Упражнения на регуляцию мышечного тонуса логоритмика. Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

Наталья Подставкина
Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Из опыта работы. Тема : «Игры и игровые упражнения , регулирующие мышечный тонус ».

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Очень широко применяются мною на занятиях упражнения , регулирующие мышечный тонус детей . Эти упражнения учат управлять своими движениями . С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно -двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения , которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч, а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д., а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.) .

Не секрет, что дети с речевыми нарушениями моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса , учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы

Например

«Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить.

2. «Пушинки и слоны» . Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках) . Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.

3 «Ножницы» - сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные.

4 «Пружинки» - пальцами стопы надавливать на воображаемые упругие пружины, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением, отдыхом.

5 «Рисование бабочек и солнышка» . Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения .

6 «Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

7 «Цветочек завял - цветочек растёт» . Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял) . Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны – вырос цветочек, расцвёл

8.«Оловянные солдатики и тряпичные куклы» . Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки

9. Дети изображают снеговиков : крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову - “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено) .

Он к морозам привык.

Солнце припекает -

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит) .

Тает, тает - да, да, да. Будет талая вода.

В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими

Следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки, ног (оттопывания, прошагивания и т. д., туловища (повороты, наклоны) .

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям с речевыми нарушениями развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

Упражнение «Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Упражнения активизирующие внимание.

Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти : зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания : его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитанию внимания способствуют также сигналы : слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений , составляющих упражнение , и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит - и движению

Упражнение на переключаемоеть движений.

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

1. «Хлоп, хлоп - сели» . На громкое звучание барабана, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, звука нет – останавливается, приседает.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация) .

1упражнение по методике «Расскажи стихи руками» ; неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус , эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности

2упражнение «Выполни фигуру» .Покажимедведя,зайца,птичк

3Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;

Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;

листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик; Как придет за летом осень правая рука вверх, левая рука вверх;

разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

Упражнение на распределение внимания

Упражнение «Кот»

Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышек ждет .

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдет.

Коты-Делают шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

Мышки-На носках обходят вокруг норки и убегают в сторону.

Упражнения на развитие слухового внимания

«Будь внимателен»

Цель : развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению движений надо научить перед игрой .

Счетные упражнения .

Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения .

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть

Упражнение на переключаемость движений.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями .

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Раздельное выполнение речевых упражнений и действий .

Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет :

Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки

: Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки здесь и ножки там.

Ножки прямо, ножки вкось

Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки.

Текст говорит педагог :

Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь

Логоритмические упражнения в работе логопеда.

Сегодня мы затронем тему, логоритмические упражнения. Сама по себе методика проведения таких занятий не нова, но в своей работе логопеды мало её используют, т.к. не владеют основами логоритмики.

Логопедическая ритмика - это своеобразное средство воздействия на логопедических детей по преодолению звуковых нарушений речи.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта и нарушение звукопроизношение у лиц с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Задачи – оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией;

Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, муз. игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.

Второе звено логоритмического воздействия составляет развитие речи и коррекция речевых нарушений. В это звено входит:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией);

Развитие орального праксиза (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием);

Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, и т.д.);

Развитие фонематического восприятия;

Воспитание темпа и ритма речи;

Средствами логопедической ритмики являются:

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения, активизирующие внимание;

Речевые упражнения без музыкального сопровождения; и т.д.

Проведение логоритмических занятий требует некоторых методических пояснений:

    В программе обучения и воспитания логопедических детей логоритмические занятия не представлены. Поэтому их лучше проводить, как элемент группового занятия, или 2 раза в неделю со всей группой детей во второй половине дня.

    Продолжительность занятий от 30 до 35 минут в зависимости от возрастной группы.

    Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

    Упражнения подбираются дифференцированно, в зависимости от уровня развития моторики детей.

    В подгруппе для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности и гибкости, двигательной выносливости; для детей с низким уровнем моторики – точность, четкость, последовательность.

    Нагрузку в течение занятий необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.

    Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или пользующимся магнитофоном, но возможно взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального работника. Присутствие воспитателя группы является обязательным.

    Заниматься следует в мягкой обуви и свободной одежде, не сковывающей движения.

Сейчас подробнее рассмотрим примерную схему логоритмического занятия.

Задачи:

    Развивать статистическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.

    Добиваться четкой переключаемости движений.

    Формировать двигательную память.

    Развивать чувство ритма.

Ход занятия (включает в себя).

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Основная часть.

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Упражнения на развитие статистической и динамической координации движений.

Упражнения для развития чувства ритма.

Упражнения для развития мимической и мелкой моторики.

Упражнения для развития переключаемости движений.

Заключительная часть.

Упражнения на расслабление мышечного тонуса.

Упражнения для развития дыхания.

Теоретические аспекты логоритмики мы рассмотрели, а теперь подробнее рассмотрим упражнения, игры, которые применяются на логоритмических занятиях.

Упражнение «Муха».

Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в неё, поймать её, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая ей: «з-з-з-з». Выпустить муху, разжать ладошку, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй и т.д. поочередно с первым пальцем. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали,

Увидали паука - в обморок упали.

Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета, жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с одной руки на другую, дуть на него, снова ловить и проговаривать стих-е:

Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Здесь детьми усваиваются такие понятия как, «сильно, слабо». Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента.

Упражнение 1. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку – идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено.

Упражнение 2 . На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую – пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

Упражнение 3. Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые – при тихом..

Упражнение 4. Вращение кистями рук вверху (3-5 сек) – напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление.

    упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. На логоритмическом занятии проводятся обычно одно – два упражнения на активизацию внимания.

Упражнение 1. Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д.Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Упражнение 2. Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты) собирая их в цепочку.

Упражнение 3. «Жуки» Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложаться на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения хорошо подходят для детей с заиканием. Эти задания можно использовать при проведении утренней зарядки воспитателем, или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движением, так и без них.

Упражнение 1. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий .

Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону:

Целый день я лечу

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду.

Упражнение 2. Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам!

Дети садятся на корточки, опустив головы и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Мы рассмотрели общие средства логоритмической ритмики.

Упражнения и игры для коррекции дислалии .

    Игра на развитие фонематического слуха «Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками» «летят» на полянку. По сигналу логопеда «ш-ш» - «шмели» останавливаются и на месте быстро машут «лапками», «Жуки» продолжают летать. По сигналу «ж-ж» «жуки» останавливаются и машут «лапками», а «шмели» летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» улетают с поляны.

    Игра на развитие артикуляционной моторики «Лошадки».

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению логопеда: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами» - двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

    Игра на развитие речевого дыхания.

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки 2,3,4,5 с большим пальцем. Пальцы касаются друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси, да индюшки

Закусили лебедой,

Наклевалися петрушки,

Побежали за водой. (то же левой рукой, затем двумя).

    Игра на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?».

Дети идут по кругу под музыку, логопед называет звуки, дети хлопком выделяют нужный звук, двумя хлопками необходимый слог, приседают на правильно выделенное слово.

Упражнения и игры для коррекции ринолалии.

Цель таких упражнений: развивать мимику лица, общую моторику, подвижность небной занавески, речевую моторику, преодоление назального оттенка речи.

1. Упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением (текст песен насыщен гласными звуками).

2. При пропевании гласных звуков снимается назализация голоса.

3. Игра «Поезд». Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов – руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дол гудок.

4. Игра «Гуси». Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

5. Игра «Самолеты». Дети имитируют проверку бензонасосов, произносят с-с-с, моторов –ррр, Самолеты полетели, приземлились и уходят. (дети садятся на стулья). И др.

Мы с вами рассмотрели основные этапы и приемы логоритмики для детей с нарушением речи.

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» (forte) и «тихо» (piano). Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу – на тихое звучание и более сильные взмахи над головой – на громкое звучание; кроме флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивая флажками, на тихое – останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое – на носках. Наконец, предлагается одно звучание для движений ног, другое – для рук, со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают работать детей в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:

1. Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают лёгкие хлопки перед собой.

2. Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой. На тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую – останавливаются и опускаются на одно колено, и т. д.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на разные мышцы спины, живота, плечевого пояса и ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, чёткость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле мяча), маленькие (при выполнении бросков, при передаче по ряду и переносе мяча). В этих движениях чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лёжа на животе: подтягивание на руках, лазание по гимнастической стенке, перелезание через скамейки, пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки, укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшение площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и конец движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте, переступание с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Для устранения нарушения равновесия необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного подбора и выполнения упражнений, а также вспомогательных коррекционных средств.

Для каждого ребенка подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.

Примеры упражнений.

Вращение кистями рук кверху (3–5 сек) – напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление. Повторить 2–3 раза.

Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5–8 сек), руки опущены, и.п. основная стойка, мышцы расслаблены.

Лёгкие и тяжёлые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. И.п. основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и её повторение: такты 1–2 – плавный подъём рук вперёд до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3–4, 5–6, 7–8 – повторение движений 1–2 тактов.

Вторая часть музыки и её повторение: такты 9-10 – сильное качание рук вперёд и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13–16 – руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Упражнения по снятию тонуса

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений.

1. Помахать руками, как птичка крылышками.

2. Помахать руками, как бабочка крылышками.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя ветер.

5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании капелек воды.

7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8. Медленно вращать руки над головой.

9. Медленно покачивать расслабленными руками.

10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.

Огромное место в моторной активности аутичного ребенка принадлежит описанным выше двигательным стереотипиям. Возникает предположение о вторичности ряда проявлений ранней двигательной недостаточности при раннем детском аутизме. Очевидно, помимо слабости тонуса, недостаточности координации движений имеют значение как первичная слабость побуждений к определенной, прежде всего коммуникативной, деятельности, так и аффективные расстройства, прежде всего страхи. Многочисленные двигательные стереотипии носят аутостимуляторный характер.

Признаки патологии положения тела лежа на животе:

голова лежит, ребенок не может ее поднять;

плечи подняты вверх и поданы вперед;

позвоночник искривлен, одна половина таза приподнята;

ноги в бедрах и коленях согнуты и прижаты одна к другой.

Признаки патологии положения тела лежа на спине:

голова закинута назад, упирается на подстилку;

плечи приподняты и поданы вперед;

руки упираются в пол, кисти сжаты в кулаки и повернуты вовнутрь;

позвоночник может быть выгнут и искривлен;

ноги согнуты и прижаты одна к другой.

Признаки патологии положения тела стоя на коленях:

из-за отсутствия навыков прямостояния и сохранения равновесия;

позвоночник выгнут из-за гипотонии мышц;

позвоночник выгнут из-за деформации нижних конечностей;

позвоночник выгнут из-за недостаточной мотивации для выпрямления корпуса.

Для устранения нарушений необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного и выполнения упражнений, а также подбора вспомогательных коррекционных средств.

Каждому ребенку подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.

Для стимуляции развития двигательных функций используются такие стимулы, как поглаживание конечностей; использование поверхностей, покрытых различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения. Возможно применение различных видов массажа, специальных упражнений с сопротивлением, упражнения в воде с допустимыми изменениями ее температуры.

Развитие мимики лица, артикуляционного аппарата, дыхания

У всех детей с РДА нарушено произношение о дной или нескольких групп согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная. В дальнейшем проводится работа над развитием движений губ, языка. Детям предлагаются в занимательной игровой форме артикуляционные упражнения на статическую и динамическую координацию движений (Приложение 6).

Работа на начальных этапах нормализации моторики лица и речевого аппарата направлена на то, чтобы ребенок спокойно реагировал на прикосновения к своему лицу. Для этого работу начинают с наиболее удаленных от области рта участков. Последовательность упражнений разрабатывается совместно с логопедом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В играх, песнях, стихах важно провоцировать ребенка на подражание действию, мимике, речи взрослого. Даже если это подражание вначале абсолютно механическое, ребенок усваивает форму реакции взрослого. Осваивая пластику, интонацию, мимику взрослого, перенимая их речевые шаблоны, ребенок постепенно вырабатывает собственные способы реагирования, становится более самостоятельным в контакте.

Нормализация дыхания приобретает огромное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы (ЦНС), в генезисе которых гипоксия головного мозга. Для недоношенных детей в связи с несовершенством у них дыхательной системы и часто болеющих детей это особенно важно. Комплекс гимнастики для каждого ребенка подбирается совместно с врачом-педиатром и врачом ЛФК.

Артикуляционная гимнастика способствует сокращению дефицита потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА. Упражнения чаще проводятся индивидуально, иногда с небольшой (2–3 человека) группой с учетом возраста и уровня развития детей. В группе могут находиться дети со схожими проявлениями РДА.

Во время занятий необходимо побуждать ребенка выполнять следующие упражнения:

поддувать ватные шарики, бумажные султанчики;

выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

образовывать мыльную пену при помощи соломинок, трубочек;

задувать свечи;

вдыхать эфирные масла, пары, не опасные для здоровья;

дозированно использовать ингалятор для носа и рта.

При выполнении упражнений рекомендуется использовать малые формы фольклора, беседы с ребенком. Движения рекомендуется сопровождать обращениями к ребенку по имени. Прикосновение должно быть осторожным. Расческа должна быть «мягкой». Использовать уменьшительно-ласкательные существительные в процессе выполнения.

Для развития органов артикуляции использовать упражнения, доступные выполнению ребенком: высунуть язык, облизать губы, надуть щеки и др.

Основной целью мимических упражнений является растяжение мышц лица, чтобы они стали более эластичными. Данные упражнения помогают уменьшить напряжение мышц лица, шеи и плеч, которое характерно для детей с гипертензивной манерой речи. Их рекомендуется использовать при занятиях с детьми в первые 3–5 минут сеанса голосовой терапии.

Перед началом выполнения упражнений ребенок должен принять удобное, сравнительно расслабленное положение, глядя в зеркало. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя.

1. Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Эти движения повторить пять раз, постепенно увеличивая их скорость.

2. Как можно шире открыть рот, держать открытым 5–7 секунд и медленно закрыть. Повторить пять раз.

3. Вращательные жевательные движения закрытыми губами, сначала 5 секунд по часовой стрелке, затем 5 секунд против часовой стрелки.

4. Как можно шире открыть глаза, поднять их к потолку и опустить к полу пять раз, не двигая головой.

5. Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживая их в этих положениях по 3–4 секунды. Повторить пять раз.

6. Повернуть голову вправо, фиксируя глаза на каком-то предмете в комнате. Затем, не меняя положения головы, смотреть в зеркало на отражение своих глаз и, продолжая следить за своими глазами, поворачивать голову обратно. Проделывать то же самое, поворачивая голову влево.

Варианты упражнений с детьми, которые проводятся с целью формирования адекватных реакций на прикосновение к лицу и ротовой полости ребенка взрослым, побуждают его управлять движениями органов артикуляционного аппарата, правильно дышать, ухаживать за своим лицом, изучать мимику своего лица.

1. Взять ребенка на руки, поговорить с ним, спеть песенку, рассказать потешку, улыбнуться.

2. Помассировать лицо легкими поглаживающими движениями.

3. Прикоснуться к лицу кончиками пальцев.

4. Причесать.

5. Умыть его перед зеркалом теплой водой.

6. Протереть лицо ребенком ваткой, смоченной теплой водой, детским лосьоном.

  • Часть вторая. Содержание и структура логопедической ритмики глава первая. Музыка и всестороннее развитие личности
  • 1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых с речевой патологией
  • 2. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых
  • 1. Общая характеристика средств логопедической ритмики
  • 2. Ходьба и маршировка в различных направлениях
  • 3. Упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  • 5. Упражнения, активизирующие внимание
  • 6. Счетные упражнения
  • 7. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
  • 8. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
  • 9. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
  • 10. Ритмические упражнения
  • 11. Пение
  • 12. Игра на музыкальных инструментах
  • 13. Музыкальная самостоятельная деятельность
  • 14. Игровая деятельность
  • 15. Упражнения для развития творческой инициативы
  • 16. Заключительные упражнения
  • Часть третья. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик глава первая. Методика обследования психомоторных и сенсорных функций у лиц с нарушениями речи
  • 1. Методика исследования психомоторных функций
  • 2. Методика исследования сенсорных функций
  • Глава вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания
  • 1. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного. Младшего и среднего школьного возраста
  • 2. Нарушения моторной, эмощюнально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых
  • 3. Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися
  • 4. Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы
  • Глава третья. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса
  • I. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, с расстройствами голоса
  • 2. Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса
  • I. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
  • 2. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией
  • Глава пятая. Логопедическая ритмика в реабилитационных методиках по восстановлению речи у больных с афазией
  • 1. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у больных с афазией
  • 2. Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения
  • 1. Задачи и содержание работы музыкального руководителя
  • 2. Подготовка кадров. Оформление помещения для занятий
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

    Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

    Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

    Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

    1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

    2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

    3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

    4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

    5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

    Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

    6) Построиться тройками и на громкое звучание идти по кругу, на тихое - останавливаться. Средние из троек проходят на носках через все ворота, образованные руками крайних. С возобновлением громкого звучания все опять идут тройками по кругу.

    7) Построиться в два круга: внешний (4-5 человек) и внутренний (7-8 человек) (во внутреннем большее число). Внешнему кругу дается большой резиновый или волейбольный мяч, а внутреннему - малый резиновый мяч. На громкую музыку внешний круг перебрасывает свой большой мяч.

    На тихое звучание музыки малый мяч передают по внутреннему кругу, а внешние в это время прекращают переброску. На остановку в звучании музыки занимающиеся меняются местами.

    Оба круга идут на носках в разных направлениях. На громкое звучание музыки внутренний круг входит обратно во внешний, образуя большой круг.

    9) Все стоят в две шеренги, на расстоянии 6-7 шагов друг против друга, раздвинув ноги на ширину плеч. У каждого в правой руке обруч, за который одновременно держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь людей с обручами в руках. На тихое звучание музыки шеренги качаются вправо, затем - влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на громкое звучание музыки занимающиеся перебрасывают обручи с одной шеренги в другую по воздуху, причем каждый бросает тот обруч, за который он держался правой рукой. На тихое звучание музыки возобновляется покачивание.

    10) Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые - при тихом.

    В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. Обще развивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

    Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска, скамейка), по подвижности (мостик - качалка), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат)

    Упражнения и игры . Вращение кистями рук вверху (3-5 сек.) - напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз - расслабление. Повторить 2-3 раза.

    Кружение на месте, руки да поясе (4-6 поворотов).

    Притопывания ногами, руки за спиной - мышцы напряжены(5-8 сек.), руки опущены, исходное положение - основная стойка, мышцы расслаблены.

    Топтание на канате, стоя поперек него (15-20 сек.) - ноги напряжены, соскок с каната на пол - расслабление.

    Прыжки обеими ногами на месте, в 8 и 16 тактах на вторую четверть - хлопок руками над головой.

    Стоя в кругу, свободно покачивая руками впереди назад (8 тактов). Покачивание правой ногой - руки в стороны (4 такта), левой ногой - руки в стороны (4 такта).

    1) Игра с водой. (Старинная французская мелодия.)

    Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом водном направлении, руки лежат на коленях. (Тренированные дети могут делать упражнение лежа на животе («как рыбки»). 1-2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3-4 такты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду кистями рук. 5-8 такты: повторение движений. 9-12 такты: дети кистями рук, поочередно правой и левой, бьют по воображаемой воде, так, чтобы брызги летели во все стороны. 13-16 такты: движение рук назад и вперед, как в начале упражнения.

    2) Галоп и высокий бег. (Музыка Д. Кабалевского.)

    Дети делятся на подгруппы. Такты 1-8: дети легко и стремительно движутся галопом. Такты 9-16: дети движутся высоким бегом, немного откинув туловище назад и высоко поднимая ноги в коленях. Шаг равен одной четверти. Такты 17-24: снова стремительный галоп. С последним аккордом - четкая остановка прыжком с одной ноги на две. Характер движений должен отразить динамичность и легкость музыкального звучания.

    3) Бабочки. 1-3 такта: прилетает бабочка-дети движениями изображают бабочку: описывают круг руками снизу вверх, соединяя вверху ладони тыльной стороной (1 такт), затем описывают руками круг сверху вниз (2 такт) и плавно вытягивают вперед руки ладонями вверх (3 такт) - это бабочка показывает свои усики. 4-6 такты: прилетает вторая бабочка (повторяются движения 1 -3 тактов). 7-12 такты: прилетают третья и четвертая бабочки (повторяются движения 1-3 тактов). 13-14 такты: руки постепенно поднимаются, кисти рук колышутся: бабочки поднимают крылышки. 15 такт: руки плавно опускаются. 16-18 такты: повторяются движения 13-15 тактов. 19 такт: руки плавно поднимаются, кисти слегка отстают. 20 такт: руки плавно опускаются. 21-22 такты: повторяются движения 19-20 тактов. 23-26 такты: дети поднимают и опускают руки, затем разбегаются в разные стороны - бабочки разлетаются. Музыка повторяется, дети тоже повторяют движения, стоя врассыпную. На 23-26 такты дети кружатся.

    Музыка заканчивается, дети приседают - бабочки покружились и сели на цветок.

    4) Пружинки (для старшей группы). (Русская народная мелодия «Посеяли девки лен». Автор упражнения - С. Руднева.)

    Исходное положение: руки на поясе. Такты 1-4 (пиано; на «раз» и на «два» каждого такта дети исполняют небольшое полуприседание, на «и» выпрямляют колени. Между движением вниз и вверх остановок не делают. Движение легкое, пружинистое, плясового характера. Такты 5-8 (форте). Дети легко подпрыгивают на месте на двух ногах (по два прыжка на такт). При приземлении колени слегка сгибаются.

    Упражнение прививает детям навыки правильного исполнения бега, прыжков, подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).

    При показе и исполнении упражнения педагог обращает внимание детей на легкий, плясовой характер музыки и движения, увеличение силы движения с усилением звучания музыки.

    5) Легкие и тяжелые руки. (Венгерская народная мелодия.)

    Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1-2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3-4, 5-6, 7-8: повторение движений I-2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9- 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13-16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

    Этим упражнением воспитывается умение менять мышечный тонус.

    6) Качание рук и мельница. (Английская народная мелодия. Автор упражнения - Е. Дубянская.)

    Дети стоят, свободно расположившись по всей комнате так, чтобы не задевать друг друга при движении рук. И.п. - руки подняты в стороны. Такты 1 -8: дети качают руками перед корпусом, на нечетных тактах скрещивая их перед грудью, на четных - взмахивая в стороны. Такты 9-16: «мельница» - на каждый такт дети взмахом описывают руками большие круги: вперед - вверх и назад - вниз.

    Упражнение совершенствует навыки махового движения. Внимание детей направляется на различный ритм первой и второй частей мелодии.

    Расположение детей то же. Такты 1-8: дети легко раскачивают руками: на нечетные такты - вперед, на четные - назад. Такты 9- 12: исполняют круговые взмахи вперед - вверх при легком пружинящем сгибании колен. Такты 13-15: с каждым взмахом дети усиливают движение, одновременно пружинящим движением приподнимаясь на носки. После последнего взмаха вперед - вверх (на «раз» 16-ого такта) медленно и плавно опускают руки в стороны и вниз.

    Игры, регулирующие мышечный тонус.

    Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8.)

    Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены, играют водой: плавно разводят руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад, затем возвращаются в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

    Кистями рук легко бьют по воде. Темп плавных движений устанавливают сами дети. Педагог напоминает им, как приятно летом играть теплой водой, как она блестит на солнце, активизируя тем самым воображение детей и помогая им спять напряжение. Движения должны быть выразительными и искренними.

    Ветерок и ветер. (Музыка Л. Бетховена.)

    Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

    1)«Ветерок слабо колышет ветви деревьев (кустов)» - дети переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их впереди вверх. Движения плавные.

    2) То же самое, но с поднятыми вверх руками.

    3) «Поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

    4) «Ветер улегся» -дети повторяют движения № 1, постепенно опуская руки вниз.

    Упражнение на снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах:

    «Листочки-пальчики должны слегка шевелится на ветру».

    Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

    Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; тоже обеими ногами вместе.

    Упражнение на раскрепощение голеностопного сустава.

    Рисуем на песке.

    Дети свободно размещаются в зале, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены вниз. Концами пальцев правой и левой руки Дети рисуют на песке (над полом): длинную прямую линию. Плавно отводят правую руку вправо, затем приводят руку в исходное положение; то же левой рукой в левую сторону; правой рукой, отведя ее вправо и назад, рисуют закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивают вправо, глаза следят за движением руки; то же движение в обратном направлении; то же движение исполняется левой рукой в левую сторону; дети рисуют перед собой любые мелкие узоры по своему выбору. По окончании руки свободно висят внизу.

    Эти упражнения снимают напряжение в плечах, корпусе, шее.