Конспект по логоритмике план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему. Конспект по логоритмике план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему Предлагаемый музыкальный материал

Введение.

Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трёх основных компонентов: музыка, движение, речь.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.

Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.

Примерный план группового занятия.

Марш-разминка.

Пальчиковая гимнастика и игры.

Упражнения для развития АР аппарата, мимики, комплекс дыхательной гимнастики.

Общая моторика, музицирование на инструментах, подвижные игры.

Комплекс движений на расслабление, итоги занятия.

Марш-заключение.

Урок №1. «Поможем Снеговику».

Цель: знакомство с основными видами деятельности игровой логоритмики для детей .

Реквизит: 1вместительнаякоробка, игрушка – снеговик или картинка с изображением снеговика, 7 картонных навесных замков, 7 ключей к ним, карточки с изображением кошки или котят, жука, медведя и зайцев. Записка.

Музыкальные инструменты : Бубны по количеству участников.

Сюжет : «Ребята, сегодня к нам на занятие придёт гость – Снеговик! Вот только он почему-то задерживается. Сейчас я посмотрю, может, он уже здесь? Никого нет, вот только коробка какая-то. Что это? Какая-то записка… (читает). Да…. Боюсь, что с нашим Снеговиком случилась беда. Вот записка, а в ней написано, что его заколдовала Колдунья. Она разозлилась, потому что мы её не пригласили, и заколдовала нашего Снеговика! Теперь он здесь, в коробке, под семью замками. Но мы сможем спасти Снеговика, если найдём 7 ключей к этим замкам; а мы это сможем сделать, только - когда выполним 7 заданий. Здесь они все перечислены. Ребята, давайте спасём Снеговика!»

План – схема занятия.

Вид задания

Задачи

Время

Марш-разминка.

Слушание музыки.

Песенка с движениями.

Формировать навык координации между словом (пением), движением и музыкой (ритмом). Развивать активность и подвижность пальчиков, кистей рук.

Пальчиковая сказка.

Развивать активность, подвижность пальчиков. Развивать воображение.

Коррекционная песенка.

Автоматизация произношения звука «Ж» в слогах, словах (в пении).

Музыкально-ритмическая групповая игра.

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; выразительно передавать образ.

Дыхательная гимнастика.

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением гласных «А», «О», «Э», «И», «У» и выполнением гимнастических элементов.

Марш-заключение.

Придать целостность занятию.

«Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов, (либо «Детская полька», М.Глинка);

Мелодия народной песни «Ах вы, сени»;

«Котятки», О.Салдина;

«Жук», Е.Макшанцева;

«Заинька, поскачи», русская народная песня; «Медведь», В.Ребиков;

«Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: «Вот и выполнили мы все задания. Какие молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы детей.) А теперь давайте откроем замки! (Открываем; достаём Снеговика, но он молчит). Наверное, он так испугался, что растает в тепле; устал сидеть взаперти - так, что не может говорить. Давайте с ним попрощаемся, и он пойдёт на улицу, на мороз. До свиданья!»

Урок №2. «Путешествие в страну весёлых музыкальных инструментов».

Цель: закрепление названий музыкальных инструментов и способов звукоизвлечения на них; в игровой форме провести основные виды деятельности логоритмики для детей младшего возраста .

Реквизит: Карточки с изображением музыкальных инструментов – бубна, барабана, гудка. Эти же музыкальные инструменты - по количеству детей в группе.

Сюжет: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, куда? В одну волшебную страну – Страну Весёлых Музыкальных инструментов. Пойдёмте скорее, нас давно уже ждут в гости…» Далее дети подходят к «домикам» инструментов, рассматривают картинки, слушают рассказы об этих инструментах; затем предлагается показать «хозяевам»- инструментам «сюрприз»: выполнить музыкально-ритмическое задание с использованием на практике этих инструментов. Например, подойдя к «домику бубнов», дети поют песенку и играют на бубнах, и т.д.

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в волшебную страну, чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание музыки .

(дети приходят в домик к бубнам; отражают ритм музыки – «помогают».)

Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен.

Танец с бубнами .

(предложить детям показать сюрприз для жителей дома бубнов)

Отражать ритм музыки в движении.

Песенка-показ .

(эта песенка - сюрприз для барабанов.)

Отражать ритм музыки в движении, подпевать мелодию педагогу.

Музыкально-ритмическая групповая игра с гудочками.

(придя в дом к гудочкам, - предлагается с ними поиграть, используя игру на них же. )

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и молчанием.

Дыхательная гимнастика .

(всем пора отправляться назад, нужно присесть, отдохнуть на дорожку.)

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать целостность занятию.

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов или «Полька» М.Глинки;

2. «Марш» As-dur, Ф.Шуберт;

3. «Полька» D-dur, Л.Кёлер;

4. «Барабанщик», О.Салдина;

5. «Заинька, поскачи», русская народная песня;

6. «Медведь», В.Ребиков;

7. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: « Ребята, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? Какие инструменты нам встретились сегодня? А на каких инструментах вам понравилось играть больше всего?»

(Выслушать ответы, высказать и своё мнение; попрощаться.)

Урок №3. «Мама для Мамонтёнка».

Цель: провести основные виды работ по логоритмике; совершенствовать пространственное представление о собственном теле, координацию движений под музыку.

Реквизит: карточки-картинки с изображением героев мультфильма «Мама для Мамонтёнка»; акулы (с пастью) из картона; картонные или пластмассовые съедобные и несъедобные предметы. (Например: колбаски, сосиски, рыбки, бублики, яблоки, кубики, машинки, мячики и т.д. Всё - небольшого размера.)

Сюжет: «Дети, вы смотрели мультфильм про то, как Мамонтёнок искал свою маму? Помните, как долго он плыл на льдине? И как ему было грустно одному справляться с трудностями? Смотрите, у меня в руках волшебная палочка. И сейчас с её помощью мы отправимся к Мамонтёнку и поможем ему побыстрее найти свою маму!»

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в сказку, и чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(дети «пришли», присели, но Мамонтёнка не видно. Вдруг они слышат музыку…)

Узнать мелодию знакомой песенки, сопоставить её с сюжетом; выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Речевая игра с движениями.

(дети попали на Льдину Ветров)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться.

Музыкально-ритмическая игра.

(дети попали на ЛьдинуМорозов)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться под музыку, чувствовать смены фрагментов. Развивать творческую активность.

Подвижная игра.

(на пути детям попадаются акулы…)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, внимательность.

Дыхательная гимнастика.

(«а теперь нужно отдохнуть перед дорогой назад»)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Предлагаемый музыкальный материал:

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Детская полька», М.Глинка;

2. «Песенка Мамонтёнка» из м/ф. «Мама для Мамонтёнка» - аудиозапись;

3. «Дождик», Г.Свиридов;

4. Мелодия русской народной песни «Яблочко»;

Сюжет: Ну, вот и встретились Мама и Мамонтёнок! И вы этому очень помогли; давайте вспомним, что же мы сегодня делали? И что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы, попрощаться )

Урок №4 « Соберём картинки, сбежавшие из книжки».

Цель: провести основные виды работ на логоритмике в игровой форме;

Реквизит: «книга без картинок» - пустые листы бумаги, сложенные в форме книги; карточки - картинки (малыш, дерево, бубен, пенёк). Музыкальные инструменты: бубны по количеству детей в группе.

Сюжет: « Дети, сегодня со мной случилась странная история. Я решил(а) показать вам картинки, открыл(а) книгу – смотрю, а из неё куда-то исчезли картинки. Это какое-то волшебство! Смотрите, и книжка стала такой печальной, ей скучно без своих картинок. Далеко они убежать не могли, и я думаю, что все картинки где-то здесь, в кабинете. Поможете мне найти их?» Далее – обращаем внимание детей на заранее приготовленные и спрятанные по залу картинки. Предлагаем выполнить задание, связанное с изображениями на этих картинках. Например, картинке «дерево» будет соответствовать задание, в сюжете которого есть деревья, и т.д.

План-схема занятия:

Вид работы – (сюжет)

Марш-разминка .

(дети отправляются на поиски, а чтобы им было веселее идти, - маршируют под музыку)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(картинка-« малыш танцует»; мелодия «петушок»)

Узнать мелодию знакомой песенки, выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Песенка с движениями.

(картинка – «малыш»; песенка «у меня есть ножки»)

Развивать моторику, закреплять пространственные представления о своём теле; формировать навык ритмичного движения и ансамблирования.

Речевая игра-представление.

(картинка – «дерево»; игра «ветер дует»)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, синхронно двигаться в группе.

Песенка с игрой на музыкальном инструменте

(картинка- «бубен»; песенка «мы идём, идём, идём»)

Учиться отражать жанровые особенности музыки посредством игры на бубнах; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и пением.

Дыхательная гимнастика.

(«пенёк»; сели на пенёк, отдохнули)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать занятию логическую завершённость.

Сюжет: После того, как все картинки собраны, подводим итоги занятия. Узнаём, что детям больше всего понравилось, вспоминаем - что делали, какие картинки видели; прощаемся.

Предлагаемый музыкальный материал :

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов;

2. Мелодия народной песни «Два весёлых гуся»;

3. Песенка с элементами музицирования на бубнах «Мы идём, идём, идём», Тиличеева;

Маргарита Ширяева
«Времена года». Конспект открытого занятия по логоритмике

Конспект открытого занятия по логоритмике «Времена года »

Цели и задачи.

1. Обобщение представлений о временах года и типичных явлениях в природе;

2. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме : «Весна» , «Осень» , «Зима» .

3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

4. Развитие фонематических процессов

5. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма;

6. Развитие речевого дыхания;

7. Развитие эмоциональной сферы детей, выражения эмоций с помощью мимики, выразительности движений.

8. Развитие воображения, фантазии.

9. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Используемые средства и приемы :

1. Логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц;

2. Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

3. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти, координационного тренинга;

4. Музыкальная игра, способствующая развитию внимания, координации движений;

5. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы;

6. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия :

Организационный момент

Игрогимнастика

Коммуникативная игра

Координация слова с движением

Упражнение для развития речевого дыхания

Игровой массаж

Ритмическая разминка

Упражнение на мелкую моторику

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Подвижная игра

Танец, хоровод

Упражнение на релаксацию.

Организация начала занятия .

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки встают полукругом к гостям.

Логопед : Дети поздоровайтесь с нашими гостями.

Давайте поздороваемся с ручками, глазками и улыбнемся друг другу.

Исполняется коммуникативная игра (по показу логопеда ) сл. и муз. С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

здравствуйте! -потирают ладошку и ладошку

Ласковые ручки наши,

здравствуйте! -гладят по 2 раза по правой, потом по левой ручке

Пальчики сердитые,

здравствуйте! -соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочередно каждую пару.

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! Ритмично хлопают

Наши ушки, наши щечки,

Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щечки

Наши локоны и кудри

Здравствуйте! Гладят себя по голове

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! Улыбаются соседу слева, справа

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

Логопед : дети, а вы любите путешествовать?

Дети : Да

Логопед : Я прочитаю вам стихотворение :

Придумала мать дочерям имена :

Вот - Лето и Осень, Зима и Весна

Приходит Весна зеленеют леса

А лето пришло все под солнцем цветет.

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Логопед : Дети кто такие эти сестры?

Дети : времена года

Логопед : Вот к ним в гости мы и отправимся. Теперь нужно выбрать транспорт, на котором мы поедем. (На поезде)

Логопед : отправляемся в путь. Мы прибыли на первую станцию. Какое же время года здесь живет ? Почему?

Дети : осень, потому что листья желтые, идет дождь, появились лужи

Логопед : да, осень листья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев.

Дети :

листопад

Распевка «Листопад»

Листопад, листопад

Листья кружатся летят

Листопад, листопад

Под ногами шуршат

Координация слова с движением

Листья осенние тихо кружатся

Прямо нам под ноги листья ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят Плавно кружатся

Приседают

Водят руками по полу

Плавно кружатся

Развитие речевого дыхания

Листопад (дуем на листья)

Логопед : у Осени мы погостили. Отправляемся в путь дальше. Расселись по вагончикам. Поехали.

Логопед : мы прибыли на станцию. Как вы думаете, к какой из сестер мы приехали.

Дети : К Зиме.

Логопед : да. Стало холодно, пошел снег, на улице сугробы. Мы можем замезнуть. Как бы нам согреться.

Игровой самомассаж

Вот на улице мороз

Ну-ка потрите нос

Ни к чему нам бить баклуши

Ну-ка взялись все за уши

Покрутили, повертели.

Вот и уши отогрели Потерли нос

Грозим пальцем

Логопед : Нос и уши мы отогрели. А про руки и забыли, чтобы наши руки не замерзли, мы наденем варежки или рукавицы.

Ритмическая разминка

Рукавицы

Рукавицы мы оденем,

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились Проводим по тыльной стороне руки

Движение рук из стороны в сторону

Рукопожатие

Фонарики

Логопед : ну вот теперь мы не замерзнем. А скажите, дети, чем мы занимаемся зимой

Дети : играем в снежки, катаемся на лыжах, на коньках, лепим снеговика.

Логопед : а как вы его лепите. Покажите мне и Зиме.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Лепим мы снеговика

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика

Мы катаем снежный ком - вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А на верх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

Снег, ведерко да морковка,

Да уменье да сноровка –

И готов снеговичок. Очень милый толстячок

Логопед : Ребята, а сейчас мы с вами сами превратимся в снеговиков

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Вот стоит снеговик

Он к морозам привык

Солнце припекает –

Снеговик наш тает, тает.

Логопед : да зимой очень весело, но она к сожалению заканчивается и к нам приходит Весна. Отправляемся к ней в гости. Но чтобы весна к нам точно пришла и не заблудилась, мы можем ее позвать, покличем, поаукаем.

Кличем с птицами весну

Кличем девицу – красну

«Приходи – ка поскорей

Нам с тобою веселей»

Игра большой подвижности «Ловишки»

Ау-ау-аукаем, весну приаукиваем,

Весна, весна. Красным - красна!

Весна пришла, свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Логопед : Вот и пришла в нам весна. А когда приходит весна как мы это понимаем?

Дети : снег тает, появляются лужи….

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, кап – звенит капель

Приближается апрель

Побежал в саду ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают Постукиваем по ладони пальцем

«шагаем» пальцами по ладони

Волнообразные движения руками

Машем руками

Плавные движения рук сверху вниз

Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Логопед : А теперь немного отдохнем

Релаксация

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая

Замедляется движенье, исчезает напряжение

И становится понятно расслабление приятно

Логопед : Ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами погостили у времен года .

У кого мы гостили?

Дети : У осени, зимы, весны

Логопед : Правильно. А с каким временем года мы не встретились ?

Дети : с летом.

Логопед : Да, это четвертое время года и с ним мы с вами в скором времени встретимся . А теперь пора возвращаться в детский сад.

Конспекты занятий

по логоритмике

для детей раннего возраста

«Ладушки»

Цель:

Учить ориентироваться на своем теле, называть и показывать его части;

Упражнять в построении в колонну, руки на пояс;

Развивать речевой слух, артикуляционную моторику, тонкую моторику;

Формировать умение сочетать движения с музыкальным и речевым ритмом.

Оборудование:

кукла Маша, кастрюля, фасоль, зеркало.

Ход:

  1. Организационный момент. «Поздороваемся ладошками».
  2. «По ровненькой дорожке».
  3. В гостях у Маши»
  1. «Кашу варим»

под музыку собираем фасоль в кастрюлю (пауза – садимся на стульчики и «мешаем» пальцем по ладошке – варим.

  1. «Молотком стучим»

песня «Строим дом»

  1. «пирожки лепим»

«большие пирожки» похлопать губами язык в разном

«маленькие пирожки» темпе, со сменой высоты голоса

(Руки сложить корзинкой)

  1. «Хлопаем ладошками»

Есть у нас игра такая:

«Мы играем….»

Мы играем на гармошке: ля – ля

Громко хлопаем в ладошки: хлоп – хлоп

Головой слегка качаем: кач – кач

Ручки кверху поднимаем: тач – тач (руки вверху)

Мы в ладоши: хлоп – хлоп

А ногами: топ – топ

Вниз ладошки опускаем –

Отдыхаем, отдыхаем!

  1. «Ручки, ножки…»

песня-игра «Ладушки – ладошки».

  1. Итог. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки».

Конспект занятия по логоритмике

«Осень»

Цель:

Учить ходить друг за другом, держась за пояс и без поддержки – по следам;

Развивать чувство ритма и речевое дыхание;

Формировать умение подпевать;

Упражнять память.

Оборудование:

листья (большие и маленькие), панно «Ежик», «Тропинка», два ведерка: большое и маленькое, наглядный материал на липучках: лиса, листок, гриб, зонтик.

Ход:

  1. Организационный момент. «Листопад» (листья на полу).

Построение детей в круг.

  1. Игра с движением и речью «Под ногами листопад»
  2. Ходьба по тропинке (по следочками)

Мы листочки соберем,

По тропинке в лес пойдем (к ежику)

  1. Песня «Маленький ежик»

Сопровождение показом (листок, грибок, лиса)

  1. Игра «Разложи листочки по величине»
  2. Игра с большими листьями.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (кружатся)

И под ногами шуршат-шелестят (на корточки садимся

Будто опять закружиться хотят постепенно)

ф-ф-ф-ф… (качают руками влево-вправо)

7. Игра с маленькими листочками

(сидя на стульях), под музыку

«Дует, дует ветер….» дети держат листья в руках – по коленкам отбиваем ритм кулачками, в конце – сдуваем листочки.

  1. Массаж «Ежик» (колючая катушка)
  2. Игра с лисичкой «Солнышко – дождик» (бег врассыпную и в заданном направлении).

10. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Овощи»

Цель:

Продолжать учить сочетать движения и речь;

Упражнять в ходьбе по дорожке со следами;

Развивать слуховое восприятие, умение подражать, участвовать в сопряженных высказываниях

Формировать ритмические способности

Оборудование:

кукла, панно, фигурки героев сказки «Репка» на липе, кокошники, «кубики Зайцева» со складами: Д, Б, С, К, М.

Ход:

  1. Организационный момент. Динамическое упражнение «Мы идем» (мы поем, мы едем, мы кричим).
  2. Ходьба по дорожке со следами.
  3. Мы пришли в огород,

Здесь капуста растет.

«Мы капусту рубим»

(движения сопровождаются музыкой)

  1. Хоровод «Репка».
  2. Игра с внучкой «Спой песенку» (с картинками)

В огороде внучка

В кубики играет (кубики со складами: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ и т.п.)

«Спой песенку….» (дедушки, бабушки, собачки, кошки, мышки)

  1. Игра «Кот и мышка» (кот и мышка сидят напротив детей)

Мышка песенку поет мышка качает головой

На печурке дремлет кот кот спит

Тише, мышка, не шуми, дети грозят пальцем

Кота Ваську не буди

Котик умывается кот умывается

Кушать собирается

Мяу! Кот говорит мяу, мышка убегает к детям «в норку»

7. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Рукавичка»

Цель:

Учить действовать по речевому и неречевому сигналу;

Развивать умение различать на слух темп речи и мелодии (быстро-медленно);

Упражнять в умении передавать ритм по образцу;

Развивать умение повторять алгоритм из пяти складов (буквенных знаков).

Оборудование:

Рукавичка, зайчик-бибабо, золотой кубик (Зайцева) - гласные первого ряда: У-О-А-Э-Ы, картинки зверей, кокошник «Мышка».

Ход:

  1. Организационный момент. «Зайка» (игрушка на руку).
  2. «Зайка беленький сидит» (на стульях).
  3. Игра «Рукавичка» (кого заденет, тот – садится на корточки).

Из рукавички появляются картинки животных с артикуляцией гласных звуков.

  1. Работа с золотым кубиком – песенка зверят (Волк – У, Лиса – О, Лягушка – А, Зайчик – Э, Мишка – Ы).
  2. Хоровод «Стоит в поле теремок» (все инсценируют).
  3. Игра со звукоподражанием и инсценировкой на развитие речевого слуха «Кто поет?»
  4. Игра «Мышка песенку поет».
  5. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Зайчик в гостях у Мишки»

Цель:

Продолжать учить соотносить склады со звуками;

Упражнять в дифференциации звука по силе голоса (громко, тихо);

Закрепить виды ходьбы по речевому сигналу.

Оборудование:

Заяц, медведь, большой золотой кубик, снежинка, шишки, корзинка, палочки с мишурой.

Ход:

  1. Организационный момент. «Кто пришел?» (заяц).
  2. «Зайка умывается,

В гости собирается»

3. «По ровненькой дорожке» - в гости (ходьба, прыжки, приседания, встаем – руки вверх).

4. «Мишка песенку поет» (У, О, А, Э, Ы), затем зайка, детки.

5. «Большие ноги – маленькие ножки).

(в кругу – ходьба, бег на месте)

6. «Падает снежок»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

(махи палочками: вверх-вниз, влево-вправо), подули.

  1. Игра с мишкой «Мишка косолапый»
  1. Инсценировка.
  2. «Собери шишки».
  1. Игра с зайкой «Зайка серенький сидит»
  2. «Большие ноги – маленькие ножки»

10. «Колыбельная» под музыкальное сопровождение (громко-тихо: А-А-А).

11. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Теремок»

Цель:

Закрепить произношение гласных первого ряда;

Развивать умение соотносить звуки со складами;

Учить действовать с предметами под музыку;

Упражнять в построении в круг, движениях с сомкнутыми и разомкнутыми руками.

Оборудование:

Теремок, золотая песенка (вертикальная), картинки животных (волк, лиса, лягушка, заяц, медведь), по 2 кольца от пирамидки, по 2 карандаша, вертушка, обруч.

Ход:

Организационный момент. Чтение вступления «Теремок»

  1. «На опушке теремок» (он не низок, не высок) (построение в круг вокруг обруча: присесть, встать – руки вверх)
  2. «Кто-кто в теремочке живет?»

1) Волк (песенку поет: У-У-У)

- «Спой песенку»

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (выдох)

2) Лиса (О-О-О)

- «Спой песенку»

- «Прянички для Манечки» (с колечками) на мотив песни «Я пеку, пеку...»

3) Лягушка (А-А-А)

- «Спой песенку»

- «По ровненькой дорожке» (шаги, прыжки, приседания, встать – руки вверх)

4) Заяц (Э-Э-Э)

- «Спой песенку»

- «Строим дом» (с карандашами).

3. Итог.

Конспект занятия по логоритмике

«Весна пришла»

Цель:

Учить ходьбе под музыку по заданному направлению;

Учить подражать движениям за взрослых;

Развивать мелкую моторику;

Упражнять в пропевании гласных по заданному алгоритму.

Оборудование:

- «полянка», цветок-игрушка, 8-10 ленточек голубых, аудиозапись «Птицы», 5 птичек, 4 золотых кубика, вертикальная золотая песенка с домиком, камешки (10).

Ход:

  1. Организационный момент. Аудиозапись «Птичьи голоса».
  2. «По лесной тропинке» - ходьба по дорожке («По ровненькой дорожке»).
  3. «Шли, шли, на полянку пришли» («Весенняя полька»).
  4. Пальчиковая игра «Цветочки» (внесение игрушки-забавы «Аленький цветочек»).
  5. «Ручейки» - цветочек хочет пить – пускаем ручейки под музыку (руки с лентами за спинкой: рука вперед, движения влево-вправо; другая рука; две руки вперед; за спинку; вперед; за спинку).
  6. «Птички на полянке» – под быстрый темп летают вокруг полянки; на одноударный ритм – клюют.
  7. «Птички сели на ветки» (на стульчики), песенки поют (У-О-А-Э-Ы).
  8. Дорожка подарила нам камешки. Споем песенку дорожке (постукивание камешками на мотив «По ровненькой дорожке»).
  9. Итог.
  10. «По ровненькой дорожке уходят наши ножки»

Конспект занятия по логоритмике

«А на дворе - весна»

Цель:

Продолжать учить ходьбе в заданном направлении;

Упражнять в произношении звукоподражаний;

Упражнять в умении ритмично издавать звуки (ракушки);

Повторить движения рук с лентами;

Закрепить зрительный образ гласных букв первого ряда.

Оборудование:

Курочка, уточка, корова, свинья, кошка, по 2 ракушки на ребенка и дефектолога и 2 ленты, карточка с гласными звуками.

Ход:

  1. Организационный момент «Голоса с деревенского двора».
  2. «Угадай, кто пришел?» (по звукоподражанию).
  1. «Курочка» (кудах-тах-тах; ко-ко-ко).

Бег под быструю музыку;

Приседают, клюют под такт (ко-ко-ко)

2) «Уточка» (кря-кря) – плавала в речке, нашла ракушки

Ритмичное постукивание ракушками под стихотворение «Утки крякают» с музыкальным сопровождением.

3) «Корова» (му-му-му)

Музыкальная игра «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…» - под эти слова хлопаем, стоя в кругу; кони – ходьба на месте; козы – «рожки» к голове, повороты влево-вправо туловища; коровы – «му», «му», «му». В конце хлопаем.

4) «Свинья» (хрю-хрю-хрю) – любит в лужах купаться. Игра «Дождик» - в кругу, ленточки вперед, назад – за спину – под музыку, покружились.

5) «Кошка» (мяу, мяу) «Угадай песенку». Кошка поет, дети показывают на букву, звук которой отгадали, берут кошку, поют вместе с ней. (У, О, А, Э, Ы).

6) Пришла во двор бабушка. «Бабушкина, купим курочку».

3. Итог.

4. «По ровненькой дорожке». Провожаем бабушку, идем домой.

Конспект занятия по логоритмике

«Маленький ежик»

Цель:

Учить выполнять движения в построении кругом, ходить по кругу;

Закрепить умение различать красный и зленный цвет, действовать по сигналу;

Упражнять в умении отстукивать, держать палочку правильно.

Оборудование:

Ежик-игрушка, заяц-игрушка, 3 емкости, 2 вида яблок (красные и зеленые), по 2 камешка по числу детей, барабан, палочки для барабана.

Ход:

  1. Организационный момент «Звучание барабана».
  2. Инсценировка стихотворения: «С барабаном ходит ежик – бум! Бум! Бум! Целый день играет ежик: - бум! Бум! Бум! Ножками вперед – бум! Бум! Бум! Ножками назад – бум! Бум! Бум! (по кругу, в кругу вперед-назад).
  3. «Угостим ежика» - зеленые яблоки – красные яблоки – раскладывание из общей посуды в 2 разные под сигнал «музыка» (спокойная).
  4. «Ходит ежик по каменной дорожке». Ритмичное отстукивание камешками (двумя) рисунка: / - / - / под марш.
  5. «Ежик повстречал Зайку».

Игра «Зайка Серенький сидит».

  1. П/и «Беги к зайке» - взрослый с зайчиком под музыку перемещается по комнате, дети сидят. По сигналу «Беги к зайке» взрослый садится (3-4 раза), дети к нему бегут.
  2. «Весенняя полька» - движения под речь и музыку.
  3. «Ежик подарил барабан».

Ежик ушел в лес с Зайкой, а барабан подарил поиграть. (держим палочку правильно, количество ударов регулируем от 1 до 3, удары ритмичные).

  1. Итог.

Конспект логоритмики. Тема занятия "Птичий двор"

Неречевые цели:
Развитие координации движений, ориентация в пространстве;
Развитие слухового внимания, памяти;
Развитие фантазии, творческой инициативы;
Регуляция мышечного тонуса.
Речевые цели:
Развитие координации речи с движением;
Развитие просодической стороны речи;
Развитие мимической и артикуляционной моторики;
Закрепление знаний по теме "Домашние животные".
Оборудование: фланелеграф, картинки: "Веселый утенок","Сердитый утенок", "Грустный утенок". Шапочки - маски с изображением петуха, утки; книга, деревянные ложки, барабанчики.

Ход занятия.

Логопед в руках держит книгу.
-Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по страницам этой интересной книги. Книга расскажет вам интересные истории, которые произошли с обитателями птичьего двора. Вспомним, кто живе на птичьем дворе? Каких домашних птиц вы знаете?
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет.
Логопед открывает книгу и показывает картинку "Гуси".
-Посмотрите внимательно на этих птиц. У них сильные крылья, длинные шеи.
Упражнение на развитие внимания, зрительной и моторной памяти.

Логопед: Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят как змеи.
Прохожим всем они грозят,
Вытягивают шеи.
Звучит музыка. Дети встают в шеренгу напротив ведущего. Ведущий приседает, широко разводя руки, затем выпрямляется с подъемом на носки, поднимая руки вверх. Дети выполняют движения наоборот.
Логопед:Рассердился гусак, замахал крыльями, сердито зашипел.
Дети выполняют соответствующие движения.
Притихли озорники, испугались, опустили головки.
(Дети передают настроение гусей).
Упражнение на развитие координации движений.
Наш гусак встает на зорьке, Дети потягиваются, руки за голову.
Он к реке сбегает с горки. Маршируют
Он гусиную зарядку Приседают
Любит делать по порядку.
Для начала бег на месте, Бегут на месте
Крылья врозь, а лапки вместе. Разводят руки в стороны
Упражнения для шеи, Движения головой вперед- назад
Чтоб росла она длиннее.
Тренировка для хвоста, Вращение бедрами
А потом - бултых с моста! Приседают
Он плывет на середину, Имитируют "брасс"
Чистит лапки, моет спину. Поглаживание рук и спины
Крикнул селезень:"Кряк-кряк. Прыгают на месте на двух ногах
Физкультурник наш гусак".

Упражнение на развитие речевого дыхания.
Логопед. Сели курочки и петушок на насест и вздохнули.(дети садятся по - турецки, руки свободно на коленях.
"Ко"- правая рука отводится в сторону, кисть сжата в кулак - вдох; возврат в исходное положение - выдох. То же с левой рукой.)
Упражнение на развитие силы голоса.
Логопед. Решила уточка вывести утят.
Принялась наша утка за дело,
Яички высиживать села.
Дни и ночи сидит напролет,
Редко ест и водичку пьет.
Дети пропевают чистоговорки по восходящим ступеням до - мажорной гаммы.
Да-да-да - не выходит из гнезда.
Ды-ды-ды - плохо утке без воды.
Ду-ду-ду - не купается в пруду.
Ло-ло-ло - нашей утке тяжело.
На-на-на - целый день сидит одна.
[b] Упражнение на развитие чувства ритма.
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Очень зло на нас смотрел,
Съесть, наверное, хотел.
(Дети мимикой и интонацией передают характер персонажа.)
Логопед: Может, это был кабан?
Дети: Нет.
Логопед: Может, это серый волк?
Дети: Нет.
Логопед: Может, это медведь?
Дети: Не смогли мы разглядеть.
Ты нам немножко подскажи,
Чудо-юдо покажи.
Водящий выразительными жестами изображает животное, а дети отгадывают. Затем под музыку танцуют вместе. Игра повторяется.
Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Логопед: В лесу кто-то живет. У него нет ни рук, ни ног. Это эхо. Звучит музыка. Выбирается водящий, который стоит спиной к детям. Остальные участники игры берутся за руки, медленно прижимаясь к водящему, поют:
Ира (имя ребенка), ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: "Ау!"
Ну-ка глазки открывай
Кто позвал тебя - узнай!
Логопед: Дети, вам понравилось в лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.Приведет нас домой эта тропинка.
(Дети друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего, двигаются за водящим.)

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

Закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

Развитие длительного речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие просодической стороны речи.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Воспитательные:

Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

с хлопками

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

топотушками

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

нагнув голову

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Аккуратненько пройдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

Покружились, присели.

II . Основная часть .

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они?..

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Грозят пальчиком

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

Вот какой боровик порадуемся ему.

Интонация радости.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

2. Карточка звук [О]

Ой, сколько опят на пеньке сидят.

Интонация удивления.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

3. Карточка звук [ У ]

А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

Интонация угрозы.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Дети: - лисичка.

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.

Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Игра – «Эхо».

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

Красные, желтые, зеленые.

А с каких деревьев они упали?

Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Собираем пальчики

Хлопаем в ладошки, кулачками

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя

листья осины

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

Список литературы^

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007