Упражнения на развитие пантомимики. Упражнения по актерскому мастерству. Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Практическое занятие «Пантомимика»

Цель – способствовать развитию пантомимики и жестов.

Задачи:

Изучить понятия пантомимики и жестов .

Развивать внимание и сочувствие к собеседнику и группе в целом.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании ведущий должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства «волшебного» понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).

Баитова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: "Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики"
Дата публикации: 16.11.2015

Текстовая часть публикации

Конспект учебного занятия по теме:

«Упражнения и игры на развитие

мимики и пантомимики»

Рассчитан на обучающихся 5-7 лет

педагог дополнительного образования

1.Введение.
Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические, упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие» - писал К.Изард. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы является одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Под мимикой и пантомимикой подразумевается совокупная выразительная работа мышц лица, а также – всего тела. В отличие от простой речи – это универсальный язык общения. Мы можем передавать эмоции с помощью выражения лица. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. С первых дней мы понимаем своих детей, лишь взглянув на них. Их глаза и жесты, движение мышц лица показывают нам, хорошо ли они себя
чувствуют, чего хотят и прочее. Однако развитие мимики и пантомимики важно не только для понимания, но и для танцевальной деятельности. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Танцевальное направление занятий с детьми связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координаций движений, формирование красивой походки. Ритмическим упражнениям и танцевальным элементам помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Игровой характер, помогает детям воспринимать музыку и более ярко и выразительнее, проявлять свои эмоции, при этом более четко выполнять движения. Психолог, танце – терапевт, преподаватель специализации по танцевально – двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Ритмические музыкальные игры вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость, бодрость и удовольствие от движения.
2.Основная часть.
Тема занятия: «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики». Тип занятия: комбинированный Цель занятия: укреплять психическое и физическое здоровье детей, с использованием музыки и ритмических - движений; развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных.
Задачи

Обучающие:
познакомить детей с языком жестов, движений, чувств. Научить детей слушать музыку и согласовывать движения с характером музыки, эмоционально передавать игровые образы и действия.

Развивающие:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
Воспитательные:
Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать чувства такта и уважения в процессе общения с детьми и взрослыми.
Методы обучения:
Словесные, практические, наглядные. метод проблемного обучения метод программированного обучения
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
 Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний при разгадывании загадок, самостоятельная двигательная деятельность;  Метапредметные: коммуникация, самостоятельный поиск информации по заданию педагога, анализ;  Личностные: эмоциональный настрой на продуктивную деятельность, возможность зрительного представления объекта (животные, насекомые и т.д.), зрительная и двигательная память, внимание, самоорганизация, самоконтроль. Словарная работа: шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, махи ногами, галоп, поскок, зайчики, мячики, звездочка, бабочка, лягушка, ласточка, дерево, «кошка-собака», паучки. Материально-техническое обеспечение содержания занятия.
Оборудование
: музыкальный центр, СД, аудио записи, наглядно – демонстрационный материал (музыкальные инструменты), карточки с изображением лица «мимика», карточки с изображением животных, карточки с изображением действия, карточки с названиями этапов.
Ход занятия

Предварительная работа.

1. Разучивание ритмических движений. Разучивание - танцевальные шаги в образах зверей и животных. 2. Слушание музыкальных произведений, детских песен – «Чебурашка», «Буратино», «Голубой вагон», «Чунга – чанга», «Красная шапочка», «В траве сидел кузнечик». Беседа о характере музыки и возникающих образах. 3. Импровизация – передать в движении возникающие образы. 4. Разучивание стишков, считалок. 5. Разучивание музыкально – танцевальной игры «Делай, как я – делай лучше меня».
1.Организационный момент.
а) Организационный вход детей в танцевальный класс, построение, поклон, приветствие.
Педагог:
С веселым настроением урок мы начинаем, Всем здоровья пожелаем. Ритмика плюс пластика, А еще гимнастика, да еще массаж. Будем танцевать сейчас!
Сообщение темы занятия.

Педагог:
- Добрый день, ребята! Тема нашего занятия «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики», а чтобы узнать, что эти слова означают, мы должны с вами отправиться в путешествие в волшебный лабиринт. Где ждут нас – сюрпризы, неожиданные препятствия, ужас, удивление, радость и смех.
Педагог: -
Все готовы к путешествию в волшебный лабиринт.
Дети:-
(Да).
Педагог: -
Тогда, отправляемся в путь. А чтобы войти в лабиринт, нам надо подготовить свое тело, как следует размяться, чтобы быть сильными и смелыми.
Педагог: -
Мы поставили пластинку и выходим на разминку! (Идет разминка по кругу. Дети выполняют упражнения самостоятельно – обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, галоп, поскоки.) Идет выполнения упражнений под звучание фонограммы.
Педагог: -
Носом вход, а выдох ртом, дышим глубже, а потом, шаг на месте не спеша, коль погода хороша!
(Дети входят в лабиринт).
1 этап – «Зазеркалье»
(на столе разложены карточки с изображением мимики лица. Педагог показывает карточку, дети повторяют изображение и говорят какая мимика лица изображена: - смех, удивление, ужас и т.д.).
Педагог: -
Ребята, какие вы молодцы! Справились с этим заданием, а теперь у нас игра на закрепление мимики лица. Я предлагаю вам, распределится парами. Игра «Кривое зеркало» - дети становятся парами друг против друга. Один из них ведущий. Ведущий в каждой паре делает какое-то движение (показывает правой рукой – левый глаз, корчит мордочку и т.д.). Стоящий напротив ребенок должен показать «зеркальное изображение». Затем они меняются ролями.
Педагог: -
Ребята вы молодцы! Наш лабиринт пропускает нас дальше. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
2 Этап – «Пластический этюд»,
(на столе разложены карточки с изображением животных).
Педагог: -
Я буду загадывать загадки, а вы покажите мне отгадки своими движениями. (Дети отгадывают загадку, показывая карточку на столе, затем изображают животное своими движениями). 1. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. (волк). 2. Мой белый брат во льдах живет, И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед, И ягоду лесную. (медведь). 3. Желтая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала и собой унесла. (лиса). 4. Кто зимой белый, летом серый. (заяц).
5. С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака). 6. Ночью не спит, мышей сторожит. (кошка).
Педагог: -
Мы все встали дружно в круг, Повернулись разом вдруг, А как скажем: «скок, скок, скок!» Отгадай, чей голосок? (педагог загадывает загадку – дети, угадав ее, издают звук). 1. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (петух). 2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (корова). 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова). 4. Пятак есть, а ничего не покупает. (свинья). 5. Маленький шарик, под лавкой шарит. (мышь). 6. Зеленые глаза, всем мышам гроза. (кошка).
Педагог: -
Ребята, вы молодцы! Снова справились с заданием и наш волшебный лабиринт показывает нам направление, куда дальше идти.
Педагог: -
Отправляемся дальше или повернем обратно.
Дети: -
(Нет, идем дальше). (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
3. Этап – «Жесты».
Педагог показывает жесты рук и определенные движения, дети угадывают, что исполняет учитель, (здоровается, рисует, ругает, гладит, хлопает в ладоши и т.д.).
Педагог: -
Молодцы, ребята справились заданием, а теперь я предлагаю вам сыграть в игру, где каждый будет ведущим.
Игра «Где мы, были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети вытягивают поочередно карточки с изображением действия, остальные ребята угадывают, что исполняет ведущий, (играют на гитаре, барабане, рубят дрова, танцуют, летают и т.д.).
Педагог: -
Как здорово у нас получилось! Ребята, теперь мы с вами знаем, что означают слова – мимика, пантомимика и жесты. И наш лабиринт нас приглашает к следующему этапу. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
Педагог: -
Ребята вы слышите, где то звучит музыка?
Дети: -
(Да).
Педагог: -
Давайте все попрыгаем, и ножками подрыгаем. И ручками похлопаем, и ножками потопаем. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. Головкой покачаем и снова начинаем!
Педагог: -
Это наш следующий этап – «Весельчак». Где мы с вами должны закрепить свои знания и умения. Я приглашаю вас на дискотеку. Игра «Делай, как я делай лучше меня». Звучит фонограмма (попурри) из детских песен, где дети самостоятельно танцуют, изображают, копируют, действия из песен.
Педагог: -
Ребята, какие вы все молодцы! Как вы хорошо танцуете. И я думаю, что лабиринт нас выпустит из своего волшебного пути. Мы справились заданием.
Педагог: -
Давайте все вместе улыбнемся ему и помахаем ручкой. (Дети прощаются с лабиринтом).
Заключительная часть.

Педагог: -
Наше путешествие по волшебному лабиринту подошло к концу.
Итог урока:

Педагог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие.
Дети:
- (Да).
Педагог:
- Как называлось наше путешествие?

Педагог:
- Что вам больше всего запомнилось в лабиринте?
Педагог:
- Какие этапы вы прошли?
Педагог:
- Что показалось трудным на этих этапах?
Педагог:
- Каких животных мы с вами изображали?
Педагог:
- Что означают слова – мимика, пантомимика, жесты?
Дети:
- (ответы детей).
Педагог:
- Вы сегодня все активно играли, отгадывали загадки, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Покажите мне свое настроение. Улыбнитесь друг другу! Молодцы!
Творческая работа
, (ребятам предлагается взять звезды – красную наклеить на этап, которые им больше всего понравился, а зеленую на тот этап, который было сложно пройти).
Педагог:
- Наше занятие окончено. Поклон и выход из зала.
Список использованной литературы
. 1.Агапова И.А, Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей - Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2006. 2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет.- Москва, 2009. 3.Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры - Москва, 1993 4. Ветлучина Н.А, Дзержинская И.Л, Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания - Москва, 1989. 5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу - Москва, 2002. 6. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста Ростов-на-Дону ООО Феникс, 2008. 7. Диниц Е. В, Ермаков Д. А, Иванникова О. В. Азбука танцев – Москва: «Сталкер» 2004. 8. Жукова Р.А. Танцы для детей – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. 9. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения.- Москва: гуманитарный издательский центр 2001. 10. Раевская С.Д, Соболева Г.Н. Музыкально-двигательные упражнения. - Москва,1991.

Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!

Анжелика Бабенко
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций , пантомимические этюды .

Пантомимические этюды

1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т. д.

2. «Щенок ищет» - заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т. д.

3. «Гордый петушок» - идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т. д.

4. «Пугливый мышонок» - сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т. д.

5. «Злая собачка» - с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.

6. «Пчела» - с широко открытыми глазами, жужжит.

7. «Лягушка» - с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.

8. «Озорная кошка» - глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимическим , иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей , которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.

Этюды на выразительность движений и на выражение основных эмоций .

1. «Изобрази жестом» Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог : «высокий» , «маленький» , «там» , «я» , «до свидания» , «здравствуй» , «нельзя» , «иди сюда» , «уходи отсюда» , «тише» и др.

2. «Глухая бабушка» Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает : «Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?» , «Чьи игрушки?» , «Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.

3. «Тише» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу : «Тише!»

4. «Ласка» . Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

5. «Вкусная конфета» . У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами , какие конфеты на вкус.

Этюды на выражение эмоций грусти и радости .

1. «Невоспитанный мышонок» - идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.

2. «Мышонок хочет играть с друзьями» - подбегает, а друзья отворачиваются от него.

3. «Мышонок мирится с друзьями» - подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.

Игра на выразительность мимики .

Педагог показывает детям красивое яблоко (муляж) . Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока» . Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой , какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.) . Педагог нацеливает на то детей , что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика .

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций с использованием иллюстраций, схем – моделей, игрушек.

Веселое, радостное настроение

Веселое облако

Вот облачко веселое смеется надо мной :

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним :

«Мне весело с тобой!»

И долго – долго облачку махал я вслед рукой.

С радостью я в сад иду

Я сегодня очень рад,

Ведь иду я в детский сад.

Буду плавать, рисовать

И с детишками играть.

Веселый смех

Шел медведь – косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех посыпался вокруг.

М. Вайнилайтис

Лягушки ищут комара

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали : «Ква – ква –ква!»

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Рады, рады, рады

Светлые березки.

И на них от радости

Вырастают розы.

К. Чуковский

Страх, испуг

Испугались мы в лесу

Детям маленьким нельзя

В лес одним ходить, друзья!

В лесу можно оступиться,

Испугаться, заблудиться!

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути,

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору…

Е. Александрова

Поднял гром тарарам,

Прокатился по полям,

По лесам, по холмам

Да по синим облакам.

Теплым дождиком звеня,

Докатился до меня.

Дождь, дождь!

Надо нам разбегаться по домам!

Сердитые коты

Подрались между собой

Рыжие коты.

Поднялись у них трубой

Рыжие хвосты.

Дружелюбие

Будем дружить

Будем вместе мы дружить,

Будем вместе в мире жить.

Будем дружно все играть,

Прыгать, бегать и скакать!

Ты да я, да мы с тобой

Взялись за руки друзья

И сказали : «Ты да я – это мы!

Я – Катюшка, я Витюшка,

Я – Полинка, я Иринка…»

(Каждый ребенок называет свое имя.)

Гордость

Важные петушки

Вот шагают петушки,

На головках гребешки,

Красные бородки,

Важная походка.

Бедный мишка заболел.

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит!

Ф. Бобылев

Маленький бычок,

Рыженький бычок

Ножками ступает,

Головой качает :

«Где же стадо? Му – у – у!

Ску – у – учно одному – у – у!»

В. Берестов

Удовольствие

Угощаемся пирожками

Печка, печка, помоги,

Пирожки нам испеки!

Будь добра нам подавай

Вкусный, пышный каравай!

Обида, капризы

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться –

Нечем будет петушиться.

Ёж пыхтит и морщится :

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету…

Соблюдайте чистоту!

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Г. Ладонщиков

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

В. Шульжик

Осторожность

Мосточек

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно.

Тише, тише, не спешите,

Бревнышки не раскатите.

Вежливость, доброта

Ручеек добрых слов

Педагог берет за руку ребенка, проговаривая вежливое слово (например, «здравствуй» ). Побуждает ребенка взять за руку другого, называя вежливое, доброе слово («Доброе утро!» , «Пожалуйста!» , «Будьте добры.» ). Ручеек «течет» , увеличиваясь в длину.

Передай цветок

Дети стоят в кругу. Педагог, называя ребенка по имени ласково, предлагает ему цветочек («Ванюша» ). Ребенок называет ласково по имени соседа и передает ему цветочек.

Игры для развития эмоциональной сферы детей

Игра «Четвертый лишний»

Цель : развитие внимания , восприятия, памяти, распознавание различных эмоций .

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний . Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным :

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость.

Игра «Кого - куда»

Цель : развивать эмоции .

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств , состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей , которых :

Можно посадить за праздничный стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции .

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а) . Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя . Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Выражение эмоций »

Цель : Развивать умение выразить мимикой лица удивление , восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции .

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга» :

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» :

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» :

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость .

Отрывок из сказки «Царевна-змея» :

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом : - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка» :

«Тянут – потянут, вытащили репку» .

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят» :

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

«Терешечка» :

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба» :

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль .

В конце игры отметить тех детей , которые были более эмоциональными .

Игры и игровые упражнения на выражение гнева .

Упражнение “Злюка” .

Цель : развивать способность распознавать различные эмоции с помощью мимики и пантомимики .

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение :

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) . При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка .

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Картотека игр и игровых упражнений (Эмоция Страх ) .

Упражнение «Одень страшилку» .

Цель : дать детям возможность поработать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа : Бабы- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Игры и игровые упражнения (Эмоция Радость )

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель : развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин : «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения : походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка» .

«Жила- была дружная медвежья семья : папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения : улыбка, плавные покачивания.

Упражнение «Изобрази…»

Цель : закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика» .

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова : «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»