Виды передачи эстафетной палочки. Методика обучения эстафетному бегу. Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

    эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м - это классические виды;

    эстафеты на любые дистанции и с любым количеством эта­пов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

    эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, сис­ тема отбора спортсменов и психологическая подготовка - все это является основными критериями для создания хорошей эс­тафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенно­стью техники эстафетного бега является техника передачи эс­тафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

    показатели индивидуальных результатов спортсменов на со­ответствующих дистанциях;

    надежность передачи эстафетной палочки;

    согласованность действий партнеров команды;

    целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробега­ют на I этапе ПО м, на II - 130 м, на III - 130 м, на IV - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необхо­димо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах допол­нительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где Передача происходит на высоких скоростях, второй способ ис­пользуется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пере­сечения передающим контрольной отметки), а также чувство ско-

росши, чтобы при передаче эстафеты под­держивать максимально доступную ско­рость в зоне передачи, а при приеме ста­бильно и максимально быстро наращи­вать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот пока­затель составляет в среднем 1,80-1,90 с у мужчин и 2,05 - 2,15 с у женщин. Наи­большую скорость бега спортсмены достигают на 15 - 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафет­ной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бе­гун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а ука­зательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорож­ку у стартовой линии (рис. 34). Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистан­ции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность зак­лючается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху-вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке пе­редающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отво­дится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ла­донь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эста­фетную палочку движением снизу -вверх между большим паль­цем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторо­ну, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкла­дывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимаю­щий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый дого­няет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После вы-

полнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быст­рый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, посте­пенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эста­фетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществ­ляющей передачу (рис. 37).

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принима­ющий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не ог­лядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, при­нимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низ­кого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун по­ворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную от­метку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну РУку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опу­стив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).

Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти опти­мальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой дли­не «форы», когда совпадение скоростей передающего и принима­ющего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же спо­собы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подго­товка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной па­лочки - как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется дли­не отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние мо­жет быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние со­кращается, то возможен обгон принимающего бегуна передаю­щим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Эстафетный бег — неотъемлемая часть легкоатлетических соревнований. Он улучшает не только физическое воспитание, но и развивает дисциплинированность и умение работать сообща.

Слово «эстафета» с французского языка переводится «курьер, посыльный» и означает объединение командных видов спорта, где участники по цепочке, проходя определенные этапы, передают друг другу эстафетную палочку. Задача команды заключается в первенстве прихода на финиш.

Основой этого вида бега, является правильная передача палочки , без препятствования прохождения дистанции соперникам. Ее подача осуществляется в пределах коридора, определенной прямой, имеющей ограничения в ширине и длине. Категорически запрещается использование каких-либо приспособлений или веществ, способствующих залипанию палочки к руке.

Техника обучения

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу .

Старт бегуна

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия :


Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Эстафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Зона передачи

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

Прием палочки и финиширование


В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения , что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа , то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Тактика

Тактика во время эстафетного бега заключается в том, что самых сильных спортсменов ставят в начале и в конце забега , так как бегущие в середине эстафеты, устают и постепенно их скорость снижается.

Также здесь учитываются некоторые нюансы, например, какой спринтер лучше проходит стартовый и финишный участки дистанции, а какой показывает максимальный результат на виражах и при передаче эстафеты.

Внимание: Чтобы улучшить показатели бега на дистанции, важно уметь правильно разминаться, дышать.

Различаются три вида тактики бега :

  1. быстрый финиш;
  2. «рваный» бег или фартлек;
  3. лидирование.

Спринтеры, умеющие ускоряться перед финишем, в забеге имеют одну задачу – не отстать от группы лидеров.

Смысл «рваного» бега состоит в том, чтобы соперник просто «выдохся» и начал отставать от группы. Бег, заключается в ускорении с попеременным отдыхом и резким увеличением скорости перед финишем .

При тактике лидирования спортсмен сразу занимает позицию впереди группы. Обычно для этой тактики выбирают членов команды, не обладающих выносливостью, но умеющих развивать высокую скорость.

Полезное видео

Эстафета 4×400 м Девушки

Улучшение

Методика улучшения техники эстафетного бега заключается только в тренировке скорости. Накануне соревнований проводят занятия по бегу по всей дистанции. При разделении этапов важна грамотность в распределении спортсменов.

Так, например, в начале забега ставятся спринтеры, обладающие быстрым стартом, а также не снижающие скорость на поворотах и виражах, в середине – бегуны, умеющие хорошо передавать эстафету и обладающие выносливостью, и в завершении, соответственно, ставится спортсмен, обладающий техникой быстрого финиша. Освоенные техники, в купе с тренировками могут принести отличные результаты для всей команды .

Эстафетный бег считается одним из самых зрелищных . Данный вид состязаний призван объединить команду и поднять ее спортивный дух, при этом сильно увеличивая уровень адреналина бегунов. Именно так можно описать бег с эстафетной палочкой.

Каким бывает эстафетный бег

Каждый, кому хотя бы однажды удавалось пробежать эстафету, например, на физкультурных занятиях в школе или даже на важных соревнованиях, будет помнить о пережитых эмоциях всю жизнь. Однако эмоциональная составляющая в подобных забегах может и навредить, поэтому методику эстафетного бега, а также его технику, нужно знать всем. Различают следующие виды эстафетного бега:

  1. Традиционный . К такой разновидности эстафеты относятся дистанции 4×100 метров и 4×400 метров. Их можно встретить на любых официальных соревновательных турнирах. Кроме того, на любительских соревнованиях или просто небольших забегах, например, в школе, дистанцию могут значительно укорачивать, при этом устанавливая абсолютно разные расстояния.
  2. Шведский . Еще одним методом, который, как правило, проводят на стадионных дорожках, является шведский вид эстафеты. Смысл такой эстафеты в том, что нужно проходить дистанции с различным расстоянием. Наиболее часто это расстояние уменьшается.
  3. Уличный . Сегодня все чаще проводятся так называемые уличные эстафеты. Как правило, их проводят, приурочивая к каким-либо важным датам или именам, праздникам. Какими будут этапы или их расстояние должны учитывать сами организаторы, согласно их задумке и, конечно, расчета протяженности самих улиц города.

Как правильно бегать эстафету

Весь акцент внимания сосредоточен непосредственно на самой эстафетной палочке.

На соревнованиях по эстафетному бегу, атлету нужно передать ее спортсмену из своей команды, который будет бежать следующий этап забега. При потере палочки передающим, ему нужно обязательно поднять ее при этом не выходя за пределы дорожки.

Зона передачи палочки на эстафете равняется 20 метрам. Ее ограничивают специальные белые линии, которые проходят с поперечной стороны дорожек. Бегун, который принимает палочку, имеет право начинать разгоняться через десять метров после этой зоны. Во время эстафеты 4×100, которая равняется одному кругу на стадионе, спортсменам нужно бежать исключительно в рамках своих дорожек.

При дистанции в 4×400 легкоатлетам необходимо бежать только первый круг, а затем на втором этапе эстафетного бега. При этом переходить на другие дорожки нельзя. При выявлении подобного нарушения команду могут полностью дисквалифицировать.

Кроме того, передавая палочку, бегуны не могут оказывать любую помощь или поддержку другим спортсменам своей команды. Атлет, который закончил бег на своем этапе , обязан не сходить со своей дорожки, пока другие не будут свободны.

Передача эстафетной палочки осуществляется путем принятия ее из рук одного спортсмена в руки другого. Важно, что командой, закончившей свою дистанцию, будет считаться та, которой удалось пронести эстафетную палочку от самого начала забега, и до его финиша, при этом исключив любые нарушения правил данного соревнования.

Правила техники эстафеты

Изучение техники эстафетного бега должно начинаться с самых элементарных правил, таких как правильная передача палочки , другому эстафетному бегуну. Среди вариантов этого ключевого действия существуют различные примеры: если спортсмен перекладывает палочку в руку, в которой ему более удобно, или если палочка останется в той руке, которой она была принята изначально. Последний вариант наиболее распространен при эстафетах , где спортсмены развивают достаточно , и лишние манипуляции руками могут повлиять на снижение темпа и привести к поражению всей команды.

Передача палочки

Для того чтобы осуществление передачи не выходило за рамки определенной дорожки, спортсмену нужно рассчитывать с предельной точностью те отметки, на которых проходил старт забега. Для тренировки этих навыков потребуется несколько интенсивных занятий . Наличие контрольной метки играет роль ориентира для второго бегуна, когда он видит, как к ней приближается первый.

Когда спортсмены достигнут середины, им необходимо находиться на расстоянии вытянутой руки для осуществления передачи. Когда будет озвучен голосовой сигнал передающим, тот, кто принимает палочку, должен отставить ладонь назад, чтобы она смотрела в пол, а большой палец должен прилегать к бедру. Так передающий самостоятельно переложит палочку в руку своего напарника.

Преодоление коридора должно осуществляться с одинаковым уровнем скорости обоих спортсменов, в противном случае, кто-то будет обгонять другого, что затруднит передачу эстафетной палочки. Также принимающий спортсмен может убежать от напарника, оказавшись за ограничительной чертой.

Качества спортсменов

При этом за тренером остается важный аспект – выбор хороших членов команды. Для того чтобы быть уверенным в победе своей команды нужно учесть определенные качества, которыми должны обладать участники команды.

07 марта 2017 Просмотров: 2661

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «МАНЕЖ»

методическая разработка на тему:

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА»

Методическую разработку разработал
тренер-преподаватель по легкой атлетике
СПб ГБОУ ДОД ДЮСШ «Манеж»
ОДИНОКОВА АННА ОЛЕГОВНА

Санкт-Петербург
2017 год


Введение

Методика обучения технике эстафетного бега

Расчет расстояния до контрольной отметки

Примерный план обучения технике эстафетного бега

Список литературы


Введение

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных - умение передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.

Эстафета – программа соревнований в отдельных видах спорта, где спортсмен выступает только на своем этапе и вручает эстафету в зоне передачи представителю своей команды.

Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетного бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции, отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.

Обучение технике эстафетного бега проводится в определенной последовательности, согласно поставленным задачам.



Методика обучения технике эстафетного бега

Задача 1. Ознакомить с техникой эстафетного бега.

Создание представления о технике передачи эстафеты начинается с рассказа о видах эстафетного бега, объяснения и показа техники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем необходимо объяснить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для достижения высокого результата.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки. Обучение передачи эстафетной палочки проводится в парах - вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью занимающихся строят в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1-2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку (рис. 1).

Рис. 1. Передача эстафетной палочки в шеренгах на месте

Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую (а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 ? 100 м), занимающиеся передающей шеренги смещаются на полшага в правую сторону.

После усвоения занимающимися этих движений передача палочки производится, имитируя работу руками в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку с хорошей фиксацией кисти для приема палочки, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает по команде в нее эстафетную палочку (рис. 2).

Рис. 2. Передача эстафетной палочки в беге

В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель, позже - передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку чтобы не торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до команды или одновременно с ней.

При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяснить, как правильно выполнить какой-либо элемент техники передачи.

Задача 3. Научить технике старта на этапах эстафетного бега.

Для овладения техникой старта необходимо научить занимающихся принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот (рис. 3).

Рис. 3. Стартовые положения принимающего эстафету бегуна

Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх - назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.

Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней - на 3-м этапе.

При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению двигательного действия.

Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем - с одной стороны, указательным и средним пальцами - с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.

Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за партнером и пользованием контрольной отметкой.

Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать. Это расстояние соответствует 8-11м и подбирается путем многократных пробежек.

Для выявления величины форы можно использовать таблицу 4 (по Л.С. Хоменкову), в которой учтены результаты спортсменов на 26 м со старта и на 25 м с ходу. Примерный план обучения технике эстафетного бега показан в таблице 5.


Таблица 4
Расчет расстояния до контрольной отметки (по Л. С. Хоменкову)

Время принимающего бегуна на стартовых 26 м (с)

Время передающего бегуна на последних 25 м (с)


Таблица 5
Примерный план обучения технике эстафетного бега

Задача

Средство

Организационно-методическое мероприятие

Типичная ошибка

Причина

Исправление

1. Ознакомить с особенностями бега каждого занимающегося и создать правильное представление о технике бега на короткие дистанции

1. Повторные пробегания отрезков с невысокой и средней скоростью
(60–100 м)

2. Объяснение особенностей техники бега, ее демонстрация

Выявить индивидуальную манеру бега по дистанции и зафиксировать повторяющиеся недостатки. Просмотр кинокольцовок, кино-грамм, видео-фильмов, фотографий, рисунков

В пробных бегах ученик может продемонстрировать несвойственную ему манеру бега

Желание пробежать лучше. Недостаточное количество пробежек

Определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега

2. Обучить технике бега по прямой дистанции

1. Объяснение и показ техники бега по прямой

Показывает преподаватель или наиболее подготовленный ученик

Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений

Неправильное представление о технике бега Стремление бежать с максимальной скоростью

Снизить скорость бега.

Дать установку на естественный, быстрый бег

2. Повторные пробежки отрезков
40–80 м с невысокой скоростью

Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося

Чрезмерный наклон туловища

Наклон головы вперед

Поднять выше голову и смотреть вперед на
10-15м

3. Бег c ускорением

40-60 м

Следить за свободой движений. Ногу ставить на дорожку с передней части стопы

Наклон туловища назад

Недостаточно активное отталкивание от грунта. Высоко поднята или откинута голова. Стопы ног развернуты

Опустить ниже голову. Смотреть вперед, а не вверх

4. Бег с высоким подниманием коленей, семенящий бег, бег с забрасыванием голени назад, бег прыжковыми шагами на отрезках 30-40 м

Бедро поднимать до горизонтального положения. Туловище не отклонять назад.

Отталкиваться под острым углом (вперед)

Большие боковые и вертикальные колебания

Отталкивание направлено не вперед, а вверх

Бег по линии беговой дорожки.

Акцент на движение бедра вперед

5. Имитация движения руками на месте (как во время бега)

Движения выполнять свободно по большой амплитуде

Напряженность в работе рук

Пальцы сильно сжаты в кулак

Контролировать положение кистей рук

3. Обучить технике бега по повороту

1. Объяснение и показ особенностей техники бега по повороту

Обратить внимание занимающихся на отличие бега по повороту от бега по прямой, на наклон туловища

Вместо наклона всего туловища обучающиеся наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице

Непонимание сущности бега по виражу

Указать на конкретную ошибку

2. Имитация движения руками на месте, как при беге по повороту

Левая рука движется вперед-назад, ее локоть прижимается к туловищу, а правая рука движется больше поперек туловища с отведенным вправо локтем

Неправильная работа рук (как при беге по прямой)

Неправильное представление о работе рук на повороте

Имитация движения руками на месте

3. Бег по повороту беговой дорожки
(50-60 м) с различной скоростью, затем бег по кругу различного радиуса (20–10 м)

Выполнять на дорожках с большим радиусом поворотов (5-8-я дорожки)

На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо

Недостаточно отводится вправо локоть правой руки

Увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо

4. Бег с ускорением по прямой с выходом в поворот

Следить за плавным входом в поворот

На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку

Недостаточный наклон туловища вперед - влево

Увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги

5. Бег с ускорением по повороту с выходом на прямую

Перейти на свободный бег после выхода на прямую

Нога на дорожку ставится с пятки, слабо развиты мышцы, принимающие участие в отталкивании

4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона

1. Рассказ об основных вариантах низкого старта и расстановке колодок

При обычном варианте низкого старта переднюю колодку устанавливать на расстоянии - 1,5 стопы от стартовой линии, а заднюю - на длину голени от передней колодки

Недостаточный упор подошвы стопы в заднюю колодку

Колодки касается только носок

Переставить колено

Изменитъ угол наклона колодки

2. Самостоятельная установка стартовых колодок занимающимися

Опорная площадка передней колодки должна иметь угол наклона 40-50°, а задняя -
60-80°. Расстояние между осями колодок
18-20 см

Широкая расстановка рук и сгибание в локтевых суставах

Неправильное представление о технике старта

Руки выпрямить, вытянуть вперед параллельно друг другу

3. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!»

Голову держать прямо по отношению к туловищу. По команде «Внимание!» плавно поднять таз несколько выше уровня плеч, слегка выпрямить ноги, рационально распределить вес тела на ноги и руки

Слишком большой прогиб спины

Голова закинута назад

Голову опустить вниз, взгляд направить на
1 м вперед

4. Самостоятельное выполнение занимающимися команд «На старт!», затем «Внимание!», и провести начало бега без сигнала

Следить, чтобы занимающиеся выбегали, а не выпрыгивали со старта

Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии

Бегун сидит, излишне отклонив туловище назад

Отработать правильное положение перед зеркалом

5. Начало бега по сигналу, подаваемому через разные промежутки времени после команды «Внимание!»

Не допускать фальстартов. Плавно выпрямлять туловище

Таз поднят очень высоко, ноги почти выпрямлены

Неправильное представление о технике низкого старта

Опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом

6. Показ и объяснение установки стартовых колодок на вираже

Стартовые колодки располагаются у наружного края дорожки

Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед

Центр тяжести тела подан далеко вперед

Таз приподнять, плечи отвести назад до проекции

7. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и выбегание с низкого старта на повороте самостоятельно и по команде

Стартовые ускорения совершать с выходом к бровке по прямой, с последующим наклоном туловища к центру поворота

Обе руки отводятся одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона

Сильный толчок руками от дорожки Резкий подъем головы вверх, боязнь упасть

Выполнять короткие и быстрые движения руками. Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель

1. Объяснение значения и показ техники финиширования

Ознакомить с основными способами финиширования грудью и плечом

Прыжок на финишный створ

Неправильное представление о технике финиширования

Пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища

2. Наклон туловища вперед с отведением рук назад в ходьбе при медленном и быстром беге

Преждевременный наклон туловища

Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад

Преждевременное окончание бега

То же

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в ходьбе при медленном и быстром беге

На последнем шаге, выполняя наклон, повернуть туловище вправо или влево

Подбор ноги для броска

Раннее финиширование

То же

4. Финиширование на максимальной скорости любым способом

Активно пробегать финишный створ

Чрезмерный наклон туловища и падение

Потеря равновесия

То же

6. Обучить технике бега с учетом индивидуальных особенностей занимающихся

1. Использование всех специальных упражнений, указанных выше для исправления индивидуальных ошибок

Творчески подходить к их применению в соответствии с физической подготовленностью, следить за сохранением частоты и длины беговых шагов и свободы движений

Излишняя напряженность, закрепощенность

Скорость пробегания неадекватна технике выполнения движений

Снизить скорость пробегания отрезков

По мере освоения движений и правильного их исполнения следует постепенно увеличить скорость бега до максимального.

Задача 4. Научить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Основным средством для решения этой задачи будет многократное пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся скоростью.

Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек, передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража. Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной скорости с соблюдением правил соревнований.

В других видах эстафетного бега передача эстафетной палочки легче, так как скорость бега участников ниже. Принимающий эстафету должен соизмерять скорость своего бега со скоростью партнера на последних 10 м дистанции, от этого зависит начало принятия эстафетной палочки. Если скорость передающего низкая и продолжает снижаться, то целесообразно принимать эстафету в начале зоны передачи, а если передающим сохраняется оптимальная скорость бега, то прием производится во второй половине зоны передачи.

Задача 5. Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенствование.

Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной команды.

При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат может быть на 2,5-3 с выше, чем сумма лучших результатов всех участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для эстафетного бега 4 ? 100 м необходимо учитывать следующие особенности: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.

Поэтому на первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту.

На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.

Участник третьего этапа, помимо названных качеств, должен хорошо бежать по повороту.

На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмоционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.

При совершенствовании техники эстафетного бега важно частое пробегание всей дистанции эстафеты с максимальной интенсивностью, так как только при этом целостном действии достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.


Список литературы

1. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера "облегчающая подвеска" в системе подготовки спринтеров высокой квалификации: Метод.реком. для слушат. высш. шк. тренеров. - М.: ГЦОЛИФК, 1989, 19 с.

2. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности. - К.: Вища школа, 1986, 23 с.

3. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: Автореф. дис...канд.

4. Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1989, 671 с.

5. Панин Л.Е. Биомеханические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, - 1983, 233 с.

6. Селуянов В.Н. с. соавт. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1996, 105 с.

7. Селуянов В.Н., Тураев В.Т. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 43-45.

8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб.пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987, 128 с.

История эстафетного бега

Эстафета - название, заимствованное из итальянского языка, где слово «staffa » означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», - это позволяло сохранить максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые эстафетный бег был включен в программу Игр IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции - 200+200+400+800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух классических эстафетах - 4x100 и 4x400 м. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). В дальнейшем золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоевывали американские спортсмены. Успешно выступали в эстафете и советские бегуны. На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4x100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) - победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед.

Эстафетный бег 4x100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4x400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4x100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. В 1993 г. сборная команда России на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) заняла первое место, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) наши девушки сенсационно завоевали золотые медали (42,31 с).

Еще более успешно наши легкоатлетки выступают в эстафете 4x400 м, которая впервые была проведена на Олимпийских играх 1972 г. Советские спортсменки побеждали в этой дистанции эстафетного бега на Играх 1980 и 1988 гг. и чемпионате мира 1991 г., а российские бегуньи выиграли чемпионат мира 1999 и 2005 гг. Установленный нашими спортсменками на этой дистанции мировой рекорд (3.15,17 с, Сеул) остается непревзойденным уже более 25 лет.

На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) у мужчин в эстафете 4x100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) победила команда бегунов из Ямайки. В мужской и женской эстафете 4x400 м первыми были представители США. Наша женская команда стала второй, а мужская - пятой.

Техника эстафетного бега

Техника эстафетного бега: А - держание эстафетной палочки на старте; Б - стартовые положения бегунов, принимающих эстафету; В - момент передачи эстафеты; Г - передача эстафетной палочки: 1) прием эстафеты «сверху-вниз»; 2) прием эстафеты «снизу-вверх»

Эстафетный бег является командным видом , в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.

Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.

Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.

Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.

Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.

Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.

Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.

Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.

Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.

Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.

Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.

Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.

Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).

Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность

Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя

Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.

По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом

б) То же, но по сигналу передающего

Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи

в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге

Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно

г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя

Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему

д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего

Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средства

Методические указания

а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация

Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего

б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой

Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком

в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот

Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.

Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища

г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки

Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах

Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек

б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи

Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме

в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи

Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости

г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего

Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств

При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу

б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне

Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи

в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий

Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра

г) Командный бег «на результат»

Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Уметь правильно держать и передавать (снизу и сверху) эстафетную палочку на месте и в движении.

  1. Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  2. Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  3. Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  2. То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  3. Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  4. Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  5. Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  6. Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  7. Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Имитировать передачу на месте или в медленном беге

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Проводить больше тренировок в условиях стадиона, по стандартным разметкам «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки