Скачать презентация на тему личность тренера. Психологические особенности личности тренера. Тренировочные программы уже существуют, но, как правило, они созданы на основе эмпирического подхода, который у разных тренеров и педагого

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Именно благодаря тренеру спортсмен достигает наибольших результатов в спорте. Для этого тренеру необходимо, учитывая физические и психические возможности спортсменов, правильно спланировать комплекс упражнений, грамотно распределить интенсивность, нагрузку и режим занятий. Тренеры профессиональных спортсменов зачастую сами имеют в прошлом немалые достижения в даной области спорта. В детских спортивных школах и секциях тренерами обычно работают выпускники ВУЗов физической культуры и мастера спорта. И хотя главное для каждого тренера - вывести своего подопечного в большой спорт, всё же для подростков и молодежи тренер - один из самых авторитетных и близких людей, поддерживающий веру в себя, в свои силы и возможности. Тренер - специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям.

3 слайд

Описание слайда:

Поддерживать спортсмена эмоционально и настраивать на победу; - Изучить и максимально использовать индивидуальные физические и психологические возможности спортсмена; - Подобрать самые эффективные средства и методы физической, тактической, психологической, технической и теоретической подготовки для достижения лучших результатов; - Грамотно распределить нагрузку, интенсивность и режим тренировок, чтобы спортсмен успевал восстановиться к решающему старту; - Следить за состоянием здоровья спортсмена. Основные задачи тренера:

4 слайд

Описание слайда:

Плюсы профессии: - Видны результаты своего труда. Минусы профессии: - Обычно у спортивных тренеров единственный выходной - это воскресенье. Если же приближается чемпионат, то выходных и праздников нет вообще. - Частые командировки, выезды на сборы. Cпецифика работы тренером:

5 слайд

Описание слайда:

Спортивное мастерство; - Планирование занятий, методик, комплекса упражнений; - Знание методов и приемов обучения технике спортивного мастерства; - Владение педагогическими и психологическими приемами, влияющими на эмоциональную сферу спортсмена; - Умение распределить физическую нагрузку, правильно оценить ресурс физических возможностей спортсмена. Профессиональные навыки тренера:

6 слайд

Описание слайда:

Желание добиться результатов, воспитать чемпиона; - Здоровое честолюбие; - Справедливость (особенно при работе с детьми); - Терпение (тренировочный процесс требует долгих лет подготовки); - Желание повышать квалификацию, самосовершенствоваться; - Целеустремленность и самоконтроль. Личные качества тренера:

7 слайд

Описание слайда:

Спортивное мастерство; - Планирование занятий, методик, комплекса упражнений; - Знание методов и приемов обучения технике спортивного мастерства; - Владение педагогическими и психологическими приемами, влияющими на эмоциональную сферу спортсмена; - Умение распределить физическую нагрузку, правильно оценить ресурс физических возможностей спортсмена. Профессиональные навыки тренера.

Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьет, не курит, придерживается спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке. Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры, образованного, способного ответить на любые вопросы.

Подробное описание

Меры в воспитательной работе тренера:

УБЕЖДЕНИЕ
Не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные примеры.

ПООЩРЕНИЕ
Это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения поощрения – своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления изучаемого двигательного действия.

НАКАЗАНИЕ
Позволяет укрепить характер, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.

Нет понятия «добрый тренер или злой» существует понятие «строгий и справедливый».

Основные стороны деятельности тренера:

  • Главная роль тренера заключается в активном содействии процессу индивидуального развития занимающихся за счет достижения должного уровня физического состояния, обуславливающего стабильное здоровье и высокие спортивные результаты;
  • Тренер является наставником в этическом и нравственном воспитании занимающихся;
  • Поведение тренера в любой ситуации (во время тренировок, соревнования, на отдыхе, в ситуации общения со спортсменом, с судьями и т.п.) должно быть профессионально и этично безупречным;
  • Тренер должен нести ответственность за то, чтобы его ученики не использовали запрещенные лекарственные средства, способствующие повышению спортивного результата;
  • Тренер должен доводить до спортсмена знания о вредных последствиях использования запрещенных веществ и принятия психотропных препаратов;
  • Человек, имеющий вредные привычки, не имеет права быть тренером детско-юношеского спорта;
  • Тренер обязан постоянно работать над повышением профессионального мастерства.
  • Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается выполнения своих советов и указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера – один из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.
Этот файл скачали 107 раз.
Автор : Новиков Николай Иванович, тренер-преподаватель по хоккею МБОУ ДОД «ДЮСШ»
Дата публикации: 17.01.2014

1. Профессионально важные качества личности тренера

сущность понятия «личность»:

а) человек - это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда; б) индивид - каждый отдельный человек;

в) индивидуальность - неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;

г) коллектив - та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;

д.) личность - конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Отличительными особенностями личности являются:

1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим «Я».

2. Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В процессе своей жизни человек все время изменяется, развивается под влиянием, как природных условий, так и социальной среды.

3. Индивидуальность – это устойчивое своеобразие психических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и способах

и формах проявления.

4 . Саморегулирование - способность сознательно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности.

5. Активность. Личность всегда деятельна, без этого она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде.

6. Релятивность (от лат. ел. реляцио - отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно- трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом.

7. Структурное единство. Личность многообразна

в своих психологических особенностях, свойствах и

отношениях.

- мировоззренческие,

Нравственные,

- коммуникативные (включая педагогический такт),

Волевые,

- интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества

внимания),

- мнемические (качества памяти),

- двигательные (психомоторные).

Профессионально важные качества тренера:

Мировоззренческие

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

2 .Нравственные качества

Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

« Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

К. Д. Ушинский

Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.

«Справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир

каждого ребенка». В. А. Сухомлинский

3. Коммуникативные качества помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.

4. Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера .

5. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания (распределенность внимания).

6. Мнемические качества связаны с быстротой и прочностью запоминания.

7. Психомоторные качества также тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.

8.3. Модельные характеристики спортсмена

высокого класса

Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них.

Установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки (табл. 8.1-8.3).

Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.

Модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;

Модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;

* морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;

Модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;

* модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки; макроциклов, периодов);

* модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

* модели тренировочных занятий и их частей;

* модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.

Таблица 8.1.

Пример модели соревновательной деятельности - обобщенные модели прохождения отдельных участков соревновательных дистанций в плавании вольным стилем и брассом (по материалам В.Н. Платонова)

Способ плавания

Прогнозируемый результат, с

Стартовый участок (10 м), с

Поворотный участок (15 м), с

Скорость, м/с

Вольный стиль

Таблица 8.2.

Пример модели подготовленности бегуна-спринтера (по В.В. Петровскому)

Показатель

Тренировочные отрезки

Соревновательные дистанции

30 м с ходу, с

20 м со старта, с

60 м со старта, с

100 м (±0,1 с), с

200 м. (±0,2 с) с

Таблица 8.3.

Примеры морфологических модельных характеристик

конькобежцев высокого класса (по В.А. Орлову, Т.Л. Шаровой)

Конькобежцы-мужчины:

Показатель

Возраст, лет

Масса тела, кг

Обьем сердца, см"

Спирометрия, л

Спринтеры Стайеры

900-1500 950-1100

Приведенные примеры модельных характеристик должны быть конкретизированы и расширены при изложении материала по отдельному виду спорта.

Каждый, кто заинтересовался, может сопоставить свои показатели с модельными характеристиками. Это позволит объективно оценить и спрогнозировать собственные возможности в достижении того или иного уровня в избранном виде спорта. Во многих видах спорта показатели модельных характеристик для спортсменов разных позиций (в игровых видах спорта), весовых категорий (борьба, бокс), специализирующихся на разных дистанциях (спринтеры, стайеры) различаются. Тем не менее, они позволяют спортсменам и тренерам ориентироваться в многогранном процессе тренировки.

В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого студента своя мотивация к тому или иному виду спорта

(активный отдых, коррекция недостатков физического развития и психофизической подготовленности). Но сопоставить свои данные с модельными характеристиками лучших спортсменов в данном виде спорта будет полезно, ибо это поможет объяснить и понять причины различного темпа прироста спортивных результатов у двух разных спортсменов, занимающихся в одной учебной группе, выполняющих одинаковую тренировочную нагрузку.

В видах спорта, относящихся к разным группам физических упражнений (циклические виды спорта, спортивные игры, различные виды единоборств), отдельные тесты и показатели имеют неодинаковую значимость (табл. 8.4).

Таблица 8.4.

Наиболее значимые морфофункциональные показатели

сильнейщих спортсменов (по Э.Г. Мартиросову)

Уровень значимости

Группы видов спорта

скоростно-силовые

циклические

сложно-координационные

единоборства

спортивные игры

I (высший)

Условные обозначения: 1 - тотальные размеры тела, 2 - пропорции тела, 3 - конституция, 4 - состав тела, 5 - удельная Масса тела, 6 - осанка, 7 - состояние сводов стопы.

8.4. Планирование тренировки в избранном виде

спорта или системе физических упражнений

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование! учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:

* перспективное планирование;

Годичное планирование;

*текущее и оперативное планирование.

Рис. 8.1. Примерное соотношение общей, вспомогательной и

специальной подготовки в процессе многолетней тренировки

(по материалам В.Н. Платонова)

8.4.1. Перспективное планирование многолетней

подготовки

Из года в год увеличивается число тренировочных занятий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис. 8.1).

Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузов-ский период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного, и элективного учебного материала. В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой - может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуальных видах спорта.

Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом общей физической и спортивной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь или подтвердить определенные спортивные разряды по годам обучения в вузе.

В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спортивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять степень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физических упражнений полностью раскрываются на лекции.

8.4.2. Годичное планирование

При годичном планировании тренировок применяются два варианта планирования: обычный (рис. 8.2 и 8.3) и со сложной структурой соревновательного периода - проведением нескольких; последовательных соревнований (рис. 8.4 и 8.5).

На выбор вариантов годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние и летние соревнования) двухпиковый и т.д.

Перед студенческим спортом всегда стояли определенные сложности при планировании тренировки. Особенности периодов наивысшей учебной нагрузки, разновременные и разнохарактерные учебные и производственные практики в разных вузах, факультетах и на разных курсах создают дополнительные сложности как для составления спортивного календаря, так и для планирования тренировочного процесса студентов-спортсменов. Эти сложности усугубляются при планировании подготовки сборных студенческих команд по спортивным играм любого уровня (факультета, вуза), где играют студенты разных курсов и факультетов. Планирование тренировки в таких случаях требует включить значительный объем самостоятельной подготовки по отдельным разделам тренировочного процесса.

Рис. 8.2. Три периода обычного тренировочного года

Рис. 8.3. Двухпиковая кривая развития спортивной формы

и соответствующие им пять периодов тренировки

С особыми трудностями планирования тренировки студента-спортсмена сталкиваются преподаватели-тренеры (да и сами спортсмены) в тех случаях, когда он выходит в большой спорт, где календарь спортивных соревнований совершенно не учитывает особенности учебного процесса в вузе. В этом случае неизбежно нестандартное решение проблемы с возможным предоставлением индивидуального графика обучения для сильнейших спортсменов, а при подготовке к крупнейшим международным спортивным соревнованиям (Универсиада, Олимпийские игры) даже предоставление академического отпуска.

Рис. 8.4. Трехпиковая кривая развития спортивной формы и

соответствующие им семь периодов тренировки

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА Учебник...

  • Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ... физической культуры 5 1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования 6 1.2.1. Физическая культура студента 6 1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов , их физического ...

  • Формирование физической культуры студентов как процесс планомерной социализации человека Key words

    Документ

    формирование физической культуры студентов как процесс планомерной социализации человека... в повседневной жизнедеятельности – необходимое условие формирования физической культуры личности студентов . К сожалению, в современных условиях развития...

  • Рабочая программа дисциплины физическая культура образовательная программа для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки дисциплина базовой части цикла – б 4

    Рабочая программа

    ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Студенты , занимающиеся по дисциплине «Физическая культура» в основном, спортивном...) . Физическая культура студента : Учеб./ Под ред. В.П.Ильина.- М.Гардарики, 2009. . Физическая культура студента и жизнь...

  • 1 Портрет "Тренера с добавленной ценностью": от личностных характеристик до арсенала технологий Андрей Станченко, PhD Компания «Lege Artis»


    Давайте знакомиться: Станченко Андрей Бизнес-тренер, консультант, коуч, игротехник Директор и ведущий тренер тренинговой компании LEGE ARTIS Официальный представитель в Украине инструмента HOGAN, USA - мирового лидера в области оценки для отбора и развития персонала. Сертифицированный тренер и консультант Hogan. В России представлен ведущей тренинговой Компанией «БЕСТ-Тренинг» Марка Кукушкина По итогам 2009 года вошел в четверку самых продаваемых в России тренеров «БЕСТ-Тренинг» Собственный опыт продаж и управления в бизнесе крупной мультинациональной Компании














    Assessment Systems Амбициозность Оценивает степень того, насколько человек выглядит лидером, уверенным в себе и склонным к конкуренции.


    Assessment Systems Общительность Оценивает степень того, насколько человек испытывает потребность и /или поучает удовлетворение от социальных взаимодействий.


    Assessment Systems Межличностная Восприимчивость Оценивает степень проявления восприимчивости, проницательности и тактичности у человека.


    Assessment Systems Организованность Оценивает степень того, насколько человек воспринимается другими, как добросовестный и следующий правилам.


    Assessment Systems Оценивает степень того, насколько человек воспринимается окружающими, как творческий и использующий инновативные пути для решения проблем. Любознательность


    Assessment Systems Подход к обучению Оценивает степень восприятия человеком академического обучения; быть в курсе последних деловых и технических вопросов.


    1 – Адаптация - спокойствие в сложных ситуациях, стратегия под давлением. 2 – Амбициозность - лидер, самоуверенный, готов соревноваться и энергичный. 3 - Общительность - потребность во взаимодействии. 4 - Межличностная восприимчивость - проницательность, тактичность. 5 - Организованность - добросовестность, исполнительность, надежность. 6 - Любознательность - стратегически мыслящий, дальновидный, инноватор. 7 - Подход к обучению – удовлетворенность процессом обучения, потребность быть в курсе. 15




















    Пример: Оценка+тренинг+игра Целевые сотрудники для системного обучения разделены в группы в соответствии со спецификой их работы. Группы обучаются параллельно по времени несколькими тренерами в унисон по методологии, что Важно для сотрудников одной Компании, но содержание тренингов отличается для соответствия группам участников. Результаты оценки, проведенной до тренинга помогают скорректировать программы тренингов, уточнить состав групп, индивидуализировать посттренинговое развитие каждого из участников, составить бенчмарку качеств эффективного сотрудника


    В заключении проекта проводится моделирующая игра для всех для проработки оптимального взаимодействия отделов с командообразующим и целеполагающим эффектами) – работа в проектных группах со сведением предметного содержания на общих пленумах. Наблюдение за поведением в смешанных по функциям микрогруппах будет соотнесено с результатами тестирования.



    Школа Тренеров с добавленной Ценностью Цель Школы: Обучение участников содержательному и инструментальному компонентам бизнес- тренингов с добавленной ценностью, комбинирующих инструменты оценки, консалтинга, моделирующих рефлексивных игр, коучинга, тренинг- менеджмента. Преимущества и Выгоды: Самые современные тренерские и игровые инструменты, сертифицированные тренинговые программы, инструменты оценки и коучинга в программе Школы повышают конкурентное преимущество ее выпускников и их Компаний. Большая эффективность комплексных проектов с взаимодополняющим инструментарием и синергичной работой команды тренеров Гибкая система допуска к защите итогового диплома Школы - возможность посещения модулей на выбор


    Модули Школы Тренеров с добавленной Ценностью: Тренерский интенсив для практиков и "Тренерский драйв" - однодневный тренинг внутри тренинга Тренинг Мастерство корпоративного обучения Тренинг Новое поколение тренингов: тренинги развития. Инструментарий моделирующих и организационно-деятельностных игр (ОДИ) в тренингах нового поколения Тренинг Корпоративный Коучинг: технология индивидуального и командного коучинга. Тренинг Оценка персонала. Международная сертификация совместно с Hogan Assessment Тренинг Менеджмент. Управление изменениями. Международная сертификация совместно с Adizes Academy of Management Факультативы: Обучение и развитие кадрового резерва НЛП в тренинге Маркетинг и продажи тренингово-консалтинговых услуг Техники модерации и фасилитации Инструменты консалтинга в тренинге HR инструменты для Тренера с добавленной ценностью


    Приглашаем Вас на первый тренинг "Школы с добавленной ценностью" – «Тренерский интенсив для практиков»! Киев, 5-7 июля 2010 года Если Вы тренер с опытом и стремитесь к саморазвитию – 7 июля на однодневный тренинг внутри тренинга "Тренерский драйв»
    35