Консультация на тему артикуляционная гимнастика. Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика дома консультация (средняя группа) на тему. Требования к проведению артикуляционной гимнастики
Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Зачем нужна гимнастика
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков - шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк - ..иск».
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
- Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
- Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
- Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
- Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
- Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
- Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
Произношение звуков связано с работой мышц губ, языка, нёба. Для правильного произношения нужны сильные, упругие, подвижные органы артикуляции. Артикуляционная гимнастика-это упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом к постановке звуков.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
*Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
*Движения выполнять неторопливо, ритмично, чётко.
*Помните, гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Лучше всего гимнастику выполнять3-5 минут несколько раз в день.
*Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас всё получиться.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (с сь з зь ц)
1. « Лягушка »-улыбнуться, показать замкнутые зубки.Удерживать губы в таком положении под счёт до 5.
Выполнять 3-4 раза.
2. «Часики»- улыбнуться, приоткрыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
3. «Чистим зубки » -улыбнуться так, чтобы было видно нижние зубки, приоткрыть рот. Кончиком языка водить по внутренней поверхности нижних резцов, не заходя на коренные. Повторить 5-6 раз.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ш ж ч щ).
1.« Хоботок (Слоник)»- вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 3-4 раза.
2. «Маляр»-
3.« Вкусное варенье»- приоткрыть рот. Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык вглубь рта. Стараться рот не закрывать. Повторить 5-6 раз.
4.« Чашечка» -улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки («чтобы чай не пролился»). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом до 10. повторить 3-4 раза.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ (л ль р рь).
1.«Накажем непослушный язычок»- покусать кончик язычка.
2.«Чистим зубки»- улыбнуться так, чтобы было видно верхние зубки. Рот открыть. Кончиком языка водить по внешней, затем по внутренней поверхности верхних резцов , не заходя на коренные.
3.«Качели»- рот открыт широко, видно верхние и нижние резцы. Кончик язычка ставить поочерёдно за верхние и нижние резцы. Рот не закрывать.(8-10 раз)
4. «Дятел»- рот открыть, кончиком язычка стучать в нёбо: «д-д-д» (медленно, затем быстро)
5. «Маляр»- рот открыть широко, так чтобы было видно верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался.(6-8 раз).
6. «Присосочка»- присосать язык к нёбу, открыть рот, потянуть подъязычную связку. открыть рот. Повторить 5-6 раз.
7.»Лошадка» - пощёлкать язычком 10-15 раз.
Анастасия Шевченко
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно»
Консультация для родителей
«Артикуляционная гимнастика – это весело , полезно и интересно »
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции . Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные , упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе : жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции . Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции , необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата , на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи . Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится :
В детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
В детском саду с воспитателем и самостоятельно;
С родителями дома .
В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики . Можно выделить наиболее значимые :
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы навыки закреплялись и становились более прочными
2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы :
выполнять артикуляционную гимнастику , подобранную логопедом;
упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно , желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
следить за качеством выполнения упражнений;
желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет , под музыку, с хлопками;
не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата .
Упражнения артикуляционной гимнастики :
1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №6 «Золотой ключик»
Консультация для родителей
« Артикуляционная гимнастика для детей.
Зачем она нужна?»
учитель – логопед
г. Видное
Артикуляционная гимнастика для детей
Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание становится нечистым, невнятным.
В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движе-ния языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопро-изношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в авто-матизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэто-
му для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляци-онная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для разви-тия подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целена –правленых движений.
При произнесении определённого звука язык занимает только определен-ное положение. При малейшем отклонении языка от этого места звук стано-вится нечистым.
Для детей 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.
В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный мо-мент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически (автоматизированный навык), а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, при-знаваясь ему: « Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вмес-те». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. У Вас всё получится!
Артикуляционная гимнастика
(выполнять перед зеркалом).
«Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10-15 сек. «Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку (все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты), удерживать 10-15 сек. «Заборчик»- « Трубочка», чередовать упражнения. Повторить8-10 раз. «Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать (следить, чтобы язык не дрожал). Повторить 8-10 раз. «Иголочка» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10.Повторить 8-10раз. «Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в сторо-ны влево – вправо (« тик - так»). Повторить упражнение 8-10раз. «Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тя-нуть вверх – вниз то к носу, то к подбородку(«кач – кач»). Повторить упражнение 8-10 раз. «Вкусное варенье» - широким языком облизать сверху – вниз верхнюю губу. Повторить 8-10 раз. Затем облизывать верхнюю губу, потом нижнюю губу (круговые движения по часовой стрелке и наоборот). «Маляры» - рот открыт, водить кончиком языка по «потолочку» (твёрдому нёбу) вперёд - назад, затем в стороны, влево - вправо. Пов-торить 8-10раз. «Лошадка» - рот открыт, щёлкать языком по твёрдому нёбу, « лошадка скачет». Останавливать «лошадку» губами: тпррру… « Грибок» - рот открыт, «присасывать» широкий язык к твёрдому нёбу и удерживать в этом положении. Нижнюю челюсть сильно оттянуть вниз. « Накажем непослушный язычок» - шлёпать широкий язык губами: бя-бя-бя… «Пожалеем, погладим язычок» - гладить губами широкий язычок, просовывая его между губами (движения вперёд – назад).
Каждое упражнение выполняется в медленном
темпе, чётко и повторяется 10-15 раз.
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
речевой слух,
речевое внимание,
речевое дыхание,
голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
Улучшения подвижности органов артикуляции;
Увеличения объема и силы движений;
Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
Усилению кровообращения;
Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Укреплению мышц лица.
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упраж.
– вырабатывают основные движения и положения ОАА,
2 группа упраж.
– способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упраж.
– специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом
, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.