Презентация на тему синхронное плавание. Презентация, доклад синхронное плавание. Московский Государственный Лингвистический Университет

Спортивное плавание Спортивное плавание характеризуется преодолением соревновательной дистанции без специальных приспособлений с использованием техники движений, регламентированной правилами соревнований. Соревнования по спортивному плаванию проводятся по видам (эстафетное, комплексное плавание), дистанциям и способам плавания и регламентируется правилами. Соревнования проходят в бассейнах (25 и 50 м) на дистанции от 50 до 1500 м (ширина дорожки 2,5 м).




Вольный стиль Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции. Исключением являются комплексное плавание и комбинированная эстафета, в которых вольный стиль – это любой другой способ, кроме способа плавания на спине, брасса и баттерфляя. Пловец должен коснуться стенки бассейна любой частью тела при повороте и на финише. Любая часть тела пловца должна разрывать поверхность воды во время заплыва, за исключением разрешения пловцу быть полностью погруженным во время поворота и на расстоянии не более 15 м после старта и каждого поворота. У 15-метровой отметки голова пловца должна разорвать поверхность воды.


Брасс С начала первого гребка руками после старта и после каждого поворота пловец должен лежать на груди. Поворот на спину запрещен в любое время. На всем протяжении дистанции полный цикл должен выполняться в такой последовательности: один гребок руками и один толчок ногами. Все движения рук должны быть одновременны и выполняться в одной горизонтальной плоскости без чередующихся движений. Руки должны выноситься вперед от груди по, выше или ниже поверхности воды. Локти должны находиться под водой, за исключением последнего гребка перед поворотом, во время выполнения поворота и финального гребка на финише. Руки должны возвращаться назад по поверхности воды или под водой. Руки не должны заходить за линию бедер, исключая первый гребок после старта и каждого поворота. В течение каждого полного цикла, какая-либо часть головы пловца должна разорвать водную поверхность. После старта и каждого поворота пловец может сделать один полный гребок руками до бедер. Голова должна разорвать поверхность воды прежде, чем руки начнут движение внутрь из наиширочайшей части второго гребка. Разрешается одно дельфинообразное движение ногами вниз во время или после выполнения полного гребка руками перед толчком ногами брассом пока тело полностью погружено в воду. После этого все движения ног должны быть одновременными и выполняться в одной горизонтальной плоскости без чередующихся движений.



Баттерфляй От начала первого гребка руками после старта и после каждого поворота тело должно находиться на груди. Разрешены подводные удары ногами в стороны. Поворот на спину не разрешен в любое время. Обе руки должны проноситься вперед вместе над водой и возвращаться обратно одновременно в продолжение всего заплыва. Все движения ног вверх и вниз должны выполняться одновременно. Ноги или ступни могут быть не на одном уровне, но их положение относительно друг друга не должно меняться. Движения ног брассом не разрешаются. На каждом повороте и на финише касание должно быть одновременно обеими руками по поверхности, выше или ниже поверхности воды. При старте и на поворотах пловцу разрешается сделать под водой одно или несколько движений ногами и один гребок руками, которые должны вынести его на поверхность. Пловцу разрешается полное погружение на отрезке не более 15 м после старта и каждого поворота. В этой точке голова спортсмена должна разорвать поверхность воды. Пловец должен оставаться на поверхности до следующего поворота или до финиша.



Спина Перед стартовым сигналом пловцы должны занять исходное положение в воде лицом к стартовой тумбочке, держась обеими руками за стартовые поручни. Стоять на краю сливного желоба или упираться в него пальцами запрещено. После стартового сигнала и после поворота пловец должен оттолкнуться от стенки (поворотного щита) и плыть на спине в течение всей дистанции, исключая момент выполнения поворота, как указано ниже в п Нормальное положение на спине может включать вращательное движение тела в горизонтальной плоскости до 900 включительно. Положение головы не регламентируется. Любая часть тела пловца должна разрывать поверхность воды во время заплыва, за исключением разрешения пловцу быть полностью погруженным во время поворота, на финише и на расстоянии не более 15 м после старта и каждого поворота. У этой точки его голова должна разорвать поверхность воды. При выполнении поворота пловец должен коснуться стенки любой частью тела. Во время выполнения поворота плечи могут быть опрокинуты по вертикали к положению на груди, после чего можно сделать один непрерывный гребок рукой или одновременно двумя руками для вхождения в поворот. Пловец должен вернуться в положение на спине до отталкивания от стенки. На финише дистанции пловец должен коснуться стенки, находясь в положении на спине.



Открытая вода Плавание на открытой воде определяется как любое соревнование, которое проходит в естественных водоемах (реки, озера, моря и океаны) и подразделяются на: Плавание на длинные дистанции (от 1,5 км до 10 км включительно); Марафонское плавание (свыше 10 км). Возраст участников должен быть не менее 14 лет. Все соревнования на открытой воде проводятся вольным стилем.


Комплексное плавание В комплексном плавании спортсмен должен преодолеть дистанцию четырьмя способами, меняя их после прохождения каждой четверти дистанции в следующем порядке: баттерфляй, на спине, брасс и вольный стиль. Завершение каждой четверти дистанции должно выполняться по правилам финиша данного способа плавания. В комбинированной эстафете спортсмены должны проплыть дистанцию четырьмя способами в следующем порядке: на спине, брасс, баттерфляй, вольный стиль. Каждый участник эстафеты должен финишировать в соответствии с правилами данного способа плавания.



Синхронное плавание Синхронное плавание вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Это один из самых утонченных и элегантных видов спорта. Но и требования у него достаточно серьезные спортсменкам необходимо обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания. Место Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20 м х 30 м, при этом на площади 12 м х 12 м, глубина должна быть не менее 3 м; Температура воды должна быть 26 С +- 1 С;


Стили плавания Спортсменки должны владеть сле­дующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, паддельн, а также варианта­ми этих способов. Паддельн» (плавание «по-собачьи») в фигурном плавании имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» - это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на Спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бе­дер) часто является исходной и заключительной по­зицией при выполнении фигур в синхронном плава­нии. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.




«Балетная позиция» Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверхностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхно­сти воды при абсолютно вытянутом положении те­ла. Отдельные фигуры выполняются путем враще­ния вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.


«Дельфин» и «Контрадельфин» Для групп «дельфин» и «контрадельфин» харак­ терно проплывай не круга, которое начинается по­ гружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой впе­ред, группы «контрадельфин» - ногами вперед. Лег­кое сгибание одной ноги в колене, оттягивание но­сков, вращение вокруг продольной оси, непрерыв­ное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одновременное проплывание круга двумя или несколь­кими участницами - все это существенные возмож­ности варьирования фигур этих групп.


«Сальти» Первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над по­ верхностью воды согнутых в тазобедренных суста­вах ног. В эту группу, кроме того, включены вра­щения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суста­ вах. К вращениям непосредственно примыкает дви­ жение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «зас­ тывать» в этом положении над водой.





Московский Государственный Лингвистический Университет

Реферат по Физической Культуре:

«Синхронное плавание».

Выполнила студентка 1 курса

101 группы, ФФЯ

Улыбина Юлия Валерьевна.

Москва 2009.

История Синхронного плавания………………………………………………..3

Техническая программа…………………………………………………………8

Произвольная программа……………………………………………………......9

Подготовка к выполнению……………..……………………………………………………....10

Техника исполнения…………………………………………………………….10

Артистизм………………………………………………………………………..11

Подсчет очков…………………………………………………………………...11

Нарушения……………………………………………………………………….11

Другие правила…………………………………………………………………..12

Судейство………………………………………………………………………...12

Бассейн…………………………………………………………………………...12

Синхронное плавание.

Синхронное плавание - вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьезные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

В идеале синхронное плавание должно сочетать в себе красоту формы и содержания. Спортсменки путем упорных тренировок пытаются добиться совершенства и синхронности грациозных движений.

Весьма специфическое, но жизненно важное техническое оборудование, позволяет спортсменкам поддерживать эту иллюзию легкости, хотя порой очень сложно контролировать свои движения и дыхание, находясь под водой вверх ногами в течение нескольких минут. Зажимы на носу оберегают синхронисток от попадания воды в легкие, что позволяет им находиться под водой очень длительное время. Желатин сохраняет прическу девушек, да и косметика имеет свои особенности, не смываясь в воде ни при каких условиях.

Очень большую роль играют подводные динамики - именно они позволяют спортсменкам четко слышать музыку и в то время, когда они находятся под водой, что в значительной мере помогает им достичь максимальной синхронности в действиях.

История синхронного плавания.
Синхронное плавание стало олимпийским видом спорта в 1984г. как одиночные и парные соревнования, а с 1996г. их заменили состязанием команд из 8 женщин. Общепризнанная кузница мастеров синхронного плавания - США.
Олимпийские соревнования по синхронному плаванию рассчитаны на 2 часа 45 мин. Судьи оценивают сложность и артистичность обязательной и произвольной программ, из общей суммы баллов, заработанных командой, на долю произвольной программы приходится 65%.
Синхронное плавание - вид спорта, в котором спортсменкам необходимо наиболее точно, а при командном выступлении - синхронно выполнять сложнейшие фигуры и движения под музыку.
В Древней Греции и Древнем Риме проводились праздники и игры в воде, в том числе хороводы из тел плавающих юношей и девушек.

Первые предпосылки к становлению как спорта синхронного плавания появились лишь в конце XIX в.

В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми "художественными пловцами" были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году.. В 1892 году в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры. В начале XX в. во Франции был создан клуб “Чайка”. Этот клуб сыграл существенную роль в популяризации этой разновидности плавания, называвшейся тогда “художественным плаванием”. К 30-м годам XX ст. оно получило широкое распространение в различных странах Европы и Северной Америки. В 1952 году на чемпионате Франции по художественному плаванию выступления спортсменок впервые проходили под музыку.
Во время Игр XV Олимпиады в Хельсинки в 1952 году состоялись показательные выступления в этом виде спорта, проведенные американскими спортсменками. Успех этих выступлений способствовал официальному международному признанию вида спорта. С тех пор получил название “синхронное плавание”. В том же 1952 году при Международной любительской федерации плавания ФИНА, был образован комитет синхронного плавания.
В 1958 г. в Амстердаме прошли первые международные соревнования по синхронному плаванию, в которых участвовали спортсменки из девяти стран, а в 1973 году вместе с представителями других водных видов спорта - плавания, прыжков в воду, водного поло, мастера синхронного плавания впервые разыграли мировое первенство.
При Международной федерации плавания ФИНА, имеется комитет синхронного плавания, который был образован в 1952 году.
В программу Олимпийских игр синхронное плавание входит с 1984 года. На Олимпийских играх 1988 года и 1992 года спортсменки соревновались в одиночном - соло, и парном - дуэты, разрядах. На Олимпийских играх 1996 года спортсменки соревновались в групповых упражнениях.
В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми “художественными пловцами” были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году.
В 1907 году Аннет Келлерман, чемпионка Австралии по плаванию восхитила зрителей, показав “танцы в воде” в Нью-Йорке.
До 1920 “водный балет”, как его стали называть, не признавался как вид спорта. Главный толчок фигурное плавание получило в 1924 году на первом чемпионате мира в Монреале. Затем оно распространилось в СЩА и других странах.
В 50-х и 60-х гг. фигурное плавание демонстрировалось на всех спортивных состязаниях по плаванию, в том числе на Олимпийских играх, и в 1984 году было включено в программу Олимпиад как чисто женская дисциплина.
На Олимпиаде в Сиднее женщины будут соревноваться в двух видах - среди дуэтов и среди команд.
В борьбе за медали будут соревноваться 8 команд по 8 участников в каждой и 24 дуэта. Дуэты начнут с предварительного круга, где они выполнят техническую и произвольную программы. 12 лучших дуэтов выходят в финал, где они вновь выполнят произвольную программу. В командных соренованиях следует сразу финал, в котором выполняется техническая и произвольная программы.

На Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году программа соревнований по синхронному плаванию осталась без изменений. Небезынтересно отметить, что обладательница двух золотых медалей предыдущих Игр американка Трэйси Руис после своих олимпийских побед 1984 года прекратила активные занятия синхронным плаванием, вышла замуж и увлеклась бодибилдингом.

В 1987 году она, намереваясь повторить свой успех на следующих Олимпийских играх, вернулась в синхронное плавание и даже выиграла предолимпийские соревнования. Однако канадская спортсменка Каролин Вальдо, которая на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году стала серебряной медалисткой в соло, на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году оказалась сильнее своей соперницы из США и завоевала золотую медаль. Американка Трэйси Руис-Конфорто на этот раз получила серебряную награду, третье место досталось японке Микако Котани.

В парном разряде сильнейшим в Сеуле был дуэт из Канады - Мишель Камерон и Каролин Вальдо, второе место заняли сестры-близнецы Карен и Сара Джозефсон из США, третье - японки Мияко Танака и Микако Котани.

На Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году программа соревнований по синхронному плаванию не изменилась. В одиночном разряде, соло, олимпийской чемпионкой стала Кристин Бабб-Спрейг из США, серебряную медаль завоевала канадка Сильви Фрейшетт, бронзовую - японская спортсменка Фумико Оно. В парном разряде олимпийские соревнования в Барселоне завершились победой тех самых сестер-близнецов - американок Карен и Сары Джозефсон, которые на предыдущих Играх были вторыми. Серебряную медаль в Сеуле получил дуэт из Канады - сестры Пенни и Викки Вилагос, а бронзовую - японки Фумико Оно и Аки Таяма. После Игр XXV Олимпиады программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте в 1996 году борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные - канадки, бронзовые - команда Японии.

За период, в течение которого синхронное плавание входит в программу Игр Олимпиад - с 1984 года по 1996 год, олимпийские награды в этом виде спорта завоевывали представительницы трех стран - США, Канады и Японии. Успешнее других за все годы выступали спортсменки США, на счету которых 7 медалей - 5 золотых и 2 серебряных. В активе канадок - также 7 медалей - 2 золотые и 5 серебряных, а у японок - 7 бронзовых медалей. В олимпийских соревнованиях по синхронному плаванию двум спортсменкам удалось завоевать по три награды: и у Трэйси Руис-Конфорто из США, и у Каролин Вальдо из Канады - по две золотых и по одной серебряной медали.

Самой молодой олимпийской чемпионкой в этом виде спорта оказалась Сэнди Кости, США, которой шел 22-й год, когда она на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году выиграла золотую медаль в парном разряде вместе со своей соотечественницей и сверстницей Трэйси Руис, которая лишь на месяц с небольшим старше.

Наиболее солидный возраст, в котором завоевывалось олимпийское "золото" в синхронном плавании, - 28 лет и 210 дней: именно столько было упоминавшимся уже сестрам-близнецам Карен и Саре Джозефсон, когда этот дуэт из США победил на Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Требования к технике исполнения в синхронном плавании очень жесткие. Спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны выполнить все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года Техническим комитетом синхронного плавания. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается 20 секунд, командам 50 секунд.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для произвольных упражнений и команды и дуэты могут сами подбирать упражнения и музыку. Они должны не только создать единую композицию, но и включить в нее сложные элементы. При выполнении произвольной программы спортсменки тоже должны использовать всю площадь бассейна, изменять в процессе режим и темп, включать новые элементы, неожиданные рисунки движений, их изменение и движения над водой. Произвольная программа продолжается в течение 4 минут для дуэтов и для команд.

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ (исходное положение)
При выполнении всех программ участницам предоставляется 10 секунд для занятия исходного положения. Оно задает тон всему выступлению, дает понять судьям и зрителям, что стоит ожидать от выступления и создает хорошее первое впечатление.
Судейство
Подобно гимнастике и прыжкам в воду судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна. Одна группа оценивает технику исполнения, другая - артисцизм.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Спортсменки должны находиться глубоко в воде, движения должны быть гибкими и уверенными и должны быть точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки, совершать движение частями тела и перемещения.

АРТИСТИЗМ

К нему относятся чувственность исполнения и внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ

Высшая и низшая оценки не учитываются. Выводится средняя оценка по трем оставшимся. Техническая оценка умножается на 0,6, в то время как оценка за артисцизм - на 0,4. Сумма очков является оценкой за выполнение программы. Но это не окончательная оценка. Для определения победителя и окончательного распределения мест оценки за технические и произвольные упражнения увеличиваются на 35 % и 65 % соответственно. Когда эти две суммы складываются, получается окончательный результат.

Все подсчеты производятся электронным способом.

НАРУШЕНИЯ

И в произвольной и в технической программе исполнителям могут начисляться 2 штрафных очка за грубые нарушения, например, отталкивания от дна бассейна для помощи себе и партнеру. Одно очко начисляется за менее грубые нарушения, например, за просроченное время при подготовке и выполнении программы и элементов. В технической программе 2 очка, кроме того, начисляются за пропущенный обязательный элемент, 0,5 очка за пропущенную часть элемента.

ДРУГИЕ ПРАВИЛА

Если спортсмен добровольно прекращает выполнение программы, то дуэт или команда дисквалифицируется. Если это происходит при подготовке, и выполнение программы начинается снова, то следует штраф в 2 очка;

Музыка должна быть слышна только над водой и с уровнем не более 90 Дб;

Объявляется равенство результатов только в финальном результате, подсчитанном с точностью до 3 десятых очка;

В технической программе рефери принимает окончательное решение после просмотра видеозаписи.

СУДЕЙСТВО

Судейские оценки в синхронном плавании схожи с оценками в фигурном катании. Жюри, оценивающее действия спортсменок, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой: одна группа оценивает технику выполнения программы, а другая - артистичность. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам. судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна.

Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20 м х 30 м, при этом на площади 12 м х 12 м, глубина должна быть не менее 3 м. Температура воды должна быть 26 С +- 1 С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.

Введение

Синхронное плавание - вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьезные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремится к эстетическому выполнению труднейших элементов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопровождения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением.

В большинстве случаев исходным моментом в оформлении выступления является музыка, содержание которой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсменок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к другому выполняется в определенных местах музыкального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисунка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.

Весьма специфическое, но жизненно важное техническое оборудование, позволяет спортсменкам поддерживать иллюзию легкости, хотя порой очень сложно контролировать свои движения и дыхание, находясь под водой вверх ногами в течение нескольких минут. Зажимы на носу оберегают синхронисток от попадания воды в легкие, что позволяет им находиться под водой очень длительное время. Очень большую роль играют подводные динамики - именно они позволяют спортсменкам четко слышать музыку и в то время, когда они находятся под водой, что в значительной мере помогает им достичь максимальной синхронности в действиях.

История синхронного плавания

В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми «художественными пловцами» были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году. В 1892 году в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры.

В начале XX века в Европе было известно хороводное плавание. В бассейнах ряда европейских стран в торжественных случаях фигурная «маршировка» на воде выполнялась под звуки духового оркестра. Участники выступлений при перестроении образовывали геометрические фигуры на поверхности бассейна, что всегда вызывало живой интерес публики. Впоследствии стали даже проводиться соревнования, в которых участвовали команды по 8-24 человека. На Американском континенте подобные выступления назывались синхронными, поскольку движения должны были быть согласованными. В них участвовали мужчины и женщины.

Одновременно с фигурной «маршировкой» на воде и хороводным плаванием появились соревнования членов спасательных обществ, выполнявших отдельные упражнения на воде. Например, в 1920 году в бассейне Монреаля проводился экзамен на звание спасателя. В программу этого экзамена были включены многие упражнения, похожие на акробатические, которые впоследствии вошли в перечень фигур синхронного плавания. Так возникли первые соревнования по фигурам. Долгое время оба вида (как показательные выступления) назывались обобщенно - художественное плавание.

Во Франции был период, когда выступления по художественному плаванию назывались водным балетом. На первых крупных национальных соревнованиях во Франции в 1951 году демонстрировались как акробатические фигуры в воде, так и ритмические групповые проплывы под музыку.

В 1952 году при Международной любительской федерации плавания ФИНА был образован комитет синхронного плавания. Как перспективная спортивная дисциплина художественное плавание демонстрировалось на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году. Показательные выступления были приурочены к проведению конгресса ФИНА, который состоялся в дни XV Олимпийских игр.

В 1956 году на заседании комиссии Комитета художественного плавания ФИНА были утверждены первые международные правила. В 1973 году состоялся первый чемпионата мира по водным видам спорта. Европейские чемпионаты по водным видам спорта по полной программе начали проводиться лишь с 1977 года.

В 1984 году на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе впервые были разыграны олимпийские награды за синхронное плавание. В одиночном разряде состязались 17 спортсменок, победительницей стала американка Трэйси Руис, серебряную медаль завоевала канадка Каролин Вальдо, бронзовую - японка Мивако Мотойоши. На Олимпийских играх 1988 и 1992 годов спортсменки соревновались в одиночном - соло, и парном - дуэты, разрядах. На Олимпийских играх 1996 года спортсменки соревновались и в групповых упражнениях. До 2000 года олимпийские медали в синхронном плавании распределялись, как правило, между спортсменами трех стран: США, Канады и Японии. На Играх XXVII Олимпиады в Сиднее золотых наград были удостоены российские спортсменки.

В нашей стране в начале прошлого столетия также проводились различные водные праздники. Выступления спортсменов еще не приобрели соревновательный характер, но, тем не менее, пользовались успехом у зрителей. Фигурным плаванием этот вид выступлений, по-видимому, стал называться по аналогии с фигурным катанием на коньках. Возможно, в основу этого названия легло исполнение фигур не только на поверхности воды, но и в глубокой части бассейна. В этих неофициальных конкурсах участвовали и мужчины, и женщины. Постепенно все более популярными становились групповые выступления 4-16 спортсменок, демонстрировавших плоскостные групповые фигуры (орнаменты), которые чередовались с фигурными проплывами по разным траекториям с соблюдением строя, т.е. интервалов и дистанций между пловцами. Число участников в некоторых выступлениях возрастало до 24, а узоры на воде усложнялись. Характерно, что в выступлениях по фигурному плаванию в те годы активно участвовали лучшие представительницы спортивного плавания, выдающиеся спортсменки Зоя Федорова, Ольга Хатунцева, Клавдия Кузнецова, сестры Второвы - Антонина, Александра, Евгения и Людмила. Выступления по фигурному плаванию были особенно популярны в середине 30-х годов XX века и являлись неотъемлемой частью многих спортивных праздников, проходивших, как правило, на водноспортивых станциях открытых водоемов. В послевоенные годы постепенно организуются самодеятельные группы по фигурному плаванию. Одной из первых была организована группа студенток Львовского медицинского института. В этой секции впервые использовалась сюжетность выступлений с музыкальным сопровождением. В 1957 году была организована самая большая в истории художественного плавания группа для показательных выступлений на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Выступления проводились в бассейне Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках и имели большой успех. В последующие годы в этом же бассейне неоднократно устраивались красочные представления водных фигуристок с участием артистов цирка.

Первое официальное первенство Москвы состоялось в 1961 году. В 1969 году художественное плавание было включено в календарь спортивных мероприятий Москвы. С этого года стали регулярно проводиться соревнования на приз открытия сезона, личное первенство Москвы и Кубок Москвы.

В 1968 году городской совет Союза спортивных обществ и организаций утвердил разрядные требования и нормативы по художественному плаванию (от юношеского до II взрослого разряда), а также правила соревнований и классификационную программу.

В 1974 году по просьбе Московской федерации художественного плавания редакция журнала «Советская женщина» учредила приз весенних соревнований, посвященных Международному женскому дню. Этим соревнованиям через 9 лет суждено было стать международными.

В 1977 году при Федерации плавания СССР была создана Всесоюзная комиссия по художественному плаванию. Первым председателем этой комиссии была народная артистка СССР Майя Плисецкая.

В 1980 году была образована Федерация синхронного плавания. В 1986 году советские спортсменки уже участвовали в чемпионате мира.

Спортивная программа

Техническая программа

Требования к технике исполнения в синхронном плавании очень жесткие. Спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны выполнить все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года Техническим комитетом синхронного плавания. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается 20 секунд, командам 50 секунд.

К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, «паддельн», отработка обязательных фигур и образование рисунков.

Стили плавания. Спортсменки должны владеть следующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также вариантами этих способов. Владение этими стилями является необходимой предпосылкой для того, чтобы заниматься фигурным плаванием. Однако технический принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой; чтобы спортсменка могла следовать музыкальному ритму, сохранять ориентацию в пространстве и координировать свои движения с движениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхности не появились брызги; движения рук стилизованы, их темп, направление, форма и акцент зависят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.

«Паддельн» (плавание «по-собачьи»). Несмотря на то что «паддельн», в общем, не признается как стиль плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» - это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на Спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бедер) часто является исходной и заключительной позицией при выполнении фигур в синхронном плавании. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.

Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «контрадельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверхностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхности воды при абсолютно вытянутом положении тела. Отдельные фигуры выполняются путем вращения вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.

Для групп «дельфин» и «контрадельфин» характерно проплывание круга, которое начинается погружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой вперед, группы «контрадельфин» - ногами вперед. Легкое сгибание одной ноги в колене, оттягивание носков, вращение вокруг продольной оси, непрерывное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одновременное проплывание круга двумя или несколькими участницами - все это существенные возможности варьирования фигур этих групп.

В то время как в других видах спорта для выполнения сальто необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, например, первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над поверхностью воды согнутых в тазобедренных суставах ног. В эту группу, кроме того, включены вращения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суставах. К вращениям непосредственно примыкает движение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «застывать» в этом положении над водой.

В группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и фигур.

Образование рисунков. Техника образования рисунков в синхронном плавании не предполагает владения большим числом форм движения. Тело спортсменки в положении лежа на спине плоско вытянуто на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длительного времени, не двигая руками и ногами. Руки могут быть при этом прижаты к корпусу, полуопущены по отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.

Основу рисунков составляют треугольники, четырехугольники и круги, которые могут быть преобразованы в кресты, звезды и другие рисунки. Спортсменки держатся друг за друга (способы соединения: рука к руке, нога к ноге, нога к голове, нога к руке и т. д.). Смыкая и раздвигая руки и ноги, спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться. Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового) является «колесо». Это упражнение заключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в постоянном движении фигуру. Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при выполнении упражнений группы «дельфин», и проплывает под всем рядом. Она находится под водой до тех пор, пока, вынырнув, не коснется головой ног последней участницы ряда. Поскольку движение всей группы непрерывно и соединение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изображают вращающееся колесо «дельфин». Правила. В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых участвуют группы из 4-8 и более спортсменок. Оценка производится семью судьями, присуждающими очки от 0 до 10 (может быть присуждено и пол-очка). В синхронном плавании для обязательной программы из 100 возможных фигур избираются пять. Это делается путем жеребьевки перед началом соревнований, причем 3 упражнения не должны превышать степень сложности 1,7 (1-я серия) и 2 упражнения должны превышать степень сложности 1,7 (2-я серия). Каждые четыре года фигуры 1-й и 2-й серий заново утверждаются Международной комиссией фигурного плавания при Международной федерации плавания. Каждое упражнение выполняется отдельно, без музыкального сопровождения. За него выставляется оценка, которая выводится следующим образом: минимальная и максимальная оценки из семи выставляемых исключаются, затем из оставшихся пяти выводится среднее арифметическое, которое сопоставляется со степенью трудности выполненного упражнения.

Произвольная программа

Для произвольных упражнений и команды и дуэты могут сами подбирать упражнения и музыку. Они должны не только создать единую композицию, но и включить в нее сложные элементы. При выполнении произвольной программы спортсменки тоже должны использовать всю площадь бассейна, изменять в процессе режим и темп, включать новые элементы, неожиданные рисунки движений, их изменение и движения над водой. Произвольная программа продолжается в течение 4 минут для дуэтов и 5 минут для команд. Включенные в программу вступительные движения на суше не должны выполняться дольше 20 сек.

Значительно труднее оценивать произвольную программу, которая выполняется с музыкальным сопровождением. Каждый из семи судей должен в одной оценке учесть степень синхронности, степень сложности фигур и движений, выразительность, композиционное воплощение программы, отработанность движений в воде, согласованность действий между участницами, глубину раскрытия темы, подбор костюмов, вид и оригинальность программы.

Тренировка

Сильно развитое чувство воды и хорошая пространственная и временная ориентация являются основными предпосылками, позволяющими выполнять сложные движения в заданном ритме над и под водой и на поверхности воды.

Тренировка в воде. С самого начала большое внимание уделяется коллективной тренировке по возможности с ритмическим выполнением упражнений. К общей подготовке в воде относятся плавание кролем и кролем на спине (вначале для сопровождения особенно рекомендуется ритм вальса), «паддельн», ныряние и плавание в различных группах и с выполнением фигур. К специальной подготовке относится отработка фигур и рисунков, а также целых программ.

Тренировка на суше. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы балета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений. Ритм музыкального произведения улавливается путем его многократного проигрывания и одновременного выполнения многочисленных упражнений на суше. Стереотип движений, необходимый диапазон и энергичность лучше вырабатывать вне воды.

Составление программы требует большой предварительной работы. Прежде всего производится анализ музыкального сопровождения и подбор движений, причем решающим фактором для этого подбора является тема и своеобразие музыкального произведения. Необходимо подготовить соответствующие костюмы. При составлении программы необходимо учитывать преимущества и недостатки того бассейна, где данная программа будет выполняться.

Подготовка к выполнению

Техника исполнения

Оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Спортсменки должны находиться глубоко в воде, движения должны быть гибкими и уверенными и должны быть точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки, совершать движение частями тела и перемещения.

Артистизм

Оценивается чувственность исполнения и внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

Судейство

Подобно гимнастике и прыжкам в воду судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна. Одна группа оценивает технику исполнения, другая - артистизм.

Подсчет очков

Высшая и низшая оценки не учитываются. Выводится средняя оценка по трем оставшимся. Техническая оценка умножается на 0,6, в то время как оценка за артистизм - на 0,4. Сумма очков является оценкой за выполнение программы. Но это не окончательная оценка. Для определения победителя и окончательного распределения мест оценки за технические и произвольные упражнения увеличиваются на 35 % и 65 % соответственно. Когда эти две суммы складываются, получается окончательный результат. Все подсчеты производятся электронным способом.

Нарушения

И в произвольной и в технической программе исполнителям могут начисляться 2 штрафных очка за грубые нарушения, например, отталкивания от дна бассейна для помощи себе и партнеру. Одно очко начисляется за менее грубые нарушения, например, за просроченное время при подготовке и выполнении программы и элементов. В технической программе 2 очка, кроме того, начисляются за пропущенный обязательный элемент, 0,5 очка за пропущенную часть элемента.

Другие правила

Если спортсмен добровольно прекращает выполнение программы, то дуэт или команда дисквалифицируется. Если это происходит при подготовке, и выполнение программы начинается снова, то следует штраф в 2 очка.

Музыка должна быть слышна только над водой и с уровнем не более 90 Дб.

Объявляется равенство результатов только в финальном результате, подсчитанном с точностью до 3 десятых очка.

В технической программе рефери принимает окончательное решение после просмотра видеозаписи.

Бассейн

Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20м х 30м, при этом на площади 12м х 12м, глубина должна быть не менее 3м. Температура воды должна быть 26 С +- 1 С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.

Синхронное плавание на Олимпийских играх

синхронный плавание тренировка олимпийский

До Олимпийских игр в Барселоне 1992 года программа соревнований по синхронному плаванию состояла из одиночного разряда (соло) и парного разряда. На Играх в Атланте 1996 года программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные - канадки, бронзовые - команда Японии. С Олимпийских игр 2000 года разыгрывается два комплекта олимпийских наград - среди дуэтов и в командных соревнованиях.

Главным тренером сборной России является Татьяна Николаевна Покровская.

В списке сильнейших синхронисток мира, завоевавших на Олимпийских играх больше всех наград, четыре первые строчки занимают российские спортсменки: Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова - по 4 золотые медали, Ольга Брусникина и Мария Киселева - по 3 золотые медали.

Первыми российскими олимпийскими чемпионками в синхронном плавании являются О.Брусникина и М.Киселева.

Чемпионы и призёры Олимпийских игр по синхронному плаванию.

Азарова Елена2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыАнтонова Елена2000 Сидней ГруппыБрусникина Ольга2000 Сидней Дуэты 2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыВасильева Юлия2000 Сидней ГруппыВасюкова Ольга2000 Сидней ГруппыГромова Мария2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыДавыдова Анастасия2004 Афины Дуэты 2004 Афины Группы 2008 Пекин Дуэты 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыЕрмакова Анастасия2004 Афины Дуэты 2004 Афины Группы 2008 Пекин Дуэты 2008 Пекин ГруппыИщенко Наталья2008 Пекин Группы 2012 Лондон Дуэт 2012 Лондон ГруппыКиселёва Мария2000 Сидней Дуэты 2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыКоробова Дарья2012 Лондон ГруппыКужела Ольга2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыНовокшенова Ольга2008 Пекин ГруппыОвчинникова Елена2008 Пекин ГруппыПацкевич Александра2012 Лондон ГруппыПершина Ирина2000 Сидней ГруппыРомашина Светлана2008 Пекин Группы 2012 Лондон Дуэт 2012 Лондон ГруппыСоя Елена2000 Сидней ГруппыТиманина Анжелика2012 Лондон ГруппыХасянова Эльвира2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыШишкина Алла2012 Лондон ГруппыШорина Анна2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы

Легенды синхронного плавания

Среди прославленных синхронисток: Трэйси Руис (США), Каролин Вальдо (Канада), Мивако Мотойоши (Япония), Сэнди Кости (США), Шерон Хембрук и Келли Крицка (Канада), Саеко Кимура и Микако Котани (Япония), Мишель Камерон (Канада), Карен и Сара Джозефсон (США), Мияко Танака и Микако Котани (Япония), Кристин Бабб-Спрейг (США), Сильви Фрейшетт (Канада), Фумико Оно (Япония), Пенни и Викки Вилагос (Канада), Аки Таяма (Япония).

Россиянки: Мария Киселева и Ольга Брусникина, Ищенко Наталья, Анастасия Давыдова, Анастасия Ермакова.

Литература

1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://ru.wikipedia.org/wiki

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Синхронное плавание - водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

3 слайд

Описание слайда:

С У Щ Н О С Т Ь Соревнования состоят из технической и длинной программ. В первом случае спортсменки выполняют определенные фигуры. В длинной программе никаких ограничений на музыкальную или хореографическую композиции нет. Судейские оценки в синхронном плавании схожи с оценками в фигурном катании. Жюри, оценивающее действия спортсменок, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой: одна группа оценивает технику выполнения программы, а другая - артистичность. Судьи сидят с обеих сторон бассейна. Минимальная оценка - 0,1 балл. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам.

4 слайд

Описание слайда:

Р А Н Ь Ш Е… Первоначально известное как водный балет, синхронное плавание появилось в Канаде в 1920-е годы. В следующем десятилетии оно распространилось и в США. Показательные выступления в синхронном плавании появились на Олимпийских играх ещё в 1948 году и оставались на них в этом качестве целых двадцать лет. Лишь в 1984 году на играх в Лос-Анджелесе они получили статус полноправного олимпийского вида спорта: тогда были представлены одиночные и парные соревнования.

5 слайд

Описание слайда:

В Р О С С И И… Синхронное плавание в России появилось ещё в 1920-х и первоначально называлось художественным плаванием. Выступления синхронисток проходили на стадионе в Химках, а позже - на арене цирка на Цветном бульваре. В 1960-х стали проводиться первые городские соревнования в Москве и Ленинграде, а в 1975 году по инициативе главного редактора журнала «Советская женщина» Валентины Федотовой были проведены соревнования на приз журнала. В 1976 году была создана Всесоюзная комиссия по синхронному плаванию при спорткомитете СССР под руководством балерины Майи Плисецкой. В 1979 году были проведены первые всесоюзные соревнования в Электростали, в которых приняли участие новообразованные команды из союзных республик и первые звёзды-синхронистки: Ирина Потёмкина, Елена Фролова, Татьяна Хайцер. Дебют сборной СССР на международных соревнованиях состоялся в 1981 году на III чемпионате Европы в Югославии.

Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремится к эстетическому выполнению труднейших элементов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопровождения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением. В большинстве случаев исходным моментом в оформлении выступления является музыка, содержание которой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсменок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к другому выполняется в определенных местах музыкального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисунка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.