Тактика борьбы на лыжне. Тесты по ФК:"Лыжный спорт". Главный элемент тактики лыжника

Элементы тактики лыжных ходов

Распределение сил на дистанции. Лучшие результаты достигаются при относительно равномерном прохождении дистанции. Колебания

интенсивности выполняемой работы не должны превышать 3 -5% в ту и другую сторону от ее средней.

Резкие ускорения, как правило, ухудшают работоспособность лыжника, так как при этом наступает дискоординация деятельности двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения. Дыхательная и сердечно-сосудистая системы приспосабливаются к новому ритму работы с некоторым опозданием (от 5 до 10 с). При работе же в пределах оптимальной зоны происходит как бы настраивание различных функциональных систем на единый рабочий ритм.

Очень важно найти правильный начальный темп гонки. Начинать гонку сразу в полную силу рекомендуется только хорошо тренированным лыжникам. Гонщику, недостаточно подготовленному, лучше вначале идти с интенсивностью ниже средней.

Для раскладки сил большое значение имеет порядок выхода со старта. В наиболее выгодных условиях находятся лыжники, которым по жеребьёвке достались последние номера. Им легче следить за противниками. Для гонщиков, стартующих первыми номерами, рекомендуется идти по своей раскладке сил, контролируя равномерность хода по отрезкам дистанции; или добиться преимущества сразу же после выхода со старта. Первый вариант называется тактикой на лучший результату второй — тактикой отрыва.

Приемы борьбы с противниками. Когда противники стартуют в одной паре или через два-три номера, во время гонки они могут видеть друг друга. Приемы тактической борьбы в условиях непосредственного контакта можно разделить на три группы.

К первой группе относятся приемы тактической борьбы при парном и общем старте. Первый прием — опередить противника, чтобы вырваться вперед или попасть в головную группу. Второй прием — пропустить часть участников вперед. При парном старте сильного противника выгодно пропустить вперед, так как следом за ним идти легче.

Приемы второй группы применяются в тех случаях, когда противник находится впереди. Догнав идущего впереди лыжника или, наоборот, пропустив вперед участника, надо постараться не отпустить его, а держаться возможно ближе. Следуя за соперником, надо постараться изучить его силы и использовать его ошибки. Лыжник должен стремиться сделать лидером стартующего в паре, а если у противника тот же замысел, и он на этот прием не пойдет, пропустить вперед при первом же удобном случае. Если же лыжник видит, что противник слабее по силам, его следует обходить сразу.

Последним относящимся к этому виду тактическим приемом является обгон броском. Если идущий впереди гонщик не подает признаков с ильного утомления и не хочет пропустить следующего за ним лыжника вперед, обойти его можно только при помощи сильного броска.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при обгоне. Например, обходить противника выгодно на том участке, где лыжник имеет преимущество, в тот момент, когда противник заметно устал. Перед обгоном следует немного передохнуть: перейти на одновременные ходы, стараться идти свободнее, а затем сделать уверенный, сильный бросок. Если борьба идет за первое место, и противник также сильный лыжник, обходить его нужно там, где это ему не выгодно (например, на горе или на глубоком снегу). На подъемах выгоднее обходить противника не сразу. Лучше весь подъем пройти следом за ним и только наверху обойти, чтобы на спуске быть первым.

Приемы третьей группы используются в тех случаях тактической борьбы, когда противник следует сзади.

Первый прием — отрыв от противника. Если спортсмен, идущий сзади, скользит свободно, у него еще есть свежие силы, ничего не остается, как пропустить его вперед. Но если заметно, что противник не имеет существенного преимущества, не следует его сразу пропускать. Не дожидаясь, пока он приблизится вплотную, немного ускорить ход, слегка оторваться от противника, а когда он снова сделает попытку подойти, опять повторить бросок.

Второй прием — бросок на финише. Спортсмену, имеющему преимущество в быстроте, не следует делать ускорения в середине гонки, если он идет примерно в одно время со своими более выносливыми противниками. Лучше приберечь силы для финишного броска. При хорошем самочувствии можно начинать финишный бросок за 2—4 подъема до финиша, а если сил остается мало, — перед последним подъемом.

Применение различных приемов тактики в соревнованиях преследует задачи: держать противника в постоянном напряжении, заставлять его тратить силы постоянной сменой темпа, разведать его скоростные возможности, использовать ошибки, моменты наибольшего утомления, чтобы на финише реализовать достигнутое преимущество.

Распределение сил по дистанции — этим так-тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев-новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи-вает выбранный темп на всей дистанции с уче-том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре-зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3—5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си-лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди-станции. Догнать соперника — не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет-ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж-ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш-ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство-вать силы. Это приобретается опытом, постоян-ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо-вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож-но вместе и юношей и девушек. Следует сде-лать два круга: внешний — для юношей, внутрен-ний — для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион-ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре-ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен-ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре-жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст-венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре-же, склоны включаются в тренировочные отрез-ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно-го прохождения спусков и подъемов, фикси-руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде-ленных классах, нужно продолжать совершен-ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере-движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV — VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы-полнять такой же объем работы, какой они вы-полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов-ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

Тактика спортсмена, в лыжном спорте

Тактика спортсмена - это искусство ведения соревнования с противником. В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной.
Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая подготовка - это практическое овладение тактикой в ложных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.
Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.
Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременные ходы -одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный - чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.
В настоящее время у сильнейших лыжников в связи с высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной подготовки, а также потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются очень тщательно (машинным способом), арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, несколько сузился. Лыжники стали применять способы ходов, обеспечивающих в первую очередь высокую скорость передвижения в различных условиях, - попеременный двухшажный, одновременные (бесшажный и одношажный). Одновременный двухшажный встречается редко, а попеременный четырехшажный практически не встречается.
Однако менее квалифицированные лыжники используют по-прежнему все способы ходов, что обеспечивает достаточно высокую скорость передвижения в любых условиях, даже на мягкой и недостаточно хорошо подготовленной лыжне, например на школьных соревнованиях небольшого масштаба. Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника - силы мышц его верхних конечностей и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.
Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся. При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным лыжником, хорошо владеющим лыжными ходами и умеющим их применять в зависимости от внешних условий. В этом случае ведомый лыжник копирует лидера во время перехода с хода на ход. В дальнейшем условия изучения тактики усложняются.
Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных и очень пологих спусках, когда применение низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом.
Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы. Порой рельеф трасс заставляет приложить максимум усилий на первой половине дистанции, если на ней расположена большая часть подъемов с общей тенденцией подъема вверх (в таких случаях вторая половина дистанции относительно легче, так как на ней больше спусков). При таком рельефе и тактике выигрыш времени на первой половине дает возможность создать запас перед противниками, который им трудно будет ликвидировать на спусках. Этот пример говорит о важности составления тактического плана с учетом рельефа местности.
В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции.
Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанций и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.
Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств лыжника. В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план. Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта. Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. В ходе целенаправленной подготовки к основным соревнованиям сезона необходимо тщательно спланировать участие в соревнованиях различного масштаба с конкретными задачами на каждый старт. Не следует ставить задачу обязательной победы на всех соревнованиях, особенно, если календарь перенасыщен различными стартами. Нецелесообразно также постоянно встречаться со всеми своими основными соперниками. Обычно выделяют 3-4 старта (на отборочных соревнованиях), когда важно добиться победы или показать высокий результат. На остальных соревнованиях проверяют свою подготовку, различные варианты тактики. Общее количество стартов и особенно перед основными соревнованиями зависит от возраста и квалификации лыжника. Естественно, с началом периода основных соревнований ставится задача - показать высокий результат или добиться победы на каждом из них. Обязательным условием роста тактического мастерства является анализ прошедших соревнований. Нужно оценить эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.
При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:
1. Научить школьников правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.
2. Воспитать у учащихся чувство скорости.
3. Обучить школьников умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.
4. Научить юных лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).
Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!