по поводу знака 3.9:

5.4.29. Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1 - 8.3.3.

Никакой дополнительной информации по этому знаку в нормативных документах нет.

Если придерживаться общих принципов установки запрещающих знаков, то они запрещают движение слева от себя. То есть, если справа от знака есть тротуар, то ехать по нему можно.

Сложность может возникнуть в том случае, если тротуар прилегает вплотную к проезжей части, а столбы установлены справа от тротуара. В этом случае знак находится справа от всей дороги и возникает непонятная ситуация. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией на практике, то имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой разъяснить порядок движения или изменить схему движения на данном участке дороги.

Удачи на дорогах!

Алексей-464

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В Вашем комментарии сказано, что практически нигде нельзя поворачивать налево. Почему? Данное направление - это поворот налево или разворот. Если на проезжей части по 3 полосы в каждом направлении, а поворот налево (и разворот, если не запрещен) разрешен только из левой полосы, где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы? В этом направлении только из одной полосы. Или правила криво написаны, или читающие их не понимают, что написано. Прочтите внимательно. Для тех, кто поворачивает налево, направление прямо или направо не является данным. Оно вообще для него отсутствует, он туда не едет.

где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы?

Пункт 24.2 запрещает отъезжать от правого края ПЧ, если движение осуществляется по проезжей части.

Данное направление - это поворот налево или разворот

Нет, такое направление в ПДД называется "намеченное направление движения" (см. "проезд перекрёстков": "выехать в намеченном направлении"). "Полосы данного направления" имеются в виду все полосы для движения вперёд, неважно вперёд-налево, вперёд-прямо или вперёд-направо. "Полосами данного направления" не являются только "полосы встречного направления" и разделительная полоса, да на перекрёстках есть ещё пересекаемые.

Дмитрий-484

Бархударов, вы правы - ПДД для велосипедистов написаны людьми, которые не только не ездят на велосипедах но и судя по всему ненавидят велосипедистов. В первую очередь все сделано для автомобилистов, потому что сильнейшие и богатейшие в первую очередь автомобилисты. Уже ходят слухи что и права для велосипедистов введут. Вместо того чтобы приструнить обнаглевших до предела автомобилистов, которые не только массово нарушают права, но и в ряде случаев сознательно стараются подставить велосипедиста - подрезают, не включают сигнал правого поворота.

Дмитрий-484

Или чего стоит спешивание при переезде на зеленый свет на регулируемом перекрестке, тратить кучу времени на остановку, переход пешком и повторный разгон. А все потому что автомобилисту, который поворачивает на зеленый лень оторваться от телефонного разговора, лень снизить скорость и внимательно посмотреть есть ли кто-то на зебре. Он еще и наоборот, увидев неспешившегося велосипедиста не только не пропустит его, а приударит педаль газа!

Какие-то уточнения есть про езду на велосипедах в подземных переходах и на мостах надземных переходов? Часто вижу, что ездят, особенно по новым пандусам для колясок с детьми и инвадидов, и для тех, кому трудно идти по лестницам. Такие пандусы буквой П, и часто за поворотам ни пешеход не видит велосипедиста, ни велосипедист не видит женщину с коляской.

Здравствуйте! Про спешивание на регулируемом перекрестке, о котором писали пару постов назад, честно говоря не нашел. Но я про другое хотел спросить.

1. Требование п. 24.2 двигаться по правому краю означает ли обязательность движения направо, если знаки/разметка из правой полосы разрешают только направо? Судя по контексту п. 24.8 и 8.5 наверное нет. Ведь 24.8 не запрещает налево на однополосных дорлгах, а 8.5 требует занять крайнее положение, не полосу, а именно положение. Т. е. допускается выезд от правого края при необходимость, а значит и перестраиваться в полосу, с которой можно прямо, если с правой только направо.

2. П. 24.2 разрешает движение по обочине лишь при невозможности движения по правому краю ПЧ, хотя для мопедов и гужевых повозок сохранилась старая формулировка "допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам". Не лучше бы было сохранить подобное в п. 24,2,

3. Что означает приоритет велосипедов перед иными ТС в велосипедных зонах? Велосипедисты теперь могут игнорировать пункты 8.3, 8,4, 8.8 и раздел 13 и не уступать дорогу иным ТС привыезде с прилегающей, перестроении, повороте налево и развороте вне перекрестка, выезде со второстепенной и т. п. соответственно? Надеюсь, что нет.

Анна , правила дорожного движения не позволяют велосипедистам двигаться по пешеходным переходам (в том числе надземным и подземным).

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Так что велосипедист должен спешиться, стать пешеходом и лишь затем идти на переход.

Удачи на дорогах!

OLV , здравствуйте.

2. Такие предложения лучше направлять прямо в Правительство РФ, т.к. именно сотрудники этого ведомства занимаются составлением текста ПДД.

3. Интересный вопрос. В пункте 24.11 говорится о приоритете велосипедистов над механическими ТС. В этом пункте ничего не говорится о приоритете на перекрестках. Поэтому оказывается непонятным, чем именно должны руководствоваться водители и велосипедисты на перекрестках (разделом 13 или пунктом 24.11).

Удачи на дорогах!

Велосипет

Всегда виноват тот, кто быстрее "прилетел". На велосипеде езди где хочешь, только никому не мешай специально и не в кого спецом не врезайся, а то убьешься сам и других поцарапаешь. "А там где начинаются чужие правила, там кончается твоя личная свобода"

Очевидно, но невероятно.

Николай-217

В анкт-Петербурге, например, вдоль проезжей части идет одна полоса велодорожки по одну сторону от проезжей части. Это значит что в одном направлении велосипедист должен ехать по велодорожке, а в обратном - по краю проезжей части. Или же обоих направлениях нужно ехать по велодорожке? Велодорожка довольно узкая, не очень комфортно там разъехаться дум велосипедистам едущим навстречу, хотя не очень и сложно.

Велосипедист 14+ едет по велодорожке. По проезжей части - при наличии велодорожки - не допускается - п 24.2 ПДД.

Добрый день! Подскажите пожалуйста.

Если велосипедист (на велосипеде соответственно) пересекая проезжую часть по пешеходному переходу врезался в автомобиль, то по правилам виноват он. Как в таком случае можно взыскать с него нанесенный автомобилю ущерб?

Не уверен, что вина полностью на велосипедисте. Взыскать ущерб - по ст 1064 ГК РФ.

Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Классный час по правилам дорожного движения

Цель : формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах.

Оборудование : дорожные знаки, памятки «Требования к движению велосипедистов».

1.Вступительное слово учителя.

Каждый день газеты, радио и телевидение приносят сообщения об очередной аварии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колеса транспорта. Эти и многие другие аварии, происходящие на дорогах, называют дорожно-транспортными происшествиями. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, мы считаем их частью нашей жизни и иногда забываем об опасностях, которые с ними связаны.

Ежегодно на дорогах планеты в ДТП погибает около миллиона человек, 20 миллионов получают травмы.

В нашей стране каждый год регистрируется почти 200 тысяч ДТП, в которых погибает более 35 тысяч человек и 190 тысяч получают различные травмы. ДТП является одной из основных причин смертности среди детей и молодежи. Кто поможет человеку, оказавшемуся на улице современного города или поселка, где бурлит движение и машин больше, чем людей?

Прежде всего - он сам!

В школе на уроках ОБЖ и классных часах вы изучаете Правила дорожного движения – основной закон улиц и дорог, который касается и детей и взрослых, и водителей и пешеходов. Каждый из вас обязан их знать и выполнять, то есть двигаться так, чтобы не создавать опасностей или помех для движения других.

2. Повторение правил пешеходов.

А) викторина для пешеходов:

Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуаров?

Как должен поступить пешеход, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился на желтый, а он не успел перейти дорогу?

Как правильно переходить дорогу при выходе из автобуса(трамвая)?

Кому подчиняется пешеход, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

Б) «Светофор».

Дополнения учителя:

Первый светофор появился на улицах Нью- Йорка в 1920 году. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета.

Светофор управляет движением. Повинуясь его сигналам, пешеходы могут переходить улицы и перекрестки. Сигналы светофора помогают водителям избежать аварий.

Учащиеся читают стихотворение о светофоре

На посту светофор дни и ночи стоит,

Дни и ночи стоит, за движеньем следит.

Если красный огонь у него на груди-

На опасный сигнал никогда не ходи!

Если желтым глазком светофор подмигнет-

Приготовься идти, он сигнал подает.

А когда на пути свет зеленый горит-

Можно смело идти, перекресток открыт.

В) конкурс «Дорожные знаки»

(учащиеся подготовили знаки и стихи про них)

Задание: узнать, о каком знаке говориться.

Шоссе шуршало шинами,

Бегущими машинами.

Но возле школы сбавьте газ-

Здесь знак, водители, для вас.

И вы, ребята, тоже

Будьте осторожны!

Замечательный знак –

восклицательный знак!

Значит, можно здесь кричать.

Петь, гулять, озорничать!

Если бегать – босиком.

Если ехать – с ветерком!

Отвечают люди строго:

«Здесь опасная дорога.

Очень просит знак дорожный

Ехать очень осторожно!»

(«Прочие опасности»)

Вот так знак, глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Может быть зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Почему же в летний зной

Знак не сняли с мостовой?

(«Железнодорожный переезд»)

Вот большой зеленый сквер,

А напротив буква и «Р».

Непростая буква «Р»,

А в квадрате буква «р».

Неужели возле сквера

«Р» нельзя произносить?

(«Место стоянки»)

3. Знакомство учащихся с правилами езды на велосипеде.

А). Объяснение учителя.

Учитель . Вы хорошо знаете Правила пешеходов. Но как только вы сядете за руль велосипеда, вы становитесь водителем. И по своей ответственности за соблюдение правил дорожного движения приравниваетесь к автомобилисту. Это большая ответственность, и поэтому возраст велосипедиста, выезжающего на проезжую часть, должен быть не менее 14 лет, а водителя мопеда – не менее 16 лет.

Ребятам, не достигшим этого возраста, разрешено кататься только там, где нет автомобильного движения, - на закрытых площадках. Во дворах, на стадионе. Там же следует учиться кататься на велосипедах, тренируясь в вождении. Нельзя кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам!

Движение по проезжей части разрешается только в один ряд, не далее одного метра от края проезжей части дороги, за исключением случаев обгона или объезда препятствий, а также разрешенных случаев поворота налево или разворота. Повернуть налево или развернуться можно только на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и при отсутствии трамвайных путей. Если движение многорядное, то для поворота налево или разворота необходимо сойти с велосипеда, перейти, ведя его. На другую сторону, соблюдая все правила перехода проезжей части, и возобновить движение.

Если рядом с дорогой для автомобилей проложена (или выделена на проезжей части) велосипедная дорожка, то следует двигаться только по ней (показать соответствующий дорожный знак).

В местах, где велосипедная дорожка пересекает автомобильную дорогу, велосипедист должен пропустить приближающийся автомобиль.

Во время движения следует строго выполнять правила велосипедистов, все свои маневры предупреждать сигналами, следить за сигналами светофоров и действиями водителей!

Б). Практические занятия.

Подготовка велосипеда.

Перед поездкой на велосипеде следует проверить исправность его. В первую очередь на велосипеде должны быть исправны тормоза и звуковой сигнал (звонок), руль должен быть хорошо закреплен. Следует проверить колеса (не должно быть «восьмерок», давление в шинах, натяжение спиц, затяжки гаек на осях должны быть равномерными), а так же проверить натяжение цепи и затяжку всех резьбовых соединение.

Для езды в темное время суток, велосипед должен быть соответственно оборудован: спереди на велосипеде прикрепляется белый фонарь (фара), а сзади фонарь или световозвращатель красного цвета.

Маневры на велосипеде и езда.

В). Знакомство с памяткой

«Требования к движению велосипедистов».

4. Заключительная часть.

Требования к движению велосипедистов

1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

2. Велосипедисты и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе и в один ряд.

3. Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.

4. Водителям велосипеда и мопеда запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

5. Запрещается перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до трёх лет.

6. Велосипедист должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал.

7. Для езды в темное время суток велосипед должен быть оборудован фонарем или фарой.

В этой статье представленный основные технические требования к велосипеду, и что входит в обязанности велосипедиста. Все пункты не придуманы с потолка, а взяты из правил дорожного движения.

  1. Исправные тормоза, руль и звуковой сигнал (правила дорожного движения п.2.3.1).
  2. Исправные световые приборы. В частности велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета(для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади - световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета. (правила дорожного движения п.2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.).
  1. Ездить только на технически исправном велосипеде.
  2. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
  3. Проходить по требованию сотрудников полиции освидетельствование на состояние опьянения. В отдельных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения.
  4. Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, ФСБ, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях предусмотренных законодательством.

Целиком правила велосипедного движения можно прочитать на нашем сайте, перейдя по следующей ссылке - . Эти правила можно так же скачать в формате PDF - скачать Правила Велосипедного Движения.
Рисунок: favim.com, ru-novoezerkalo.livejournal.com

26.09.2013 10787 0

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с правилами пользования велосипедами. Сформировать у учащихся чувство личной ответственности за свою безопасность при движении на велосипеде и мопеде.

Общие обязанности водителей

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение;

Регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;

Документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

В установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

Иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;

Иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

Медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь”, в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Примечание:

Размер страховой выплаты в данном случае не может превышать 25 тысяч рублей. Пункт 2.6.1 ПДД вступил в силу с 1 марта 2009 года.

2.7. Водителю запрещается:

Управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

Пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

Употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

Управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

В разделе 24 Правил содержатся лишь дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок и прогону животных. Это означает, что основные требования изложены в других разделах Правил (например, в разделах 1, 2 и т. д.). Как известно, термином «водитель» охватываются лица, управляющие велосипедом, гужевой повозкой (санями), К водителям приравниваются и погонщики скота. Поэтому, например, любой пункт Правил, в котором нет оговорки, что речь идет о водителе какого-либо конкретного транспортного средства, касается без исключения всех участников движения, которые охватываются термином «водитель».

Управлять велосипедом без подвесного двигателя, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а двух- или трехколесным транспортным средством с рабочим объемом двигателя не более 50 см 3 и максимальной конструктивной скоростью не более 40 км/ч – лицам не моложе 16 лет.

Требования, изложенные в данном пункте Правил, как и во всех других случаях, когда это прямо оговорено, вступают в действие только при движении по дорогам (см. термин «дорога»). На другие места (например, закрытые дворы, поля, поляны и т. п.), где может происходить движение велосипедистов, гужевых повозок и прогон животных, требование этого пункта Правил не распространяется.

Велосипед без подвесного двигателя, а также другое двух- или трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя менее 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости эти транспортные средства должны быть оборудованы спереди фонарем (фарой) с белым светом, сзади – фонарем с красным светом или красным световозвращателем.

Наличие исправных тормозов и звукового сигнала всегда обязательно, независимо от места и условий движения велосипеда без подвесного двигателя или двух- или трехколесного транспортного средства с рабочим объемом двигателя менее 50 см 3 . Правила не вводят каких-либо норм, которым должны отвечать тормоза. Их конструкция и состояние могут определяться инструкцией завода-изготовителя.

Наличие спереди фонаря (фары) с белым светом, а сзади фонаря с красным светом или красного световозвращателя обязательно только при движении по дорогам в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости. Если же рассматриваемые транспортные средства не оборудованы этими приспособлениями, их движение по дороге в условиях недостаточной видимости должно быть исключено. В таких случаях водитель должен сойти с транспортных средств и продолжать движение пешком по правому краю проезжей части.

«Мопед» - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками».

Предписание в отношении оборудования стояночным тормозом касается только гужевых повозок на пневматических шинах. Необходимость же установки фонарей с белым и красным светом и красных световозвращателей в условиях недостаточной видимости распространяется на все повозки (сани).

Движение по проезжей части на велосипедах, гужевых повозках (санях), верховых животных разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Выполнение норм, содержащихся в данном пункте, является одним из основных условий безопасного движения. Обгон, объезд и поворот налево или разворот лица, следующие на велосипеде, гужевой повозке (санях) или на верховых животных, должны производить в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих разделах Правил. Так, перед перестроением, поворотом или разворотом должны быть поданы сигналы в соответствии с требованиями Правил.

Под разрешенными случаями для поворота налево или разворота имеются в виду все случаи, за исключением тех, которые прямо запрещены Правилами.

При движении по обочине должны быть обеспечены условия для беспрепятственного движения пешеходов.

Водителю велосипеда и мопеда запрещается:

– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

– перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Тротуары и пешеходные дорожки предназначены для движения только пешеходов. Таким образом, при наличии предписывающего знака 4.5. «Дорожка для пешеходов» движение велосипедистов запрещено. В этих случаях велосипедист может двигаться пешком и вести велосипед руками.

Велосипед является транспортным средством строго индивидуального пользования. Нигде – ни на раме, ни на багажнике – перевозить на велосипеде пассажиров нельзя. Исключение составляет лишь ребенок, которого можно перевозить при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем с подножками. Такое сиденье может быть расположено как на раме, так и над задним колесом велосипеда.

Груз или предметы, которые выступают более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда, представляют серьезную угрозу безопасности движения, прежде всего для самих велосипедистов, а также для окружающих пешеходов. При этом не имеет значения, какой это по характеру и внешнему виду груз: чемодан, рейка, удочка и т. п.

Дорожный знак 4.6 «Велосипедная дорожка» указывает дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов. Поэтому при наличии таких дорожек движение велосипедистов по проезжей части, предназначенной для других транспортных средств, запрещено.

Водитель велосипеда может произвести, не слезая с велосипеда, поворот налево или разворот лишь при условии, что на дороге, по которой он следует, отсутствует трамвайное движение, и что дорога эта имеет одну полосу для движения в данном направлении. Число полос и наличие трамвайных путей на дороге, куда производится поворот, значения не имеет. Причина введения этого запрещения аналогична случаю буксировки двухколесным мотоциклом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедисты должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Под нерегулируемым пересечением в данном случае понимается любое пересечение велосипедной дорожки с проезжей частью дороги (в том числе их обозначение разметкой 1.15).

Случается и так, что нужно сойти с велосипеда и вести его рядом: велосипедист как бы становится пешеходом. И все же то, что ему приходится вести транспортное средство, вносит свои особенности движения на проезжей части. Эти особенности выделены в Правилах, и о них необходимо знать.

Первое такое отличие состоит в том, что если пешеходам вменяется в обязанность двигаться по тротуару, обочинам, пешеходным дорожкам и разрешается по проезжей части лишь при их отсутствии, то ведущим велосипед, в том числе мопед, мотоцикл, разрешается идти в один ряд по краю проезжей части. Данное исключение сделано потому, что прерванное движение обычно кратковременно и связано либо с технической неполадкой транспортного средства, либо с преодолением какого-либо сложного участка дороги, да и перевозить, например, тяжелый мотоцикл через высокий бортовой камень на тротуар просто трудно, да и пешеходам это будет серьезной помехой.

Другое отличие в поведении пешеходов и велосипедистов, ведущих свои машины, возможно на загородных дорогах. Если, как напоминают Правила, «вне населенных пунктов пешеходы при движении по обочине или краю проезжей части должны идти навстречу движению транспортных средств», то лица, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, «при движении по проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств». Это требование – логичное продолжение первого правила, «Любишь кататься...» так как вести транспортное средство по проезжей части навстречу движению было бы еще более опасно.

Говоря о тех требованиях, которые предъявляются Правилами к велосипедистам-пешеходам, можно дать и ряд советов по правилам безопасного ведения по дороге велосипеда.

Ведя велосипед по краю проезжей части, нужно находиться справа от него. В случае наезда автомобиля пусть лучше пострадает велосипед, но не человек.

Переходя проезжую часть при ограниченном обзоре дороги, старайтесь велосипед не выставлять далеко вперед. Для проезжающего мимо водителя он будет мало заметен, и может произойти наезд.

При переходе широкой дороги необходимо выбирать такой интервал между проходящими транспортными средствами, чтобы не останавливаться с велосипедом на середине дороги. Это опасно: велосипед будет занимать часть близлежащих полос движения.

Вопросы для закрепления:

1. Какие правила должны соблюдать водители велосипедов и мопедов?

2. Как должны вести себя велосипедисты нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой?

4. по каким элементам дороги разрешено двигаться водителю велосипеда и мопеда?

5. Какие требования предъявляются Правилами к велосипедистам-пешеходам?


ГОСТ 31741-2012Группа Д32

ВЕЛОСИПЕДЫ

Bicycles. General specifications

Дата введения 2014-01-01

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»Сведения о стандарте

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г. N 1024-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31741-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

3 Термины и определения

3.1 транспортный велосипед: Велосипед, предназначенный для передвижения, туризма.

3.3 велокросс: Соревнования по пересеченной местности на заданную дистанцию.

3.5 маунтинбайк (МТБ): велосипед, предназначенный для соревнований по лесным, полевым, горным тропам с грунтовой или песчаной почвой.

3.7 триал: Соревнования по фигурной езде с преодолением препятствий на велосипеде по заданной программе с элементами акробатики.

3.9 вилка (передняя и задняя): Узел или элемент рамы велосипеда, предназначенный для установки колес.

3.11 каретка: Составная часть велосипеда, передающая усилие педалирования на ведущее колесо.

3.13 переключатель передач (передний, задний): Устройство для изменения передаточного отношения.

3.15 трещотка: Составная часть бестормозной втулки заднего колеса, обеспечивающая рабочий и свободный ход втулки.

4 Классификация, основные параметры и размеры

4.2 Велосипеды по показателям качества разделяют на четыре класса, указанные в таблице 1.Таблица 1 — Классификация велосипедов


Рисунок 1 — Основные параметры и размеры велосипеда

5 Общие технические требования

5.1 Комплектность

5.1.2 В комплект поставки велосипедов, предназначенных для гонок на треке, не должны входить тормоза, трещотки, переключатели передач, если иное не предусмотрено условиями соревнований.

5.3 Упаковка Упаковка и консервация должны обеспечивать сохранность велосипедов во время транспортирования и предпродажного хранения.

6.1 Общие

6.1.2 Выступающие части велосипеда, которые могут соприкасаться с руками, ногами и другими частями тела велосипедиста в процессе езды и технического обслуживания велосипеда, должны быть безопасными.Все открытые выступы длиной более 8 мм должны иметь радиус закругления не менее 6 мм. Торцевой размер конца открытого выступа: наибольший — 13 мм, наименьший — 3 мм. Не допускается наличие выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии не менее 300 мм, за исключением прикрепленных к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6,5 мм и тросовых зажимов, изготовленных из материала толщиной не более 5 мм.

6.1.4. После испытаний полностью собранного велосипеда по 8.7, 8.9 он должен сохранять работоспособное состояние. Остаточные деформации в системах и узлах не допускаются.

6.2.1 Все типы велосипедов (кроме спортивных для гонок на треке) должны быть оснащены одной или двумя тормозными системами (передним и задним тормозами). При наличии одной тормозной системы она должна воздействовать на заднее колесо. При наличии двух тормозных систем одна из них должна воздействовать на переднее колесо, другая — на заднее.

6.2.2.1 Наибольший размер между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля) (рисунок 2) — 90 мм, на участке между точками и — 90 мм, между точками и — 100 мм.

Тормозная система должна работать без заеданий. Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке и регулировании тормозной системы.После снятия приложенного к приводу тормоза усилия тормоз должен растормозиться и все элементы тормозной системы должны возвратиться в исходное положение.

6.2.3 Регулирование тормозов Отрегулированная по 6.2.2.1 тормозная система (в том числе с учетом износа) должна находиться в работоспособном состоянии до степени износа тормозных колодок, указанной в инструкции по эксплуатации на конкретный велосипед.Отрегулированная тормозная колодка не должна соприкасаться с другими поверхностями, кроме поверхности, предназначенной для торможения.Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное прилегание тормозных колодок к колесу.

6.2.5 Прочность тормозной системы Тормозная система, отрегулированная в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда, после испытаний по 8.1.2.1 и 8.1.2.2 не должна иметь неисправностей, а также не должно быть нарушений регулирования.При испытании по 8.1.3.6 тормозной путь по сухому покрытию при скорости 7 м/с (25,2 км/ч) не должен превышать 7 м. С увлажненными тормозами при скорости 4,5 м/с (16,2 км/ч) тормозной путь не должен превышать 9 м.Примечание — Тормозной путь 7 м включает погрешность реакции велосипедиста и погрешности измерительных приборов и может быть пересмотрен в соответствии с результатами испытаний.

6.3 Рулевое управление

6.3.2 Стержень руля На стержне руля должна быть несмываемая метка или насечка (далее — метка ввода), указывающая минимальную глубину его ввода в стержень вилки. Метка ввода должна быть расположена: на велосипедах для взрослых — на расстоянии не менее 60 мм от нижнего конца стержня руля, на велосипедах для подростков и младших школьников — на расстоянии не менее 50 мм. Ниже метки ввода должен оставаться участок цилиндрического тела стержня длиной не менее одного диаметра стержня. Метка ввода не должна уменьшать прочность стержня руля.

6.3.4 Устойчивость рулевого управления Узел «руль — передняя вилка» должен обеспечивать поворот переднего колеса на угол не менее 60° в обе стороны от продольной оси велосипеда. При этом наименьшее расстояние между колесом велосипеда и какой-либо деталью педали, находящейся в любом положении, должно быть не менее 89 мм.Не менее 25% общей массы велосипеда и велосипедиста должно приходиться на переднее колесо при условии, что положение седла и ручек руля позволяет велосипедисту, находящемуся в седле и держащемуся за ручки, сместиться как можно дальше назад.

6.4 Узел «рама — передняя вилка» На узле «рама — передняя вилка» не должно быть видимых трещин, а остаточная деформация узла, измеряемая между осями наконечников вилки и рамы, должна быть не более 40 мм при испытаниях этого узла падающей массой (8.3.1) и свободным падением (8.3.2).Пазы или другие средства размещения передней оси внутри передней вилки должны быть такими, чтобы при плотном прилегании оси или конусов к верхней поверхности пазов переднее колесо оставалось в плоскости симметрии вилки.

6.5.1 Торцевое и радиальное биения колес определяют по ГОСТ 24643 при их вращении в пределах допускаемого осевого биения. Приведенные ниже допуски биения содержат максимально допустимое изменение положения обода (т.е. полное показание индикатора) полностью собранного колеса за время одного полного оборота вокруг неподвижной оси. Допускаемые радиальное и торцевое биения колес, а также смещение плоскости переднего колеса относительно плоскости заднего колеса не должны превышать значений, указанных в таблице 2 для велосипедов соответствующих классов и типов.Таблица 2 — Допускаемые отклонения параметров велосипедов

Примечание — Класс велосипеда (см. 4.3) определяют по худшему показателю, выявленному в процессе измерений основных параметров и размеров велосипеда или его элементов, и по результатам испытаний в соответствии с таблицами 2 и А.1.

6.5.3 Колеса велосипеда должны быть закреплены и затянуты в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда. Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки крепежных соединений должен превышать максимальный крутящий момент их затяжки, установленный изготовителем не менее чем на 50%.Конструкция велосипеда должна исключать самопроизвольное «выпадение» колеса из вилки.Не допускается:- относительное перемещение между осью переднего колеса и передней вилкой при испытании по 8.4.2;- относительное перемещение между осью заднего колеса и рамой при испытании по 8.4.3.При испытании полностью собранного колеса по 8.4.1 на его деталях не должно быть повреждений, а значение остаточной деформации, измеряемое в точке приложения силы к ободу, должно быть не более 1,5 мм.

6.7 Педали

6.7.2 Устройства, установленные на педали и предназначенные для фиксации ступни, должны обеспечивать неподвижность опорной поверхности велотуфель в переднем и заднем направлениях относительно корпуса педали.

Рисунок 3 — Зазор между педалью и шиной

1 — педаль; 2 — шина; 3 — щиток колесаРисунок 3 — Зазор между педалью и шиной

6.7.4 После приложения к системе привода статической нагрузки по 8.5.1 на ее деталях не должно быть трещин и привод должен оставаться работоспособным.

6.8 Привод (система переключения передач)

6.8.1.1 Должно быть обеспечено надежное переключение передач по всему диапазону, предусмотренному для велосипеда конкретной модели.

6.8.1.3 Ролики заднего переключателя должны вращаться при движении цепи.

6.8.1.5 Передний переключатель, находящийся в любом положении, не должен касаться кривошипа или шестерен (звездочек) велосипеда.

6.9 Седло

6.9.2 Не допускается перемещение седла относительно седлодержателя и седлодержателя относительно рамы при испытании по 8.6.

6.10 Цепь Цепь должна выдерживать минимальную разрушающую нагрузку 8010 Н для всех типов велосипедов, кроме спортивных для гонок на треке и МТБ, для спортивных велосипедов для гонок на треке и МТБ — 9500 Н.

6.12 Осветительное оборудование и световозвращатели

6.12.2 Электропроводка При оснащении велосипеда системой освещения электропроводка должна быть помещена в стороне от движущихся частей или острых кромок во избежание повреждения. Все соединения должны выдерживать силу растяжения 10 Н в любом направлении.

7 Правила приемки

7.2 Для сертификационных испытаний велосипеды отбирают из партии методом случайной выборки в следующем количестве при объеме партии, шт.:до 100-1;от 101 до 1000-2;

7.3 Отобранные велосипеды должны быть полностью укомплектованными и не иметь видимых неисправностей систем и узлов.

8 Методы испытаний

8.1.1 Испытание тормозной колодки Испытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированными тормозами.Нагружаемая масса при испытании велосипедов: для взрослых — 100 кг, для подростков — 70 кг, для младших школьников — 60 кг или эквивалентная масса на седле.Каждую рукоятку тормоза приводят в действие усилием 200 Н, приложенным на расстоянии 25 мм от края рукоятки и поддерживаемым в процессе всего испытания, если другое не предусмотрено конструкцией привода тормоза. Велосипед прокатывают вперед (назад) на расстояние не менее 1 м.В процессе испытания не допускается полная блокировка колес. Не допускается залипание колодок после снятия усилия, приложенного к рукоятке.Испытания повторяют не менее пяти раз.

8.1.2.1 Ручной тормозИспытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированной тормозной системой. К рукоятке тормоза в точке, отстоящей на 0,025 м от ее конца, перпендикулярно к ручке руля в плоскости перемещения рукоятки (рисунок 4), прикладывают усилие, значение которого в соответствии с классом и типом велосипеда указано в приложении А, до касания:- рукояткой тормоза с тросовым или гидравлическим приводом ручки руля или поверхности руля при отсутствии ручки;- удлиненной рукояткой тормоза двойного действия тросового привода поверхности руля;- рукояткой тормоза стержневого привода поверхности руля.Испытание повторяют десять раз для каждого типа рукоятки тормоза.

8.1.2.2 Ножной тормозИспытание проводят на полностью собранном велосипеде. После проверки правильности регулирования тормозной системы и установки шатунов в горизонтальное положение к центру оси левой педали постепенно в вертикальном направлении в течение 15 с прикладывают усилие 1500 Н (рисунок 5).

Испытание повторяют десять раз.

8.1.3.1 При отсутствии других указаний испытания проводят в условиях, указанных в 8.1.3.6.Эксплуатационные испытания тормозной системы проводят на полностью собранном велосипеде после испытания тормозной системы по 8.1.2.Тормоза должны быть отрегулированы, а шины накачаны до рекомендуемого давления, указанного изготовителем на боковой стороне покрышки.

8.1.3.3 Испытуемый велосипед и испытательный стенд должны быть оснащены следующими средствами измерения и оборудованием:- тарированным спидометром (с погрешностью измерений не более 5%) для определения скорости движения велосипеда в начале каждого испытательного заезда;- маркировочным устройством для определения начала тормозного пути (далее — маркировочное устройство). Маркировочным устройством должна быть снабжена каждая тормозная система велосипеда. Не позднее чем через 0,025 с после приведения в действие тормозной системы с помощью рукоятки ручного тормоза или шатуна кривошипа для ножного тормоза маркировочное устройство должно оставлять на поверхности дороги отметку.Примечание — Допускается применение иного устройства, обеспечивающего определение положения велосипеда на дорожке в момент приведения тормоза в действие;- устройством измерения времени;- упором, установленным на руле для ограничения усилия, прикладываемого к рукоятке тормоза;- системой распыления воды, предназначенной для смачивания тормозной поверхности, состоящей из резервуара, соединенного трубками с двумя парами патрубков на переднем и заднем колесах, из быстродействующего включающего и выключающего клапана, который должен быть установлен так, чтобы им мог управлять велосипедист. Каждый патрубок должен подавать струю воды, расход которой должен быть не менее 4·10 м/с. Вода должна быть очищена и иметь температуру окружающей среды.Расположение и направление патрубков для клещевого, разжимного, ленточного и дискового, и ножного тормозов приведены на рисунках 6-11.

Рисунок 7 — Патрубки для подачи воды для заднего клещевого тормоза

1 — патрубки для подачи воды; 2 — задний тройник; 3 — рама; 4 — задний клещевой тормоз; 5 — обод колеса; 6 — направление вращения колесаРисунок 7 — Патрубки для подачи воды для заднего клещевого тормоза

Рисунок 9 — Патрубки для подачи воды для ленточного тормоза

1 2 — патрубок; 3 — рама; 4 — задний тройник; 5 — ленточный тормоз; 6 — задняя втулкаРисунок 9 — Патрубки для подачи воды для ленточного тормоза

Рисунок 11 — Патрубки для подачи воды для ножного тормоза

1 — направление вращения колеса; 2 — рама; 3 — задний тройник; 4 — патрубок для подачи воды; 5 — тормозная втулкаРисунок 11 — Патрубки для подачи воды для ножного тормоза

8.1.3.5 Велосипеды с ручными тормозами испытывают следующим образом: рукоятки ручного тормоза сжимают рукой усилием 200 Н. Усилие сжатия прикладывают в точке, отстоящей от конца рукоятки ручного тормоза на 25 мм. Контроль значения нагрузки на рукоятку ручного тормоза (тарировку) проводят до и после каждой серии испытательных заездов.

8.1.3.7 Достоверность испытательных заездовИспытательные заезды считают недостоверными при:- заносе в сторону заднего колеса более 0,2 м от линии, вдоль которой движется переднее колесо;- потере контроля управления;- скорости движения велосипедиста в момент начала торможения, отличающейся на ±0,4 м/с (±1,4 км/ч) от заданной.

8.1.4 Испытание зависимости силы торможения от усилия, прикладываемого к педали при испытаниях ножного тормоза Испытание проводят на полностью собранном велосипеде. Эффективность силы торможения ножного тормоза измеряют по касательной к окружности шины заднего колеса при вращении его в направлении движения вперед в момент приложения к педали под прямым углом к шатуну усилия от 90 до 300 Н в направлении торможения.Определение силы торможения проводят при равномерной тяге и после одного оборота колеса. Должно быть выбрано не менее пяти результатов испытаний с различными значениями усилий, приложенных к педали. Каждый результат определяют как среднеарифметическое значение трех отдельных измерений для одного и того же значения усилия.По результатам испытаний строят график, показывающий оптимальную прямую и прямые допускаемых предельных отклонений ±20%, полученных методом наименьших квадратов, описанным в приложении В.

8.2.1 Испытание стержня руля

Рисунок 12 — Испытание стержня руля

1 — стержень; 2 — испытательный вал; 3 — центр соединения; 4 — зажимное приспособление; 5 6 — направление приложения усилияРисунок 12 — Испытание стержня руля

Рисунок 13 — Испытание стержня руля статической нагрузкой

1 — наименьшая глубина ввода стержня руля; 2 — зажимное приспособление; 3 — руль или испытательный вал; 4 — направление приложения усилияРисунок 13 — Испытание стержня руля статической нагрузкой

Рисунок 14 — Испытание узла «руль велосипеда — вынос — стержень руля»

1 — зажимное приспособление; 2 — наименьшая глубина ввода стержня; 3 — направление приложения усилияРисунок 14 — Испытание узла «руль велосипеда — вынос — стержень руля»

Рисунок 15 — Испытание узла «стержень руля — передняя вилка»

1 — вилка и рама в сборе; 2 — испытательный вал; 3 — затяжной болт; 4 — направление приложения усилияРисунок 15 — Испытание узла «стержень руля — передняя вилка»

8.3 Испытание на удар узла «рама — передняя вилка»

Рисунок 16 — Испытание падающей массой

1 — ролик; 2 — зажимное приспособление; 3 — груз; 4 — база колес; 5 — остаточная деформацияРисунок 16 — Испытание падающей массой

8.3.2 Испытание свободным падением узла «рама — передняя вилка» Испытание проводят на узле «рама — передняя вилка» с закрепленным на вилке роликом, используемым при испытании по 8.3.1.Испытуемый узел «рама — передняя вилка» устанавливают в месте крепления оси заднего колеса так, чтобы он мог свободно вращаться вокруг нее в вертикальной плоскости. Передняя вилка должна опираться на плоскую стальную плиту так, чтобы обеспечивалось рабочее положение рамы при ее эксплуатации. К испытательному седлодержателю надежно крепят груз массой: 100 кг — при испытании велосипедов для взрослых, 70 кг — велосипедов для подростков и 60 кг — велосипедов для младших школьников. Узел «рама — передняя вилка» поворачивают вокруг оси крепления заднего колеса так, чтобы центр тяжести груза оказался вертикально над задней осью (положение равновесия), после этого ему позволяют упасть, ударившись о плиту (рисунок 17).

Передняя вилка должна быть зафиксирована относительно рамы в положении, соответствующем прямолинейному движению велосипеда.Испытание повторяют два раза.

8.4.1 К колесу, установленному и закрепленному в положении, указанном на рисунке 18, прикладывают усилие 180 Н в одной точке обода перпендикулярно к плоскости колеса. Усилие прикладывают только один раз в течение 1 мин.

8.4.2 К переднему колесу, установленному и закрепленному как указано на рисунке 19, в течение 0,5 мин прикладывают усилие 500 Н, действующее вдоль линии, проходящей через центр оси втулки перпендикулярно к оси колеса в направлении перемещения оси.

8.4.3 К заднему колесу, установленному и закрепленному как указано на рисунке 20, в течение 0,5 мин прикладывают усилие 2000 Н, действующее вдоль линии, проходящей через центр оси колеса перпендикулярно к ней в направлении перемещения оси колеса.

8.4.4 Шину устанавливают на ободе в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя и накачивают до внутреннего давления, равного 110% значения, рекомендованного для данной шины. Шина должна оставаться на ободе не менее 5 мин.

8.5.1 Испытание системы привода статической нагрузкой

8.5.1.2 При испытании односкоростной системы привода к левому шатуну, находящемуся в переднем горизонтальном положении, в течение 15 с прикладывают направленное вертикально вниз и приложенное к центру педали усилие, значение которого указано в приложении А для каждого класса и типа велосипеда.Если система привода или приводные звездочки закреплены так, что шатун поворачивается под нагрузкой до положения более чем на 30° ниже горизонтального, то шатун возвращают в горизонтальное положение и испытание повторяют.

8.5.1.4 Привод многоскоростной системы переключения передач должен быть отрегулирован: при испытании по 8.5.1.2 — на высшую передачу, при испытании по 8.5.1.3 — на низшую передачу.

8.5.2.1 Проверку переключения передач при многоскоростной системе привода проводит испытатель на роликовом велосипедном стенде.

8.5.3 Динамическое испытание узла «педаль — шатун»

Рисунок 21 — Динамическое испытание узла «педаль — шатун»

1 — часть шатуна, соединенная с испытательным валом; 2 левая педаль; 3 — зазор для оси педали; 4 — испытательный вал; 5 — правая педаль; 6 — груз системРисунок 21 — Динамическое испытание узла «педаль — шатун»

8.6 Испытание седла и седлодержателя статической нагрузкой К седлу, собранному с седлодержателем и рамой и затянутому в подседельном зажиме в соответствии с крутящим моментом затяжки, установленным изготовителем, прикладывают вертикально направленное усилие, значение которого указано в приложении А для каждого класса и типа велосипеда, в точке, расположенной на расстоянии 0,025 м от переднего или заднего конца седла в зависимости от того, где будет наибольший крутящий момент в замке седла. После прекращения приложения вертикально направленного усилия прикладывают горизонтально направленное усилие, значение которого указано в приложении А для каждого класса и типа велосипеда в точке, расположенной на расстоянии 0,025 м от переднего или заднего конца седла в зависимости от того, где будет наибольший крутящий момент в подседельном зажиме.

8.8 Испытание цепи на прочность При испытании один конец цепи закрепляют неподвижно, а ко второму прикладывают нагрузку в соответствии с 6.10. Не допускается разрушение цепи и появление трещин на ее элементах.

8.9.1 Стендовые испытания вала (барабана) и приспособления для закрепления велосипеда с грузом Валы должны обеспечивать раскрутку обоих колес. Стенд представляет собой два ведущих цилиндрических велосипеда, имитируя движение велосипеда со скоростью 10 км/ч.По всей длине на поверхности каждого вала закрепляются бруски, расстояние между которыми (длина дуги) должна составлять 1 м. Число брусков определяется диаметром вала.Размеры брусков:- ширина 50 мм;- высота 25 мм.На углах брусков контактирующих с шинами, должны быть фаски размером 1,2 мм45°.Наезд переднего и заднего колес на бруски должен происходить поочередно через равные промежутки времени. Нагружаемая контролируемая масса при испытании на велосипедах: для взрослых — 100 кг, для подростков — 70 кг, для младших школьников — 60 кг. Время испытаний в зависимости от типа велосипеда указано в таблице 3.

8.9.3 Допускается проводить испытания другими методами, обеспечивающими аналогичные результаты.

8.10 Проверка резьбовых соединений Соответствие требованиям 6.1.3 проверяют после пробега велосипедом для взрослых классов В и 1 — 100 км, классов 2 и 3 — 60 км, велосипедом для подростков — 50 км, велосипедом для младших школьников — 25 км.

Транспортирование и хранение должны обеспечивать сохранность велосипедов.

Рекомендации по сборке, эксплуатации и техническому обслуживанию велосипедов, а также гарантийные обязательства изготовителя или продавца должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретный велосипед в соответствии с 5.1.1.

Приложение А(обязательное)

Приложение Б (справочное). Определение коэффициента трения сцепления

Б.1 Способ 1 В зависимости от поверхности покрытия коэффициент трения сцепления велосипедов принимают равным:0,5 — для мокрого асфальта;0,7 — для сухого асфальта;0,8 — для мокрого бетона;0,9 — для сухого бетона.

Вид сверху

Б.3 Способ 3 Коэффициент трения сцепления принимают равным указанному в нормативных документах предприятия-изготовителя шины.

Приложение В(справочное)

Следовательно, оптимальная прямая соответствует уравнению

Принимаем допускаемые предельные отклонения ±20%, тогда

Рисунок В.1 — График зависимости силы торможения от усилия, приложенного к педали, выраженный «оптимальной прямой» и прямыми допускаемых предельных отклонений ±20%

1 — допускаемое максимальное предельное отклонение плюс 20%; 2 — оптимальная прямая; 3 — допускаемое минимальное отклонение минус 20%Рисунок В.1 — График зависимости силы торможения от усилия, приложенного к педали, выраженный «оптимальной прямой» и прямыми допускаемых предельных отклонений ±20%