Асан йога что. Что такое Асаны йоги? Стимулируют физиологические процессы

Главное в йоге – медитация. Однако во время занятий приходится выполнять необычные упражнения, балансировать и растягиваться. Эти положения называются асанами, что в дословном переводе с санскрита означает «место для сидения». Все асаны в йоге выполняются осознанно, с приятным усилием и без лишнего напряжения. Во время практики тело человека принимает формы, напоминающие разных существ. Так, очень популярна поза кобры в йоге – Бхуджангасана. Не менее известна Баддха Конасана – классическая поза бабочки в йоге, которая помогает беременным готовиться к родам. Помимо простых базовых асан существуют и замысловатые, такие как Маюрасана. Трудновыполнимая поза павлина в йоге даже имеет несколько уровней сложности. Существуют и другие позиции, которые не меньше способствуют сбалансированному физическому и психоэмоциональному развитию человека. Какими они бывают – рассмотрим дальше.

Каждое название состоит из нескольких частей. «Асана» – второй элемент слова. Первая часть может означать предмет, имя изобретателя, растение, живое существо (например, Бакасана – поза журавля или ворона в йоге). Образы зверей отмечены как в санскритских названиях, так и в переведенных английских.

В йоге упоминаются: лебедь, лягушка, змея, голубь, кошка, скорпион, кролик, черепаха, саранча, верблюд. Это далеко не весь перечень живых существ, у которых человек может многому научиться: мудрости, проворности, быстрой реакции, терпеливости.

Согласно древним трактатам, прежде чем получить человеческое тело, люди проживают череду жизней в телах живых существ. Душа должна выполнять заповеди каждого животного, за что вознаграждается его положительными качествами. Если предписания нарушаются, то человеку передаются пороки и заболевания. Так формируется карма человека.

Устранить нежелательные отпечатки прошлых жизней помогают асаны. Человек, регулярно практикующий йогу, со временем сжигает свою отрицательную карму и получает взамен положительную. В начале пути йогин нейтрализует негативные тенденции и болезни отходят на второй план. Но стоит ему на начальном этапе прекратить практиковать йогу, как все возвращается на круги своя.

Сколько асан в йоге?

В индийской практике столько же поз, сколько и видов живых существ. Согласно древним текстам, их 8,4 миллиона. Интересно, что выводы древних мудрецов близки к подсчетам современных ученых, по оценке которых сейчас на планете обитает примерно 8,7 миллионов видов живых организмов.

Шиве, великому божеству из индийской мифологии, были под силу все 8 400 000 поз древней йоги, ведь у него было необычное тело с четырьмя руками. Такое количество асан не по силам человеку, поэтому Шива обозначил основные 84, которые могут использовать люди.

В 1975 году знаменитый ветеран йоги Шри Дхарма Миттра решил найти все позы из древней йоги. Он посвятил изучению трактатов несколько лет и нашел 908 разных асан с описанием.
Вместе со всевозможными вариациями их получилось 1300. Он повторил каждую позу, объяснил ее значение и разработал схему с подробными фото.

Учителя продолжают придумывать новые асаны, а в старые добавляют свои элементы. Но не обязательно изучать все существующие позы. Главное – выполнять базовые положения, без которых практика не будет продуктивной и полноценной.

Как правильно выполнять асаны?

Профессиональные спортсмены имеют превосходную гибкость и регулярно растягиваются на тренировках, но зачастую недовольны собой и страдают из-за проблем со здоровьем. Все потому, что они тренируют только свое тело, оставляя разум и психику нетронутыми.

Нельзя достигнуть просветления и получить максимальную пользу от асан, бездумно повторяя движения. Чтобы обратится внутрь себя, нужно соблюдать правила:

  • неподвижность (кроме некоторых поз в сидячем положении);
  • ментальная тишина;
  • максимальное расслабление;
  • правильное йоговское дыхание и плавное наполнение легких воздухом.

Для каждой асаны нужно делать от 3 до 10 дыхательных циклов (вдохов-выдохов). Во время занятий недопустима нестерпимая боль, которая в йоге считается страданием организма – физические истязания не способствуют достижению внутреннего баланса и гармонии.

Огромное преимущество занятий состоит в том, что человек с любым уровнем физической подготовки может практиковать йогу. У каждой позы есть базовый вариант исполнения, упрощенный и множество сложных модификаций. Помимо асан частью практики являются:


Классификация асан

Существует множество разных классификаций асан, поскольку учителя из разных школ йоги (Айенгара, Бикрам, Аштанга Виньяса, Кундалини и пр.) могут иметь свое видение на этот счет. В целом йогические позы можно разбить на универсальные группы:

  • В сидячем положении . Эти позы улучшают подвижность тазобедренных суставов, снимают напряжение в горле и диафрагме, часто применяются для медитации. Со стороны они кажутся простыми, но требуют хорошей растяжки и подготовки, поэтому у неопытных йогинов часто вызывают дискомфорт. При выполнении важно следить, чтобы спина оставалась прямой. Легко даются новичкам сидячая поза героя и верблюда в йоге (Уштрасана), а также наклон сидя с широко расставленными стопами (Упавиштха Конасана). Не менее полезны сидячие позы алмаза, лотоса, цапли, коровы, лодки, гирлянды, жезла.
  • В положении стоя . Такие позиции появились позже остальных. Они укрепляют мышцы ног, улучшают функциональные характеристики иммунной системы, развивают способность к сосредоточению и позволяют делать сложные для новичка позы йоги без боли и травм. Некоторые из них: поза благого воина в йоге, орла, аиста, стула, вытянутого бокового угла.
  • С наклоном туловища вперед . В таких позициях развивается гибкость спины, массируются органы брюшной полости. Наиболее известны: Пашчимоттанасана (наклон вперед сидя), Джану Ширшасана (вытягивание вперед к одной ноге) и Ардха Ширшасана (поза дельфина), Уттанасана (наклон к ногам стоя).
  • Прогибы назад . Главный эффект заключается в выпрямлении и увеличении подвижности позвоночника. Важно в обратных прогибах избегать предельных положений и болей. Чтобы защитить поясницу, подкручивайте вперед таз и напрягайте ягодицы. Лучшие прогибы: поза рыбы, верблюда, коровы, голубя, Сфинкса, танцующей собаки, кобры, рыбы, моста.
  • Скрутки . В позициях с поворотом корпуса огромное значение имеет ровное дыхание. Если дышать трудно, значит асана выполняется неверно. Поза мудреца Бхарадваджи, бога рыб, перевернутого треугольника заряжают энергией, стимулируют работу внутренних органов и расслабляют ум.
  • Перевернутые асаны . К этой группе относятся все стойки, в которых голова находится ниже туловища и ног. Самая популярная – поза свечи («березка»). Практика инверсий благоприятно сказывается на лимфатической, эндокринной, сердечно-сосудистой, респираторной системах. Однако эти асаны также могут нанести вред и имеют множество противопоказаний: высокое кровяное давление, болезни позвоночника (особенно выпадение дисков, грыжи), интоксикации, беременность, критические женские дни.
  • Балансовые позы . Сложные для новичков асаны требуют большой концентрации внимания и достойной физической подготовки. Они помогают лучше контролировать свое тело и снижают риск травм. Чтобы долго удерживать позу тигра, паука, дерева, петуха, орла или стола на одной руке, понадобится слаженная работа тренированных мышц.
  • Силовые асаны . Превосходно развивает выносливость, укрепляет мышцы и разгоняет метаболизм силовая йога. Такие занятия по душе мужчинам, которые хотят укрепить мужское здоровье и улучшить потенцию. Предпочитают их и тренированные женщины, которые любят небанальные силовые нагрузки. Особенно почитаемы опытными йогинами высокие выпады вперед и позы всадника, сумоиста, мудреца, семи точек, лодки, кузнечика, райской птицы, горы.
  • Позиции на расслабление . Собака мордой вниз и вверх, наклоны стоя, поза плуга, верблюда, кобры, журавля, крокодила, вытянутого ребенка и планка идеально подходят для выполнения в вечернее время. Они расслабляют зажатые в районе плеч и шеи мышцы, вытягивают позвоночник, улучшают кровообращение в тазовой области.
  • Комбинированные . В некоторых асанах сочетается силовая работа с умением сохранять баланс. Поза вороны и благополучия на плече, обратная и сложенная поза посоха и другие усложненные асаны под силу настоящим гуру и вызывают благоговейный трепет у начинающих. После растяжения и сжатия разных частей тела в них улучшается кровообращение, что оказывает положительное влияние на работу всех органов и систем.

В перечисленные позы выполняются не на полу, а с упором на гамак. Существуют и специальные позы для двоих и даже для трех человек. Осваивать их, как и позы на одного, желательно с опытным учителем на индивидуальном уроке или в группе. Самостоятельное изучение техники асан дома по наглядным фото или видео грозит травмами.

10 самых важных и эффективных асан

Инструкция по выполнению асан, без которых практику нельзя считать полноценной:

  1. Поза лотоса . Для выполнения Падмасаны сядьте на пол, согните ноги в коленях и положите правую ступню на бедро левой ноги. Пятка должна находиться на одной линии с пупком. Также поверх правой ноги расположите левую. Расслабьте плечи, вытяните спину и положите ладони на колени.
  2. Собака мордой вниз . Адхо Мукха Шванасана покоряется людям с хорошей растяжкой. Стоя на четвереньках (ладони на ширине плеч), упритесь руками в пол и поднимите вверх таз. Выпрямите ноги, ягодицы уведите назад и вверх, прогибаясь в пояснице. Спина, шея и руки должны составлять одну прямую линию, а пятки – плотно прижиматься к полу.
  3. Поза воина (героя) . В разных школах йоги существует от трех до пяти различных поз воина, но одна из важнейших по своему воздействию – Вирабхадрасана I. Выполняйте позу стоя с поднятыми вверх прямыми руками. Ноги расставьте в стороны на 120–140 см. Затем поверните корпус вправо вместе с правой стопой. Сгибайте правое колено (90°). Левую ногу вытяните, соедините ладони, запрокиньте назад голову и направьте взгляд вверх.
  4. Стойка на голове . Ширшасана – королева асан. Разрешается только одна попытка ее выполнения в день. Начинать тренироваться нужно в углу комнаты или вдвоем с помощником, который подстрахует в нужный момент. При потере равновесия нельзя прогибаться назад дугой, а необходимо согнуться в поясе и сгруппироваться для кувырка. Важно также найти точку опоры: сложите вместе ладони, отведите большие пальцы примерно на 90 градусов и установите их под ноздри, а указательные пальцы положите на лоб. Точка касания указательных пальцев со лбом – самое утолщенное место черепа и безопасный фундамент для асаны. Входить в стойку нужно поэтапно, подняв только одну ногу вертикально, а ступней второй прямой ноги упираясь в пол. Вес должен быть на предплечьях, а ладони – сомкнуты в замок на макушке.
  5. Поза вытяжения спины . Сидя на полу с прямыми ногами, наклоните туловище вперед, положите голову на ноги и обхватите руками стопы. В Пасчимоттанасане нельзя горбиться и нужно стремиться сделать поясничный прогиб.
  6. Поза змеи (кобры) . Лежа на полу лицом вниз, прижмите ладони к полу и поднимите вверх туловище. Важно в Бхуджангасане держать стопы вместе, сокращать ягодицы и бедра. Усложнить асану можно, подняв ноги и дотянувшись стопами до головы (поза дракона).
  7. Поза с опорой на плечи . Кхандарасана выполняется с упором на плечи и стопы. Чтобы принять позицию, лягте на спину, согните ноги и поставьте на пол стопы как можно ближе к ягодицам. Поднимите вверх таз, подведите руки под мостик и сомкните ладони в замок.
  8. Поза лука . Для выполнения Шалабхасаны лягте животом на пол, поднимите вверх согнутые в коленях ноги и потяните вверх голову с корпусом. Обхватите стопы руками, прогибаясь в пояснице.
  9. Поза зайца (луны) . Сядьте на ноги, расположив ягодицы между ступнями. Вытяните вверх руки, наклонитесь и опустите лоб перед коленями. Прижимайте бедра к животу, максимально тянитесь вперед, оторвав ягодицы от пола.
  10. Поза мертвеца (трупа) . Завершающая поза Шавасана расслабляет и настраивает на медитативный лад. Осваивается лежа на спине с закрытыми глазами: ноги вытянуты и разведены на расстоянии в полторы ширины плеч, руки лежат вдоль тела ладонями вверх. Инструкторы советуют для расслабления искать свой собственный метод приведения ума и тела в состояние полного покоя.

Для современного человека, привыкшего к суете и отдавшегося течению жизненных волн, йога – это возможность остановиться, зацепиться и замереть на некоторое время. К сожалению, практика не решает всех жизненных трудностей. Зато асаны позволяют найти баланс в моменты, когда кажется, что земля уходит из-под ног.

Третьим членом йоги является асана, или поза. Асаны дают устойчивость, здоровье и подвижность. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Асаны — это не просто гимнастические упражнения, это позы. Чтобы их выполнить, требуется чистое, хорошо проветренное помещение, коврик и решимость, тогда как для других систем физической культуры нужны большие спортивные площадки и дорогостоящее оборудование. Асаны можно выполнять одному, так как конечности тела обеспечивают необходимый вес и противовес. Путем практики в асанах приобретается ловкость, равновесие, выносливость и большая жизнеспособность.

Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение, заключается в тренировке и дисциплине ума.

Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом и Я. Поэтому они находятся не в ладу сами с собой и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает свое тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе.

Выполняя асаны, йог подчиняет себе свое тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишенной способности летать.

Йог не боится смерти, зная, что со временем всем приходит конец. Он знает, что тело постоянно изменяется и зависимо от детства, юности, старости. Рождение и смерть — явления естественные, душа же им не подвержена. Как человек сбрасывает с себя изношенное платье и надевает новое, так и обитатель тела отбрасывает изношенные и надевает новые тела.

Йог верит, что тело дано ему Богом не только для наслаждений, но и для служения своим ближним каждую минуту своей жизни. Он не считает тело своей собственностью. Он знает, что Бог, давший ему тело, когда-нибудь возьмет его обратно.

Выполняя асаны, садхака, во-первых, приобретает здоровье. Здоровье — это не просто существование. Это не товар, который можно купить за деньги. Это благо можно приобрести только упорным, тяжелым трудом. Это состояние полного равновесия тела, ума и духа. Здоровье — это когда человек забывает о своем физическом и умственном состоянии. Выполняя асаны, йог делается свободным от физических недомоганий и умственных раздражении. Служа человечеству, он подчиняет свои действия и их плоды Богу.

Йог сознает, что его жизнь и все виды его деятельности — это часть божественных деяний в природе, которые проявляются и действуют в форме человека. В биении своего пульса и ритме дыхания он узнает смену периодов времен года и колебания жизни вселенной. Его тело — это храм, в котором живет Божественная Искра. Он чувствует, что пренебрегать нуждами тела, отрицать их или думать о них как о чем-то небожественном значило бы пренебрегать и отрицать жизнь вселенной, частью которой он является. Потребности тела — это потребности божественного духа, который существует посредством тела. Йог не ищет Бога в небесах, он знает, что Бог внутри него и зовется Антаратма (Внутреннее Я). Он ощущает царство Божие внутри и вовне и находит рай в самом себе.

Где кончается тело и где начинается ум? Где кончается ум и где начинается дух? Их нельзя разделить, так как они взаимосвязаны и являются лишь различными аспектами одного и того же всеохватывающего Божественного сознания.

Йог никогда не пренебрегает и не умерщвляет ни свое тело, ни ум, но лелеет их. Тело для него не является ни помехой в его духовном освобождении, ни причиной неудач, но орудием достижений. Он стремится к тому, чтобы сделать тело сильным, подобно молнии, здоровым и не знающим страданий, чтобы посвятить его служению Богу, для чего оно и предназначено. Как подчеркивается в "Мундака Упанишаде", Я нельзя постичь, не имея силы, внимательности и цели. Как необожженный глиняный горшок растворяётся в воде, так и тело быстро разлагается. Так что обжигайте его упорно в огне йогической дисциплины, очищая и укрепляя его.

Названия асан знаменательны, они иллюстрируют принцип эволюции. Некоторые получили имена в честь растений, как, например, дерево (врикша) и лотос (падма); другие — в честь насекомых: саранча (шалабха) и скорпион (вричика); еще некоторые в честь водных животных и амфибий: рыба (матсия), черепаха (курма), лягушка (бхека или мандука), крокодил (накра). Имеются асаны, названные в честь птиц: петух (куккута), цапля (бака), павлин, (майюра), лебедь (хамса), а также в честь четвероногих: собака (швана), лошадь (ватаяна), верблюд (уштра), лев (симха). Не забыты также имена пресмыкающихся, например, змея (бхуджанга), и название человеческого зародыша (гарбхапинда). Некоторые асаны названы в честь легендарных героев, например, Вирабхадры и Ханумана — сына Ветра. Используются имена мудрецов: Бхарадваджа, Капила, Васиштха и Вишвамитра. Некоторые асаны названы в честь богов индуистского пантеона, другие напоминают об аватарах, воплощениях Божественной силы. Во время выполнения асан тело йога принимает многообразные формы, напоминающие различные существа. Его ум так воспитан, что не презирает ни единое существо, так как знает, что во всей гамме творений, от низшего насекомого до совершенного мудреца, дышит один и тот же Вселенский Дух, который принимает бесчисленные формы. Йог знает, что высшая форма — Бесформенность. Он находит единство во всеобщности. Истинны те асаны, в которых мысль о Брахмане течет беспрепятственно и непрерывно в уме садхаки.

Научившйсь асанам, садхака перестает различать такие дуальности, как приобретение и потеря, победа и поражение, слава и позор, тело и ум, ум и душа, и переходит к пранаяме, четвертой ступени на пути йоги.

У многих людей асаны ассоциируются с гимнастическими упражнениями. Но это представление ошибочно, ибо асаны отнюдь не предназначены для развития у практикующего громадных, но совершенно ненужных мышц.
"Йога " означает "единство" - единение со своей внутренней сущностью. Это единство наступает только после преодоления двойственности "разум-тело" и преобразования ее в единую реальность.
Асана - это устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии.

Асаны йоги практикуются для развития способности сохранять (не ощущая дискомфорта) одно и то же положение тела в течение длительного промежутка времени. Такая способность необходима для практики медитации.
Асаны могут также выполняться с лечебной или оздоровительной целью. Благодаря напряжению и расслаблению мышц, мягкому массажу внутренних органов и тонизирующему воздействию на нервную систему здоровье практикующего заметно улучшается. А многие заболевания (среди которых и так называемые "неизлечимые") могут быть значительно ослаблены и даже полностью устранены.

Асаны йоги и другие системы оздоровления

Асаны оказывают глубокое воздействие на физическое, психическое и духовное развитие личности, в то время как гимнастические упражнения развивают только мышцы и кости. Гимнастические упражнения выполняются в быстром темпе и поэтому сопровождаются учащенным дыханием. Акробатические, гимнастические и атлетические упражнения могут практиковать только физически здоровые люди. Эти системы упражнений чрезмерно развивают мышцы тела, которым, вследствие увеличения массы, требуется усиленное питание. Следовательно, сердце и дыхательная система должны работать в более напряженном режиме, что ведет к растрате жизненной энергии. Молодой человек, практикующий эти упражнения, может чувствовать себя сильным и здоровым. Но с возрастом жизненные функции его организма замедлятся, возникнет затрудненность в движениях, появятся ревматические боли из-за износа хрящевой ткани в суставах, чрезмерно развитые мышцы станут дряблыми и потеряют свою твердость; мышечная ткань превратится в жировую. Даже в молодом организме, при прекращении тренировок более чем на месяц, начинается процесс деградации гипертрофированных мышц в жировую ткань.
Гимнастические упражнения, поднятие тяжестей и другие системы физической культуры не подойдут в качестве ежедневной практики каждому желающему. Больные и слабые люди, дети и старики, безусловно, не смогут их выполнять. Кроме того, эти упражнения не обеспечивают восстановления жизненных функций и общего расслабления организма, которые так необходимы сегодня людям.
Отличаются ли от них в этом отношении асаны? Безусловно. Механизмы воздействия йогасан и атлетических упражнений на организм человека совершенно различны. Во время выполнения йогасан дыхание и обмен веществ замедляются, потребление кислорода и температура тела падают. Напротив, атлетические упражнения интенсифицируют дыхание и обмен веществ, потребление кислорода растет, а тело нагревается. Йогасаны замедляют катаболические процессы, в то время как атлетические упражнения их ускоряют. Помимо этого, асаны были разработаны еще и для оказания специфического стимулирующего воздействия на эндокринные железы и внутренние органы, а также для активизации электрохимической активности центральной нервной системы (ЦНС).

Общая польза

Физическая: при регулярной практике асан все железы внутренней секреции нашей эндокринной системы выделяют оптимальное количество гормонов. Это нормализует как физическое, так и психическое состояние человека. Сбой в работе хотя бы одной из желез ощутимо сказывается на здоровье, поэтому чрезвычайно важно, чтобы эндокринная система функционировала наилучшим образом. Регулярная практика асан очищает и омолаживает больные органы, восстанавливая их нормальную деятельность.
Мышцы и кости, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны делают тело гибким и способным легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды; стимулируют внутренние органы, вследствие чего вырабатывается нужное количество пищеварительных соков (слюна, ферменты и т. д.). Симпатическая и парасимпатическая системы уравновешиваются, и управляемые ими внутренние органы никогда не впадают в состояния гипо - или гиперактивности.
Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что асаны поддерживают тело в оптимальном состоянии и способствуют выздоровлению больных органов.
Психическая: асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность и сосредоточенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все его тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия к человеку, их излучающему, а его речь, поведение и поступки носят отпечаток величественности.
Духовная: асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути раджа-йоги, и в данном аспекте асаны подготавливают тело к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре - отвлечению органов чувств от объектов, дхаране - сосредоточению, дхьяне - медитации и самадхи - достижению космического сознания. В хатха-йоге, которая более глубоко связана с подготовкой тела к высшим духовным практикам, очень большое внимание уделяется очищению тела с помощью асан. Детальное описание асан приводится в таких древних текстах, как "Хатха - Йога-Прадипика " и "Гхеранда-Самхита ". И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны - это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью.
Асаны следует рассматривать как формы медитации и психического очищения. Их должно практиковать в точности так, как это описано в тантрах, - с сосредоточением сознания на соответствующих центрах (чакрах). К сожалению, большинство книг по йоге и большинство людей, преподающих йогу, совершенно игнорируют этот аспект выполнения йогасан.

Йогасаны для современного человека

Современный человек окружен огромным количеством всевозможных "достижений цивилизации", назначение которых - создание физического комфорта и получение чувственных наслаждений. Он работает в кондиционируемом помещении, спит на толстом поролоновом матрасе, перемещается только на автомобиле, развлекается в кинотеатрах и ночных клубах, употребляет снотворное, транквилизаторы и прочие медицинские препараты для того, чтобы быть в состоянии противостоять негативному влиянию современной жизни, чтобы хоть на время обрести покой и получить столь необходимый его психике отдых. Но вместо покоя, отдыха и счастья он чувствует лишь неуклонно возрастающее физическое, психическое и эмоциональное напряжение. Современный человек не в состоянии защитить себя от фрустрирующего влияния современного общества. А существует ли вообще способ освободиться от этого влияния? Да. С помощью йоги. Практикуя йогасаны, человек может избавиться от таких недугов, вызванных современным "цивилизованным" образом жизни, как запоры, ревматизм, закрепощение суставов, беспокойство и нервное напряжение. Те, кто регулярно практикуют асаны, имеют значительно больше сил и энергии противостоять выдвигаемым жизнью проблемам. Семейные и общественные взаимоотношения автоматически становятся более гармоничными.
В наш век научных открытий и изобретений, когда существует такое огромное количество технических средств для привнесения комфорта в жизнь человека, кажется неправдоподобным, что лишь немногие люди имеют возможность радоваться и наслаждаться жизнью, а между тем - это факт. Огромное количество людей имеют большие доходы, тем не менее жизнь их бедна и бесцветна. Они невосприимчивы к радостям жизни и полагают, что счастье - это лишь воспоминания детства. Практика асан поможет избавиться от подобного "безжизненного" существования. Ваше восприятие жизни значительно расширится, вы будете с легкостью вникать в проблемы других людей, постепенно начнете ощущать себя частью всемирного человеческого братства.
Люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, смогут значительно повысить эффективность своего мышления и развить способность проникновения в суть рассматриваемых вопросов; их ум будет функционировать четко и ясно. Люди, занимающиеся физическим трудом, смогут поддерживать себя в хорошем состоянии и снимать все напряжения и стрессы, накопившиеся в течение дня.

История и мифология История йогасан как физической, психической и духовной культуры уходит своими корнями в глубины веков. О них говорится в древнейшем из ныне известных человечеству литературных произведений - Ведах, которые содержат мудрость достигших реализации риши и мудрецов тех времен. Но некоторые исследователи полагают, что наука йоги возникла гораздо раньше, чем даже Веды.
Во время археологических раскопок остатков древней цивилизации в Хараппе и Мохенджо - Даро (сейчас эти территории принадлежат Пакистану), было обнаружено множество статуэток, изображающих Бога Шиву и Парвати (его жену) в различных йогасанах. Эти руины остались после цивилизации, период расцвета которой приходится на доведические времена, - задолго до того, как на индийском субконтиненте появилась цивилизация ариев.
Согласно традиции и древним писаниям принято считать Шиву основоположником йоги. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу - Парвати. Утверждают, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Эти асаны символизируют собой эволюционный процесс - от простейших форм жизни до человека, полностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. При этом полагалось, что, выполняя эти асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.
В течение веков асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время известно всего несколько сотен йогасан. Из них только восемьдесят четыре имеют подробное описание и лишь около тридцати рекомендуются для практики современному человеку.
Шива рассматривается как некий символ - образ, в котором воплотилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания. Парвати рассматривается как мать всей Вселенной. Она - воплощение высшей мудрости. Милостью ее человек становится свободным (мукта) и объединяется с высшим сознанием. Говорят, что она из любви и сострадания к своим детям подарила им свое тайное знание в виде тантра-шастр. Она олицетворяет собой материнский аспект - огромную энергию, находящуюся внутри каждого из нас в спящем состоянии. Эта энергия (шакти) известна также как кундалини.

Асана

Какими они бывают и как влияют на наше тело и ум - рассмотрим далее.

Определение

Не только новички, но даже опытные ученики не всегда четко понимают и могут ответить, что такое асана в йоге, и чем она отличается от обычной или .

Простыми словами определение термина «асана» будет звучать так - это статическое положение тела, в котором человек находится определенное время.

При выполнении асан никогда не применяются резкие движения - все переходы осуществляются максимально плавно, мягко и аккуратно по отношению к своему телу.

Также при выполнении асан очень важна последовательность, ведь эти позы призваны, прежде всего, воздействовать на наши сознание и ум, а потом уже - на физическую оболочку.

Знаете ли вы? В американской армии йогические асаны применяются вместо утренней зарядки, а в России асаны используются для подготовки космонавтов, разведчиков, спасателей и подводников.

В каждом названии позы имеется второе составляющее слово «асана», первое слово может означать вид животного (Бхуджангасана - поза кобры, Бакасана - поза вороны), имя изобретателя асаны или же называть схожую по форме геометрическую фигуру (Триконасана - поза вытянутого треугольника) или предмет.
До сих пор точно неизвестно, каким образом возникли асаны. Считается, что изначально было всего несколько асан, которые нужно было выполнять в сидячем положении, что лучше всего способствовало .

Само слово асана переводится с санскрита как «сидение», «сидячее место», «место для сидения». В наиболее древнем трактате, где впервые упоминается слово «асана», говорится, что это удобная, неподвижная поза для медитации, в которой человек может быть расслабленным и максимально сосредоточенным.

Однако сами асаны там не перечислялись, и внимания им было уделено мало - в том время йоговские позы еще не получили такого развития.

Позже количество асан начало расти, они становились более разнообразными и сложными, оказывающими действие на суставы, внутренние органы или гормональную систему.

Однако стоит понимать, что асана - это не самостоятельная техника и не самоцель , это лишь ключевой фактор к .

Таким образом, для правильного выполнения асан нужно соблюдать несколько условий:

  1. Неподвижность (необязательно в сидячем положении).
  2. Максимальное расслабление.
  3. Плавное йоговское дыхание. В йоге не допускается никаких задержек дыхания во время асан, кроме специальных упражнений.
  4. Концентрация внимания.
  5. Остановка потока мыслей.
Стоит понимать, что асаны являются лишь небольшой частью йоги.

Помимо асан практика состоит из виньяс (динамически выполненных асан), пранаямы (техники дыхания), шаткарм (практик для очищения организма и сознания) и, конечно же, медитации.

Классификация асан

С классификацией асан существует некая путаница, поскольку разные учителя и школы йоги могут иметь свое виденье и представлять разные классификации.

Однако все асаны, в целом, можно разделить на несколько больших групп:

  • Асаны в положении сидя. Эти виды асан наиболее часто применяются для глубокой медитации. При выполнении очень важно следить за коленными, тазобедренными и голеностопными суставами, которые нагружаются более остальных. Если выполнять асану сложно, разрешается использовать под ягодицы специальные скамеечки, одеяла, кирпичи и прочее. В этих позах спина должна быть прямой, а - свободным. Несмотря на внешнюю простоту, сидячие асаны у многих вызывают сложности и дискомфорт из-за отсутствия и слабой физической подготовки. Самые распространенные позы: открытая и закрытая Вирасана, поза лотоса (Падмасана), Ваджрасана (поза алмаза).

  • Асаны с наклоном туловища вперед . Среди основных поз: Пашчимоттанасана и Уттанасана (наклоны вперед в сидячем и стоячем положении).

  • Асаны с наклоном туловища назад (прогибы). Стимулируют раскрытие плечевых суставов, грудного отдела и поясницы. Уштрасана (поза верблюда), Матсиасана (поза рыбы), Капотасана (поза голубя).

  • Скрутки. Связаны с поворотами корпуса. Самым важным условием правильного выполнения этого вида асан является свободное дыхание: если дышать тяжело, значит, скрутка выполнена «чересчур». Одни из самых распространенных: поза перевернутого треугольника, половинная скрученная поза.

  • Асаны в положении стоя. Считается, что эти положения возникли позже остальных. В этом виде поз также присутствуют элементы наклонов и прогибов. Самые популярные: Вирабхадрасана I, II, III (поза воина), Тадасана (поза горы).

  • Балансовые асаны. Призваны тренировать чувство равновесия. Считаются сложными: чтобы получилось выполнить баланс, необходим полный контроль над всем телом, спокойное состояние ума, высочайшая сосредоточенность и внимание. Однако, если вы научитесь балансировать, то сможете обрести и внутренний баланс и гармонию. Основные позы: ласточка, Врикшасана (поза дерева), Гарудасана (орлиная поза).

  • Силовые асаны. Выполнение этих положений поможет укрепить выносливость, и мышечный аппарат. Крайне важно при выполнении не задерживать дыхание и не выполнять положение на пределе возможностей. Основные силовые асаны: Шалабхасана (поза саранчи), Маюрасана (поза павлина).

  • Перевернутые позы. Самыми известными являются стойка на голове, руках или предплечьях. Но в число перевернутых асан входят любые положения, при которых голова оказывается ниже корпуса и ног. Поэтому даже обычная «березка» также относится к перевернутому положению.

  • Асаны на расслабление. Шавасана - финальная асана после практики, выполняется в лежачем положении. Также часто применяется Баласана (поза вытянутого ребенка).

Некоторые асаны можно назвать комбинированными, к примеру, Бакасана - поза вороны. При ее выполнении выполняется стойка на руках, при этом колени нужно упереть в подмышечные впадины или плечи. Потому здесь сочетаются силовой и балансовый виды.

Важно! Выполняя асаны любой сложности, ни в коем случае нельзя допускать нестерпимой боли, сильного дискомфорта или непосильного напряжения. В йоге считается, что любая боль является для организма страданием, а это диаметрально противоположно достижению внутренней гармонии и баланса.

Основные асаны

Согласно древней легенде, Шива придумал более 8 млн. положений, однако лишь 84 позы были доступны для людей. Йогины не раз пытались подсчитать, сколько поз в йоге существует на самом деле, но сделать это кран сложно.

Во-первых, учителя йоги постоянно придумывают и добавляют новые асаны. Во-вторых, может возникать путаница из-за разных названий для одного и того же положения. Сегодня считается, что в существует около 1300 основных асан вместе с вариациями выполнения.

Но чтобы практика проходила продуктивно, необходимо тренировать несколько базовых положений, без которых занятия йогой будут неполноценными.

К таким основным положениям относятся:
  • Поза лотоса - Падмасана. Очевидно, что сразу сесть в положение лотоса получится далеко не у каждого, поэтому существует несколько подготовительных упражнений на разработку тазобедренных суставов (наклоны и поперечное разведение ног). Это положение считается лучшим для медитации и одним из самых устойчивых.

  • Стойка на голове - Ширшасана. Именно это положение выполняется с опорой на предплечья. Часто Ширшасану называют королевой асан и самой главной позой в йоге. Но на практике ее довольно сложно выполнить, к тому же при выполнении есть высокий риск травмировать шею.

  • Собака мордой вниз - Адхо Мукха Шванасана. Одна из самых полезных йоговских поз, помогает снять напряжение со спины, вытянуть позвоночник. Асана может быть выполнена на разных этапах урока. При внешней простоте этой позы она дается многим не сразу: может округляться спина, будет напряжение в локтях и задней поверхности бедра.

  • Поза воина - Вирабхадрасана. Существует несколько вариаций этого положения. Чтобы комфортно себя чувствовать в позе, нужно обладать крепкими мышцами ног, развитым чувством баланса. В психологическом плане эта поза помогает обрести баланс между физическим телом и умом. Само название говорит о том, что положение призвано раскрыть мужество, силу воли и дух.

  • Шавасана или поза мертвеца . Является заключительным положением каждой йоговской практики, в котором можно полностью расслабиться, достичь спокойствия ума, сфокусироваться на своих ощущениях, заглянуть «внутрь своего существа». В этом положении важно не уснуть и не отключиться. Также во время Шавасаны нужно соблюдать абсолютную неподвижность.

Воздействие асан на организм

Огромное преимущество йоги в том, что практиками может заниматься абсолютно любой человек, независимо от его возраста, пола, физической подготовки и заболеваний.

У каждой асаны есть более простые и сложные вариации выполнения, которые подходят разным по опыту практикующим. При этом человек непременно получит пользу от , так как воздействует не только на тело, но и на ум.

Развитие тела и гибкости

У многих людей при мыслях о йоге сразу же возникает ассоциация с гибким, пластичным и грациозным телом. На практике это отчасти правда - изначально в делается акцент на ментальную работу, потому среди йогов прошлого было мало людей, которые отличались гибкостью от других.
В современном мире большая часть внимания во время практик уделяется именно развитию пластики. К тому же за последнее время появилось много новых асан, которые направлены на совершенствование тела.

Но одной только гибкостью дело не обходится. Йога является эффективной в процессе . Установлено, что регулярные занятия йогой на протяжении месяца при соблюдении адекватного помогут сбросить до 20% лишнего веса.

Стимуляция физиологических процессов

С помощью йоговских асан можно во многом улучшить свое самочувствие, облегчить или вовсе побороть некоторые , нормализовать работу целого организма.

Так, практики оказывают такое влияние на органы и системы нашего организма:

  • опорно-двигательный аппарат. В частности регулярные практики помогают улучшить состояние позвоночника и суставов. При систематических тренировках укрепляются , улучшается растяжка. Также некоторые асаны помогут справиться с травмами и заболеваниями суставов, убрать мышечные зажимы и блоки, раскрепостить тело;
  • дыхательная система. В процессе практики необходимо обращать внимание на дыхание: оно должно быть среднеглубоким, плавным, ровным, медленным. За время занятия кровь насыщается кислородом, организм приходит в тонус и обретает бодрость;
  • органы и процессы пищеварения. При помощи специальных асан можно улучшить перистальтику кишечника, наладить стул, привести в норму . Такие эффекты достигаются при помощи правильного дыхания, скруток и перевернутых асан. К тому же длительная практика асан повлияет на ваше питание и пищевые предпочтения - пища станет более здоровой, натуральной и полезной;

  • гормональная система и репродуктивное здоровье. Многие асаны в йоге направлены на проработку тазобедренных суставов, эти позы помогают наладить кровообращение в области малого таза, сократить объем венозной крови. В результате нормального кровообращения начинает правильно формироваться эндометрий, а значит - повышаются шансы . Также при помощи некоторых асан можно минимизировать болевые ощущения при критических днях;
  • мочеполовая система. Опять-таки из-за воздействия асан на органы малого таза в этой области улучшается кровообращение, устраняются застойные явления;
  • сердечно-сосудистая система. Пользу и эффект от занятий йогой при болезнях сердца и сосудов можно сравнить с быстрой ходьбой или медленным бегом. При помощи асан можно нормализовать артериальное давление, снизить количество плохого . Медитативные асаны снижают уровень стресса, а потому приводят в норму состояние стенок сосудов. При регулярных тренировках снижается риск получить или .

Знаете ли вы? Согласно статистике, 90% всех занимающихся йогой - женщины. Этому есть несколько объяснений: женщины больше занимаются своим здоровьем и внешностью, а также у барышень более высокий интерес к духовным и эзотерическим практикам.


Улучшение энергетики

Работа с энергетической плоскостью человека является первоочередной в занятиях йогой. И асаны здесь являются не просто положениями тела - это продуманные положения, при выполнении которых происходит воздействие на разные энергетические центры.

Однако больше всего на энергетику человека влияет концентрация ума и прекращение мысленного потока.

Асаны способствуют обретению гармонии между физическим и духовным, помогают наладить диалог с самим собой, познать себя. Выполняя асаны, можно научиться по-настоящему расслабляться и сосредотачиваться.

Согласно учению йоги, в каждом человеке циркулирует энергия, и если ее ход нарушен, человек начинает проявлять отрицательные качества. Выполнение асан помогает наладить циркуляцию энергии в теле, нормализовать работу (центров энергии) и в результате достичь полной гармонии со своим естеством.
Конечно, нельзя сказать, что, только практикуя йоговские асаны получится разрешить все жизненные проблемы и трудности, но регулярная практика позволит вам находить баланс там, где кажется, что мир уходит из-под ног, радоваться каждому дню и любым мелочам, обрести гармонию с собой и окружающим миром.

Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены в конечном счёте для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума.

Свами Сарасвати

Н екий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле приятная усталость, в уме спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога, в свою очередь, направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха-йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарамой, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники, мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматриваются не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития: внешний, который делает тело более сильным; внутренний, позволяющий уму быть устойчивым; и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий Дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки; оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело – лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и, тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела – непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, а также умение двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестаёт его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестаёт воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность и подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой, и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезают, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы, ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению Духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание, что развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растём духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».

Традиционно, йога - это способность медитировать. Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума». В таком - классическом, традиционном - ключе - важнее всего сидячие, медитативные позы. Сегодня это, конечно, не ядро практик, но своего рода текст, проверка на достижения в йоге в целом. Если эти позы вообще не получаются, их надо подтянуть:

1. Падмасана - «Поза лотоса». Очень устойчивая медитативная поза, которая оптимально работает с энергетикой человека (препятствует оттоку энергии). Если эта поза получается, и комфортна - можно считать, что полпути к хорошей медитации пройдено, да и пранаямы будут выходить лучше.

2. Сиддхасана - «Совершенная поза». Еще одна оптимальная поза; перенаправляет энергию из сексуальных центров в верхние. Тоже удобна для медитации и пранаямы.

3. Свастикасана - своего рода компромиссная поза: гораздо легче, чем Падмасана, но тоже довольно устойчива. Хороша для пранаямы и медитации, если не получается Лотос.

4. Сукхасана - «Удобная» или «Легкая» поза. Хороша именно тем, что ее легко принять. Но для долгого сидения (если не использовать доп. пропсы), совершенно не подходит.

Перевернутые позы:

5. Ш иршасана. Считается самой важной позой йоги, т.к. активизирует Сахасрара-чакру - «коронную чакру», которая дает духовные переживания. На практике, эта поза мало у кого получается,и еще меньше кто может делать ее безопасно для шеи. Важно учесть, что при неправильном выполнении, незаметно для практикующего, травмируются шейные позвонки! Эту позу важно освоить под руководством специалиста, в личной работе.

6. Сарвангасана и Випарита Карани асана. Облегченная замена Ширшасане - тоже перевернутое положение тела, но без (травмоопасной!) жесткой опоры на макушку. Существуют и еще более безопасные, облегченные вариации этих двух поз, когда используются пропсы (пледы, кирпичи, даже стулья). Бывают и, наоборот, более спортивные и рискованные вариации позы.

Центральную часть современной практики йоги составляют такие позы, как:

7. Пашчимоттанасана - «Поза вытяжения спины». Довольно расслабленная поза, которая помогает успокоить ум. В методе Виктора Бойко с этой позы всегда начинается занятие, что помогает достичь медитативного состояния сразу же, уже в первые минуты урока. Считается, что эта поза пробуждает энергию Кундалини.

8. Бхуджангасана. Если выполняется правильно - полезна для поясницы (иначе - вредна). Снимает напряжение с нижней части таза, что характерно для большинства современных людей. Чистит и включает Свадхистана-чакру.

9. Сету Бандха Сарвангасана - «Полумостик» («Стойка с опорой на плечи») - тоже поза для релаксации нижней части туловища. Может выполняться предельно долго, «через немогу» (по В. Райху), оздоравливая сексуальную сферу. Активизирует Манипура-чакру.

10. Дханурасана - «Поза лука». Полезна для спину, активизирует симпатичекую систему, бодрит. Имеет общеукрепляющий характер. Улучшает пищеварение. Активно «включает» Манипуру (и в плюс - Анахату).

11. Шалабхасана - «Поза саранчи». Еще одна ценная поза для спины. Прорабатывает в основном ее нижнюю часть, поясницу. Силовая, активная и бодрящая поза.

12. Ардха Матсиендрасана I. Одна из самых фотогеничных, «фирменных» поз хатха-йоги. Освобождает от напряжения плечи, поясницу, живот. Создает легкое скручивание корпуса. Воздействует на Манипура-чакру. Важно делать эту позу статично, и расслаленно, иначе «полетит» поясница.

13. Шашанкасана - в Сатьянанда-йоге одна из важнейших, так как способствует полному расслаблению, по эффеку похожа на Шавасану, ее можн делать в качестве релаксации. Существует силовой вариант этой позы, который заметно укрепляет спину. Упокаивает ум. Еще одна хорошая поза с таким эффектом - «Сайтхали-асана» («Поза отдыхающего животного»), тоже специфическая для Сатьянанда-йоги.

14. Матсиасана - «Поза рыбы» - интересна не только раскрытие плечевого корпуса, и расслаблением поясницы, но и воздействим на эндокринную - гормональную - систему. Одна из ключевых поз, которые воздействуют на человека «изнутри», пробуждая истинный потенциал йога-асан.

Надо не забыть и про (15) Шавасану - ведь занятие всегда надо завершать расслаблением! Эту можно делать и саму по себе - для расслабления, «от нервов», и для настройки на медитативный лад перед практикой.

Осваивать эти и другие позы йогу лучше всего под наблюдение преподавателя. Впоследствии вы освоите базовые навыки йоги и приемы техники безопасности и сможете заниматься самостоятельно.

Йогические упражнения не рассчитаны на лечение каких-либо заболеваний. При наличии ограничений к занятиям физкультурой (а значит, и йогой!) надо консультироваться с врачом.

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

Фото: yoginidragidharma/instagram.com