Предмет, цели, задачи, история развития психологии физической культуры и психологии спорта. История психологии физической культуры и спорта

  • Вопрос 8. Значение спортивной психологии в подготовке спортсменов
  • Вопрос 9. Актуальные проблемы спортивной психологии
  • Вопрос 10. Особенности деятельности учителя физической культуры
  • Вопрос 11. Адаптация учителя физической культуры и профессиональной деятельности.
  • Вопрос 12.Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры
  • Вопрос13. Педагогические способности учителя физической культуры
  • Вопрос14. Стили деятельности учителя физической культуры
  • Часть 1у. Психологические особенности воспитания учащихся в процессе занятий физической культурой
  • Вопрос 15. Психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры
  • Вопрос 16. Развитие потребности в движении на занятиях физической культурой
  • Вопрос 17. Психологические основы активизации деятельности учащихся на уроке физической культуры
  • Вопрос18. Учащиеся как субъекты познания на уроках физической культуры
  • Вопрос19. Эмоционально-волевая сфера личности учащегося, ее формирование на уроках физической культуры
  • Вопрос 20. Понятие «спортивная деятельность» , подходы к ее изучению
  • Вопрос 21. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности.
  • Вопрос 22. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений
  • Вопрос23. Психологическая структура спортивной деятельности
  • Вопрос 24. Мотивационная сфера личности спортсмена
  • Вопрос 25. Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства
  • Вопрос 26. Формирование мотивации спортивной деятельности
  • Вопрос 27. Психологические основы физической подготовки спортсмена
  • Вопрос 28. Двигательные реакции в спорте, их виды
  • Вопрос29. Психологические основы технической подготовки спортсмена
  • Вопрос 30. Психологические основы формирования двигательных навыков в спорте
  • Вопрос 31. Роль представления в управлении движениями
  • Вопрос 32. Психологические основы практической подготовки спортсмена
  • Вопрос 33.Особенности тактического мышления спортсмена
  • Вопрос 34. Антиципация в спорте
  • Вопрос 35. Психологические основы формирования личности в процессе занятий спортом
  • Вопрос 36. Особенности проявления основных свойств нервной системы у спортсменов различных видов спорта
  • Вопрос 37. Особенности проявления темперамента в спорте
  • Вопрос 38. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена
  • Вопрос 39. Психологические особенности личности спортсмена и успешность спортивной деятельности
  • Вопрос 40. Понятие о надежности в спортивной деятельности
  • Вопрос 41. Личностные факторы надежности спортсмена в соревновательной деятельности
  • Вопрос 42. Влияние спорта на становление личности
  • Вопрос 43. Специальные спортивные способности
  • Часть VIII. Социальная психология спортивных групп.
  • Вопрос 44. Понятие о спортивной команде как малой группе.
  • Вопрос 45. Сплоченность команды и результативность деятельности
  • Вопрос 46. Совместимость в спорте, ее виды
  • Вопрос 47.Лидерство в спорте, функции и типы лидеров
  • Вопрос 48. Руководство спортивной командой и эффективность в спортивной деятельности
  • Вопрос 49. Взаимоотношения в системах «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен»
  • Вопрос 50. Конфликты в спортивной деятельности, их профилактика
  • Часть 1х. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности
  • Вопрос 51. Психологические особенности спортивной тренировки
  • Вопрос 52.Психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном процессе («угроза отказа», «мертвая точка»)
  • Вопрос 53. Психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном процессе («монотония», «психическое пресыщение»)
  • Вопрос 54. Психическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном процессе
  • Вопрос 55. Психологическая характеристика спортивного соревнования
  • Вопрос 56. Предсоревновательные психические состояния спортсменов
  • Вопрос 57. Характеристика предстартовой лихорадки и предстартовой апатии спортсмена
  • Вопрос 58. Характеристики предстартового состояния спортсмена- боевой готовности
  • Вопрос 59. Спортивный стресс как соревновательное состояние.
  • Вопрос 60. Психологические особенности спортивных эмоций.
  • Вопрос 61. Послесоревновательные состояния спортсменов
  • Вопрос 62. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности
  • Вопрос 63. Психологические основы диагностики в спорте
  • Вопрос 64. Психологическая подготовка спортсмена
  • Вопрос 65. Общая психологическая подготовка спортсмена
  • Вопрос 66. Специальная психологическая подготовка спортсмена
  • Вопрос 67. Непосредственная психологическая подготовка спортсмена
  • Вопрос 68. Психическая готовность спортсмена, ее компоненты
  • Вопрос 69.Отношение спортсменов к предстоящему соревнованию
  • Вопрос 70. Волевая подготовка в спорте
  • Вопрос 71. Характеристика волевых качеств спортсмена
  • Вопрос 72. Препятствия и трудности в спорте
  • Вопрос 73. Значение психорегуляции в спортивной деятельности
  • Вопрос 74. Классификация средств и методов регуляции
  • Вопрос 75. Характеристика методов гетерорегуляции
  • Вопрос 76. Психическая саморегуляция спортсмена
  • Вопрос 77. Аутогенная тренировка
  • Вопрос 78. Психорегулирующая и психомышечная тренировка
  • Вопрос 79. Идеомоторная тренировка
  • Вопрос 80.Психологические основы отбора в спорте
  • Психология физической культуры и спорта

    В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

    (методическая разработка)

    Предисловие 5

    Часть1. Психология физической культуры и спорта

    как отдельная отрасль психологической науки 6

    Вопрос 1. Предмет и задачи психологии физической культуры и спорта 6

    Вопрос 2. Место психологии физической культуры и спорта

    в системе психологических наук 7

    Вопрос 3. Психологическая характеристика деятельности

    в физическом воспитании и спорте 7

    Вопрос 4. Методы исследования в психологии физической

    культуры и спорта 8

    Часть 11. Возникновение и современное состояние

    психологии физической культуры и спорта 9

    Вопрос 5. Этапы становления и развития отечественной

    психологии физической культуры и спорта 9

    Вопрос 6. Вклад А.Ц.Пуни в развитие психологии физической

    культуры и спорта 9

    Вопрос 7. Вклад А.П.Рудика в развитие психологии физической

    культуры и спорта 10

    Вопрос 8. Значение спортивной психологии в подготовке спортсменов 11

    Вопрос 9. Актуальные проблемы спортивной психологии

    на современном этапе ее развития 12

    Часть Ш. Психологическая характеристика деятельности

    в личности учителя физической культуры 12

    Вопрос 10. Особенности деятельности учителя физической культуры 12

    Вопрос 11. Адаптация учителя физической культуры

    к профессиональной деятельности 13

    Вопрос 12. Психологические основы профессионального мастерства

    учителя физической культуры 14

    Вопрос 13. Педагогические способности учителя физической культуры 14

    Вопрос 14. Стили деятельности учителя физической культуры 15

    Часть1У. Психологические особенности воспитания учащихся

    в процессе занятий физической культурой 16

    Вопрос 15. Психологические особенности воспитательных задач

    на уроках физической культуры 16

    Вопрос 16. Развитие потребности в движении на занятиях

    физической культурой 16

    Вопрос 17. Психологические основы активизации деятельности учащихся

    на уроке физической культуры 17

    Вопрос 18. Учащиеся как субъекты познания на уроках

    физической культуры 18

    Вопрос 19. Эмоционально-волевая сфера личности учащегося,

    ее формирование на уроках физической культуры 18

    Часть У. Психологические особенности спортивной деятельности 19

    Вопрос 20. Понятие «спортивная деятельность», подходы к ее изучению 19

    Вопрос 21. Психологическая характеристика спорта

    как вида деятельности 20

    Вопрос 22. Психологическая систематика видов спорта

    и соревновательных упражнений 20

    Вопрос 23. Психологическая структура спортивной деятельности 21

    Вопрос 24. Мотивационная сфера личности спортсмена 22

    Вопрос 25. Особенности мотивации спортивной деятельности

    на различных этапах достижения спортивного мастерства 22

    Вопрос 26. Формирование мотивации спортивной деятельности 23

    Часть У1. Психологические основы обучения

    и совершенствовании в спорте 24

    Вопрос 27. Психологические основы физической подготовки спортсмена 24

    Вопрос 28. Двигательные реакции в сорте, их виды 24

    Вопрос 29. Психологические основы технической подготовки спортсмена 25

    Вопрос 30. Психологические основы формирования двигательных

    навыков в спорте 26

    Вопрос 31. Роль представлений в управлении движениями 26

    Вопрос 32. Психологические основы тактической подготовки спортсмена 27

    Вопрос 33. Особенности тактического мышления спортсмена 27

    Вопрос 34. Антиципация в спорте 28

    Часть У11. Психология личности спортсмена 29 Вопрос 35. Психологические основы формирования личности

    в процессе занятий спортом 29

    Вопрос 36. Особенности проявления основных свойств нервной системы

    у спортсменов различных видов спорта 30

    Вопрос 37. Особенности проявления темперамента в спорте 30

    Вопрос 38. Индивидуальный стиль деятельности и типологические

    особенности личности спортсмена 31

    Вопрос 39. Психологические особенности личности спортсмена

    и успешность спортивной деятельности 32

    Вопрос 40. Понятие о надежности в спортивной деятельности 32

    Вопрос 41. Личностные факторы надежности спортсмена

    в соревновательной деятельности 33

    Вопрос 42. Влияние спорта на становление личности 34

    Вопрос 43. Специальные спортивные способности 34

    Часть У111. Социальная психология спортивных групп 35 Вопрос 44. Понятие о спортивной команде как малой группе 35

    Вопрос 45. Сплоченность команды и результативность деятельности 36

    Вопрос 46. Совместимость в спорте, ее виды 36

    Вопрос 47. Лидерство в спорте, функции и типы лидеров 37

    Вопрос 48. Руководство спортивной командой и эффективность

    в спортивной деятельности 38

    Вопрос 49. Взаимоотношения в системах «тренер-спортсмен»,

    «спортсмен-спортсмен» 39

    Вопрос 50. Конфликты в спортивной деятельности, их профилактика 40

    Часть 1Х. Психологические особенности тренировочной

    и соревновательной деятельности 41

    Вопрос 51. Психологические особенности спортивной тренировки 41

    Вопрос 52. Психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном

    процессе «угроза отказа», «мертвая точка» 42

    Вопрос 53. . Психические состояния спортсменов в учебно-тренировочном

    процессе «монотония», «психическое пресыщение» 42

    Вопрос 54. Психическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном

    процессе 43

    Вопрос 55. Психологическая характеристика спортивного соревнования как

    источника стресса 44

    Вопрос 56.Предсоревновательные психические состояния спортсменов 45

    Вопрос 57. Характеристика предстартовой лихорадки и предстартовой

    апатии спортсмена 46

    Вопрос 58. Характеристика предстартового состояния спортсмена

    боевой готовности 47

    Вопрос 59. Спортивный стресс как соревновательное состояние 47

    Вопрос 60. Психологические особенности спортивных эмоций 48

    Вопрос 61. Послесоревновательные состояния спортсменов 49

    Часть Х. Психологическое обеспечение спортивной деятельности 50

    Вопрос 62. Содержание психологического обеспечения спортивной

    деятельности 50

    Вопрос 63. Психологические основы диагностики в спорте 51

    Вопрос 64.Психологическая подготовка спортсмена 52

    Вопрос 65. Общая психологическая подготовка спортсмена 53

    Вопрос 66. Специальная психологическая подготовка спортсмена 53

    Вопрос 67. Непосредственная психологическая подготовка

    спортсмена к исполнению спортивного действа 54

    Вопрос 68. Психическая готовность спортсмена, ее компоненты 55

    Вопрос 69. Отношение спортсменов к предстоящему соревнованию 56

    Вопрос 70. Волевая подготовка в спорте 57

    Вопрос 71. Характеристика волевых качеств спортсменов 57

    Вопрос 72. Препятствия и трудности в спорте 58

    Вопрос 73. Значение психорегуляции в спортивной деятельности 59

    Вопрос 74. Классификация средств и методов регуляции

    неблагоприятных психических состояний 60

    Вопрос 75. Характеристика методов гетерорегуляции 61

    Вопрос 76. Психическая саморегуляция спортсмена 62

    Вопрос 77. Аутогенная тренировка 62

    Вопрос 78. Психорегулирующая и психомышечная тренировка 63

    Вопрос 79. Идеомоторная тренировка 64

    Вопрос 80. Психологические основы отбора в спорте 65

    Литература 66

    Словарь основных понятий 71

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Психология физической культуры и спорта, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, занимает важное место в системе профессиональной подготовки специалистов. Возрастающая роль физической культуры в оздоровлении граждан Республики Беларусь, социальное значение спорта, уровень спорта высших достижений определяют необходимость психологической подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

    Пособие по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» подготовлено в соответствии с учебной программой и предназначена для студентов специальностей «Спортивно-педагогическая деятельность», «Спортивно-туристская деятельность», «Оздоровительная и адаптивная физическая культура», «Физическая культура», «Физическая реабилитация и эрготерапия», а также учащихся училищ олимпийского резерва по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность».

    Пособие позволит систематизировать необходимые специальные психологические знания в области психологии физического воспитания и спортивной психологии, сформировать навыки и умения применять полученные теоретические знания на практике.

    Рассматриваемые вопросы сгруппированы в 10 частей.

    Первая часть «Психология физической культуры и спорта как отрасль психологической науки » знакомит с ее предметом, структурой, основными задачами и методами исследования.

    Вторая часть «Возникновение и современное состояние психологии физической культуры и спорта » раскрывает этапы становления, основные проблемы и тенденции развития современной психологии физической культуры и спорта.

    Появление отрасли «Психология физического воспитания» относится ко второй половине ХХ в.- периоду возрастания роли физического воспитания во всех учебных заведениях. Использование психологических знаний в деятельности педагога, при формировании личности учащихся в процессе занятий физической культурой, составляет содержание психологии физического воспитания. На рассмотрение этих аспектов и направлены две последующие части.

    Третья часть «Психологическая характеристика деятельности личности учителя физической культуры » посвящена психологическому обоснованию педагогической деятельности учителя физической культуры, изучению учителя физической культуры как личности и как профессионала.

    Четвертая часть «Психологические особенности воспитания учащихся и процесс знаний физической культурой » обеспечивает психологическими знаниями будущих специалистов в области физического воспитания личности учащихся, что усиливает профессиональную подготовку педагога.

    Психология спорта с момента своего появления была ориентирована на прикладные задачи – сначала на психологическую помощь спортсменам, затем на психологическое обеспечение и сопровождение спортивной деятельности. На современном этапе спортивная психология (такое название она получила по итогам II Международного конгресса, состоявшегося в 1995 г. В Москве) вызывает повышенный интерес у специалистов различного профиля как в нашей стране, так и за рубежом.

    Развитие педагогической науки и спортивной практики показывает, что эффективный процесс обучения и воспитания личности спортсмена невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных специалистов. Достижению высоких спортивных результатов будет способствовать эффективное взаимодействие в системе «тренер-спортсмен-психолог», направленное на повышение уровня профессионализма каждого из участников процесса, в том числе и тренера.

    Пятая часть. «Психологические особенности спортивной деятельности » раскрывает понятие спортивной деятельности, ее структуру. Большое внимание уделено мотивации и особенностям ее формирования в спорте.

    Шестая часть. «Психологические основы обучения и совершенствования в спорте » раскрывает психологические аспекты физической, технической и тактической подготовки спортсмена.

    Седьмая часть. «Психология личности спортсмена » направлена на рассмотрение проблемы формирования личности спортсмена, что будет способствовать повышению уровня компетентности тренера в профессиональной деятельности.

    Восьмая часть. «Социальная психология спортивных групп » раскрывает понятия спортивной команды как малой группы, а также сплоченности, совместимости, лидерства, руководства, конфликта.

    Девятая часть. «Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности » позволяет осваивать специальные психологические знания о закономерностях проявления и развития психики в специфических условиях спортивной деятельности. Особое внимание уделено психическим состояниям спортсмена в процессе тренировок и соревнований.

    Десятая часть. «Психологическое обеспечение спортивной деятельности » раскрывает содержание психологического обеспечения спортивной деятельности: психологической подготовки спортсмена, управления состоянием и поведением спортсмена, психодиагностики в спорте, что позволит дать психолого-педагогические психогигиенические рекомендации к занятиям определенным видом спорта, к тренировочному процессу и соревнованиям.

    Приведенный список литературы может быть полезен для углубленного изучения рассматриваемых вопросов.

    Словарь основных понятий систематизирует термины, используемые в психологии физической культуры и спорта.

    Психология физической культуры

    Учебник для высших учебных заведений физической культуры

    Под общей редакцией профессора Б. П. Яковлева, профессора Г. Д. Бабушкина

    Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300.62 – Физическая культура


    Рецензенты:

    А. Н. Николаев,

    В. А. Зобков, доктор психологических наук, профессор;

    В. Д. Повзун, доктор педагогических наук, профессор


    © Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д., Науменко Е. А., Сальников В. А., Апокин В. В., Бабушкин Е. Г., Шумилин А. П., 2016

    © «Издательство «Спорт». 2016

    Введение

    Настоящее издание является учебником по психологии для студентов факультетов физической культуры.

    Психологические знания прочно вошли в состав необходимой теоретической подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Организовать процесс физического воспитания преподавателю физической культуры, тренировочный процесс тренеру, обеспечить успешное выступление спортсменов на соревнованиях невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуациях. На основе этих знаний у будущих специалистов формируются профессиональные компетенции, позволяющие им реализовать свою профессиональную подготовленность на практике. Значение психологии для будущих специалистов в области физической культуры и спорта велико. Без знаний закономерностей проявления психики невозможно правильно и продуктивно спланировать и организовать процесс физического воспитания в учебном заведении, учебно-тренировочный процесс и специальную психологическую подготовку спортсменов к соревнованиям, избирательно осуществлять управление спортивной командой и многое другое, что связано с интегральной подготовкой спортсменов, процессом обучения и воспитания.

    Знание психологии и ее использование в практике работы со спортсменами и на занятиях по физическому воспитанию позволит тренеру, преподавателю избежать возникновения неблагоприятных проявлений в напряженных условиях деятельности (высокого уровня тревоги, предстартовых фобий, фрустрации, межличностных конфликтов и т. п.) и повысить эффективность тренировочной деятельности, достигать высокого профессионального мастерства. Будущий специалист должен помнить, что именно психологические знания составляют ту необходимую базу, на которой формируется компетентность тренера и преподавателя.

    Тренер, преподаватель должны уметь идентифицировать индивидуально-психологические особенности начинающих спортсменов в выборе и отборе к тому или иному виду спорта и на их основе организовывать тренировочный процесс, определять объем и интенсивность физических нагрузок, строить процесс общения с занимающимися.

    Данный учебник можно рассматривать как путеводитель по основным разделам общей психологии, психологии физического воспитания, спортивной психологии для студентов очной и заочной форм обучения в вузах по направлению «Физическая культура». При составлении данного пособия авторы руководствовались Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО направления 034300.62 «Физическая культура», программами курсов «Общая психология», «Психология спорта и физической культуры». Настоящий учебник построен таким образом, чтобы помочь студентам очной и заочной форм обучения, для которых наиболее остро стоит проблема непосредственного получения знаний от психолога-педагога, освоить опыт, теоретическую позицию и методологию прежде всего отечественной психологии. Разумеется, это невозможно без анализа наиболее влиятельных концепций западных психологов, их обзор также представлен в учебном издании.

    Предлагаемый учебник акцентирован на образовательные цели по формированию объективной рационалистической современной картины функционирования и развития психики, по развитию творческого способа мышления студента, определяемого доминирующими парадигмами, ведущими принципами отечественной психологии. Изучение курса психологии в физкультурных вузах и на факультетах физической культуры предусматривает: 1) содействие развитию у студентов профессионального самосознания и педагогического мышления; 2) вооружение будущих специалистов по физической культуре и спорту психологическими знаниями о личности, о процессе физического воспитания и спортивной деятельности; 3) формирование представлений, опыта при использовании психологических знаний в области физического воспитания и спортивной тренировки.

    Таким образом, курс «Психология физической культуры» должен способствовать формированию целостного подхода к проблемам современной психологии, организующего и преобразующего взаимосвязи между наиболее влиятельными концепциями в области физической культуры, а также отраслями психологического знания. Психологическая наука занимает сегодня одно из ведущих мест в подготовке специалистов по физической культуре в вузах, в которых опытные психологи и педагоги организуют учебно-воспитательный процесс и осуществляют разработку актуальных проблем в области психологии физического воспитания и спорта, внедряя полученные знания в учебный процесс.

    Для освоения курса психологии спорта и физического воспитания студенты очной и заочной форм обучения не могут ограничиться только изучением тематического содержания учебника. Каждая тема содержит ряд реферативных тем, что требует самостоятельного подробного изучения предлагаемой основной и дополнительной литературы по каждой главе. Выполнение контрольных работ, тематика которых предложена в учебнике, также требует тщательного и планомерного изучения литературы, выработки умения выбирать, сопоставлять и анализировать психологические факты, а также культуру изложения и цитирования материала. Таким образом, каждая глава завершается темами для написания рефератов, контрольными вопросами, списком рекомендованной литературы.


    Учебник подготовлен авторским коллективом в составе: доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев; доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин; доктор психологических наук, профессор Е. А. Науменко; доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников; кандидат педагогических наук, доцент В. В. Апокин; кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Бабушкин; кандидат педагогических наук, профессор А. П. Шумилин.

    Часть первая

    Общая психология

    Введение в основы психологии

    1.1. Понятие психологии, объект и предмет психологии

    Общая психология – область, где происходит обобщение знаний, данных, накапливаемых в отраслевых научных дисциплинах. Это та область, где происходит не только обобщение, но и постановка новых современных задач для всех отраслей психологии, разработка основных подходов, понятий, принципов, новых методов исследования психики.

    Само название психологии в переводе с древнегреческого означает “psyche” – душа, “logos” – учение, наука, таким образом буквальный перевод термина «психология» – учение о душе или наука о мире субъективных (внутренних, душевных) явлений, процессов, состояний и свойств, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

    В житейском языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада, типа личности, группы людей, особенностей темперамента, характера того или иного человека: «у него психология холерика, флегматика и т. п.».

    В научном языке психологию рассматривают как науку о фактах, закономерностях, механизмах возникновения, развития, функционирования и проявлений психики как особой формы жизнедеятельности.

    Психологические факты – относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены – проявления существования и действия психики. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понимать, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто, необходимо для любого здорового человека, в том числе и педагога.

    Психологические закономерности – объективно существующие причинно-следственные связи психических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. В психике закономерности носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» и т. п.

    ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

    Под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.В.Родионова

    К.п.н., доцент Е.М.Киселева

    Д.п.н., проф. С.Д.Неверкович

    К.психол.наук, и.о. профессора В.Н.Непопалов

    К.психол.наук, и.о. профессора А.Л.Попов

    Д.п.н., проф. А.В.Родионов

    Д.п.н. В.А.Родионов

    К.психол.наук, и.о. профессора Е.В.Романина

    К.психол.наук, профессор Г.И.Савенков

    К.психол.наук, и.о. профессора В.Ф.Сопов.

    К.психол.наук, доцент Л.Г.Уляева.


    Введение – А.В.Родионов

    Глава 1. История психологии физической культуры и спорта – А.В.Родионов, В.Н.Непопалов

    Раздел «Психология физической культуры»

    Глава 2. Предмет психологии физической культуры – В.Н.Непопалов

    Глава 3. Потребности и мотивы двигательной активности – В.Н.Непопалов

    Глава 4. Психологические закономерности возрастного развития детей и подростков – В.Н.Непопалов, Л.Г.Уляева

    Глава 5. Психологические основы воспитания – А.Л.Попов, В.А.Родионов

    Глава 6. Психология познания и освоения двигательных действий – А.Л.Попов

    Глава 7. Личность и психологические основы ее формирования в процессе физического воспитания – В.Н.Непопалов

    Глава 8. Психологическая характеристика личности учителя – С.Д.Неверкович, Е.А.Киселева

    Глава 9. Психология малых групп в системе физической культуры – В.А.Родионов

    Раздел «Психология спорта»

    Глава 10. Предмет психологии спорта – А.В.Родионов

    Глава 11. Методы психодиагностики в спорте – А.В.Родионов, В.Н.Непопалов, В.Ф.Сопов

    Глава 12. Психологические основы отбора в спорте – А.В.Родионов, В.Ф.Сопов

    Глава 13. Психологические особенности формирования спортсмена-юноши – А.В.Родионов

    Глава 14. Особенности личности спортсмена – А.Л.Попов, А.В.Родионов

    Глава 16. Психология спортивных команд – Е.В.Романина

    Глава 17. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности – Г.И.Савенков



    Глава 18. Психологические основы физической подготовки – В.Ф.Сопов

    Глава 19. Психологические основы технической подготовки– А.Л.Попов

    Глава 20. Психологические основы тактической подготовки – А.В.Родионов

    Глава 21. Основы волевой подготовки – В.Ф.Сопов

    Глава 22. Психические состояния в спортивной деятельности – В.Ф.Сопов

    Глава 23. Психологическая подготовка спортсменов и команд – А.В.Родионов

    Глава 24. Психогигиена и психопрофилактика в спорте – В.Ф.Сопов

    Глава 25. Психология управления поведением и деятельностью спортсмена в ситуациях соревнования – А.В.Родионов, В.Ф.Сопов


    Введение

    За последние годы наблюдается прогресс в области психологического обеспечения как обучения и воспитания подрастающего поколения, так и спортивной подготовки. В школах все активнее применяются новые технологии учебно-воспитательной работы. Но одновременно усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка и, например, благоприятное воздействие занятий физической культурой не компенсирует негативных воздействий психических нагрузок. Такие важные педагогические и социальные проблемы помогает решать психолог в кооперации с педагогом.

    Ныне действующая система физического воспитания в школе в основном построена на основе традиционного образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний) и выступает как средство достижения этих функций. Теория физической культуры уделяет гипертрофированное внимание к телесной (физической) стороне по сравнению с духовной (психической) стороной активности человека.

    Сейчас можно отметить благоприятные тенденции. Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков (В.К.Бальсевич, 1999). Совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить систему физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития индивида в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором формирования личности в самом полном смысле этого слова.

    Еще больше психологических проблем в современном спорте.

    В ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они определяют формирование системы свойств индивида. Затем ведущее значение приобретают социальные факторы развития. Как говорил известный советский психолог Б.Ф.Ломов, линия биологического развития продолжается в течение всей жизни человека, но она как бы «уходит в основание» этой жизни. Естественно, что психологи спорта, как и педагоги в области физической культуры и тренеры, должны учитывать эти закономерности в процессе разработки методических рекомендаций по построению тренировочного процесса с юными спортсменами различного возраста.

    По-прежнему важнейшей проблемой современной психологии спорта является проблема изучения и формирования психомоторных способностей спортсмена. Психомоторные факторы не только определяют процесс развития специальных спортивных способностей, но и во многом определяют эффективность деятельности в любом виде спорта.

    Не менее важной для практики является проблема спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных положений, выдвинутых в свое время Б.М.Тепловым, является положение о том, что «не отдель­ные способности как таковые непосредственно определяют воз­можность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которые ха­рактеризуют данную личность». Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет человеку конкретная деятельность, учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.

    Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов – это также является проблемой спортивной психологии.

    «Вечная» проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристиках высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.

    Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению «мотивационных конструктов» спортсмена («целевые ориентации», «ценности», «уверенность в своих силах»). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: «на собственное Я» или «на задачу». Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. «Эго-ориентированные» спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде.

    Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса.

    Наиболее распространены три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему «тревогогенного поведения тренера». В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер - спортсмен.

    В процессе решения спортсменом задач, присущих спортивной деятельности, имеют место сложнейшие механизмы оценки не только текущей ситуации, но и ее прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений (поиск осуществляется параллельно с помощью сенсорных, моторных и когнитивных операций).

    Вопрос об уровнях осознания и эффективности двигательного контроля, который осуществляется спортсменом, - еще одна проблема, которую исследуют спортивные психологи.

    Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой стороны, заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

    По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд называют психологическую подготовку.

    Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях «психической конституции» спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям, и побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности.

    Настраиваться на физическую работу, внушать себе, что она полезна и необходима, терпеть физические нагрузки – все это требует соответствующего психологического обеспечения физической активности человека.

    Можно смело сказать, что спортивные психологи много сделали для научного обоснования средств и методов эффективной подготовки людей, действующих в экстремальных условиях. Больше того, в таких областях психологии, как инженерная, космическая, психология труда и ряде других используются многие идеи, впервые возникшие в стенах спортивно-психологических лабораторий.

    Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки спортсменов можно с успехом использовать и для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Однако каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека. Поэтому в любой практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом.

    Все специалисты, работающие в области физического воспитания и спортивной тренировки, нуждаются в психологических знаниях. Они нужны также тем, кто посвятил себя благородному делу адаптивной физической культуры, кто занимается проблемами спортивного менеджмента, кто внедряет массовую физическую культуру. Для всех этих специалистов подготовлен этот учебник.


    ГЛАВА 1.

    ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

    С точки зрения истории выделение психологии физической культуры и психологии спорта довольно условно. Первоначально (в 20-е, 30-е годы) всех двигательно активных людей называли «физкультурниками», независимо от того, делает ли такой человек лишь утреннюю зарядку или играет в команде мастеров. Сейчас слово «физкультурник» практически исчезло, в спорте четко разделяют спортсменов и спортсменов высокой квалификации (иногда еще выделяется самостоятельная группа «профессиональных спортсменов»). Аналогичная тенденция коснулась всего остального мира. Например, в англоязычной литературе термин “The sportsman” стали употреблять по отношению к тем людям, которых в нашей стране называли «физкультурниками». По отношению к спортсменам, в нашем понимании этого термина, применяется конкретное понятие “The athlete”.

    В спорте высших достижений привычными стали претензии тренеров и менеджеров к пси­хологической подготовке спортсменов. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объектив­но выраженного «места» для психоло­гической подготовки и тем более «пси­хологической тренировки». Каждый раз процесс формирования базовых структур личности спортсмена проис­ходит стихийно, т. е. неуправляемо и неорганизованно, так как направлен­ность тренировки связана лишь с усло­виями совершенствования двигательной деятельности. Таким образом, происхо­дит разрыв между назначением (функ­циями) физического воспитания и его реальным воплощением. Физическое воспитание, физическая культура и спорт теперь нередко вступают в определенные противоречия.

    Основание такого положения нужно искать, по-видимому, за пределами са­мой психологии спорта. Можно за­фиксировать происшедший разрыв между психологией спорта как приклад­ной областью и общей психологией, который наложил отпечаток на ее свя­зи и взаимоотношения с другими об­ластями физической культуры и спорта. Причина разрыва кроется и в общей ориентации на прагматические аспек­ты прикладного исследования. Необходимо также отметить, что любые мероприятия по технической, физичес­кой, тактической подготовке спортсме­нов не могут быть эффективными, если они не основаны на целесообразном и целенаправленном проектировании формирования личности спортсмена и управлении этим формирующим разви­тием.

    Психология физической культуры и спорта имеет почти столетнюю историю. В нашей стране историю можно отсчитывать с 20-х годов прошлого столетия.

    В 1920-1925 гг. такие направ­ления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохи­мия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созда­ны некоторые предпосылки для их фор­мирования: накоплен материал, подго­товлены кадры. В этот период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебно­го контроля. В целом же именно тогда был заложен фундамент для естест­веннонаучного подхода к физическому воспитанию и спорту. Роль же психологии, в силу ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки» (Л.С.Выготский, 1924), затя­нувшегося поиска объективных мето­дов исследования сводилась практиче­ски к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работала лишь на таком материале, как обучение (педа­гогика и «педология») и аномальное развитие (патопсихология). Много бы­ло сделано в этот период и практи­чески, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в каче­стве методологического, а не только идеологического основания для этих областей. Подчеркнем также, что за­рождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практи­ческие выкладки, результаты, а полу­чить она теперь могла их только опо­средствованным путем.

    1920-1925 годы - этап, когда вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассмат­ривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, под­чиненный всем принципам и правилам коммунистического воспитания. Другими словами, психология была теоре­тически ассимилирована в предмет пе­дагогики, а методически заменена объективным физиологическим методом. Пси­хологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются. Этот период усилил разрыв между предметом и методом. Методика «условно-безуслов­ных рефлексов» стала надолго и ме­тодологией и онтологией психологичес­кого исследования, при этом все осталь­ное «выносилось за скобки». Механизм координации движений, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфоло­гические и функциональные особенно­сти кровообращения, дыхания, нервной системы и др.- вот основная область проблем того периода. Собственно пробле­матика психологической науки здесь не представлена.

    Реально психология спорта как наука зародилась в результате публикаций научных трудов П.А.Рудика («Влияние мускульной работы на процесс реакции», 1925) и Т.Р.Никитина («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания», 1926). Постепенно отрывочные знания в этой области систематизируются, и к середине 30-х годов курс психологии спорта стал читаться студентам ГЦОЛИФК и ГДОИФК. В это же время вне этих институтов также выполняются первые психологические работы. В 1927 и в 1930 годах двумя изданиями вышла монография А.П.Нечаева «Психология физической культуры», в конце 20-х годов – первые экспериментальные статьи А.Ц.Пуни.

    В 1930 году в ГЦОЛИФКе была создана кафедра психологии, которую с 1932 года возглавил Петр Антонович Рудик. С этого времени психология как наука начинает свой исторический отсчет. Под руководством П.А.Рудика сотрудниками кафедры была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая лучшие достижения психологической науки того времени. Программа состояла из двух разделов: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы, 2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры.

    С первых дней существования ЦНИИФКа (Центрального научно-исследовательского института физической культуры), т.е. с первой четверти прошлого века, в нем работали психологи в рамках подразделений, изучающих влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье трудящихся. Такие исследования велись в плане психотехнических подходов. В 1934 году было принято решение о создании психологической лаборатории со штатом в 13 человек, для того чтобы «обеспечить правильную постановку учета влияния физической культуры (на предприятиях, в школах, армии) на повышение производительности труда и на развитие специфических форм поведения трудящихся в связи с физической культурой». Иными словами, партия и правительство в 20-е и 30-е годы в основном ориентировали спортивных психологов на развитие «прикладных», как сейчас бы сказали, разделов теории и методики физического воспитания. Деятельность этой первой лаборатории даже не началась: те же партия и правительство закрыли ее, когда началась борьба с «педологическими извращениями в системе наркомпросов» и с тестами, которыми пользовались многие психологи.

    Послевоенный период характеризу­ется усиленным восстановлением и рас­ширением материально-технической ба­зы физкультурного движения: восста­навливаются и строятся новые стадио­ны, возрастает число институтов физической культуры, улучшается ка­чество и количество специалистов по физической культуре, более действен­ной становится пропаганда в этой об­ласти. В связи с тем, что многие спе­циалисты не вернулись с войны, воз­никает необходимость пополнения кад­ров. В этих условиях важно было сохранить и обеспечить определенную преемственность всего того, что было достигнуто в предвоенный период. Решение этих проблем в последующий период приводит не только к уровню знаний предвоенного времени, но и к важнейшему качественному теоретичес­кому сдвигу в осознании роли психоло­гической подготовки.

    В 1947 году по инициативе директора ЦНИИФКа И.А.Крячко открылся кабинет психологии спорта, которым руководил известный специалист в области психологии труда С.Г.Геллерштейн. Этот сектор продержался до 1952 года. После печально знаменитой юбилейной Павловской сессии Академии наук СССР 1952 года началась официально инспирированная кампания против психологов и других специалистов в области антропологичесих наук, якобы игнорирующих условнорефлекторное учение И.П.Павлова. Особенно досталось таким «идеалистам» как Н.А.Бернштейн, А.Д.Новиков, В.С.Фарфель, С.Г.Геллерштейн. Последний был вынужден покинуть ЦНИИФК, а вместе с этим закрыли и кабинет психологии спорта.

    В послевоенное время сотрудниками кафедры психологии ГЦОЛИФК опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специ­альный учебник для средних физкультурных учебных заведений. Написаны учебники на базе экспериментальных работ, опубликован­ных кафедрой. В целом, начиная с 50-х годов, сотрудниками кафедры подготовлено и издано 6 поколений учеб­ников, четыре из них - под редакцией П.А.Рудика.

    В 1952 году А.Ц.Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта. С 50-х годов становятся традиционными Всесоюзные совещания (потом – Всесоюзные конференции) по проблемам психологии физической культуры и спорта. Первое такое совещание прошло в 1956 году в ГДОИФКе (Ленинград). Последние годы роль всероссийских совещаний выполняет международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения», организованная РГУФКСиТ.

    В 50-е гг. начинается выделение в качестве нового направления спортивной психологии проблемы пси­хологической подготовки. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые ставит­ся А.А.Лалаяном на I Всесоюзном совещании по психологии спорта. Следует отметить, что термин, который также можно перевести как «психологическая подготовка спортсмена» впервые употреблял основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен. По его инициативе в 1913 году состоялся первый международный конгресс спортивных психологов.

    В советской психологии спорта в 50-е годы психологическая подготовка спортсмена рассматривалась как ком­плексный педагогический процесс, на­правленный к «разностороннему раз­витию волевых качеств спортсмена, с тем, чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могу­щие иметь место в соревнованиях не­ожиданности и случайности».

    Вслед за этим начинается теорети­ческая разработка указанной пробле­мы. Под воздействием запросов прак­тики, в опоре на возможности достиг­нутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование во­левых свойств и чувства высокой от­ветственности перед обществом. Исхо­дя из этого, советскими психологами А.Ц.Пуни (1957, 1959), П.А.Рудиком (1958) и другими была предложена концепция, которая основывалась, пре­жде всего, на морально-волевой под­готовке.

    В 1960 г. на II Всесоюзном сове­щании по психологии спорта Г.М.Гагаева выдвинула проблему психологической подго­товки как средствах формировании у спорт­смена наибольшей готовности к мак­симальным напряжениям воли для пре­одоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей.В этот же период ЦНИИФКе открывается практически первая в стране специализированная лаборатория психологии спорта. Руководил этой профессиональной психологической лабораторией известный шахматный мастер В.А.Алаторцев. По воспоминаниям А.В.Алексеева, он обращался к В.А.Алаторцеву с предложением о совместной работе в области психической мобилизации. Известный шахматист ответил, что психиатр в спорте столь же противоестественен, как и врач-гинеколог в мужской футбольной команде.

    Анализ, проведенный П.А.Рудиком в 1969 г., раскрыл сущность пси­хологической подготовки в рамках пси­хологии спорта. Он считал, что до раз­работки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систе­матических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психо­логических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психичес­ких функций спортсмена с целью до­стижения больших успехов в опреде­ленном виде спорта, на изучении пси­хических состояний и особенностей лич­ности спортсмена соответственно тре­бованиям избранного вида спорта. По­этому предметом психологической под­готовки для спортивных психологов становится целенаправленное совер­шенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. А.Ц.Пуни, рассматривая состояние готовности как целостное проявление личности, выделял в нем такие стороны: 1) трезвая уверенность человека в своих силах, 2) стремление к борьбе проявлять все свои силы и добиться победы, 3)оптимальная степень эмоционального возбуждения, 4) высокая помехоустойчивость, 5) способность управлять своим поведением (действиями, чувствами и т.д.) в борьбе. Такого рода стартовые (или, как еще их иногда называют, предстартовые) состояния как установка, по принципу условного рефлекса, на повышенную психофизиологическую нагрузку определяются вегетативными сдвигами, а также изменениями эмоционально-волевой сферы, а вместе с этим – изменениями почти всех психических процессов. Отсюда становится видно, что психо­логия спорта сделала определенный шаг вперед - она перешла с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее оп­ределенным содержанием. При этом она по-прежнему оставалась в рамках класси­ческой методологии психологии, если рассматривать ее более широко.

    В связи с этим в 70-е гг. характерно понимание того факта, что волевая подготовка – часть психологической подготовки, рассматриваемая как це­лостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охваты­вает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педа­гогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разно­образных компонентов психики приво­дит к выделению психологической под­готовки как особого образования в рам­ках именно подготовки, а не трениро­вочного процесса. Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования качеств, необходимых для спортсмена, может получить свою определенность, а следовательно, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Между тем психологическая подготовка осуществляется лишь путем «совершен­ствования» (П.А.Рудик, 1974) либо путем «воздействия» (А.А.Лалаян, 1977), направленных на обеспечение определенного состояния спортивной формы (или тренированности).

    Сложилось такое положение, что в плоскости подготовки психологическая часть была представлена лишь социаль­но-культурными мероприятиями (кино­фильмы на этические и другие темы, бе­седы и встречи с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процес­са она была представлена лишь систе­мой физических упражнений, где спе­циализированных по своей направлен­ности психологических приемов практи­чески не существовало. При этом из­вестно, что ни одно психологическое образование не возникает без движе­ния, а точнее - без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или движения как более узкие) проходят только пе­дагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается сти­хийно формируемой и нецеленаправлен­ной - она происходит сама собой, в си­лу естественного процесса. Следова­тельно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надежен и т. д.

    В общем виде психология спорта относительно психологической подго­товки не смогла выработать за счет собственного развития своего онтоло­гического уровня, представленного соб­ственным тренингом, особыми приемами и процедурами как диагностики, так и формирования, осуществляемого по своим законам и в своем собственном объеме времени. Сама же психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области - педа­гогику и теорию физического воспита­ния, трансформируясь в их методы и средства.

    С середины 70-х гг. роль психической нагрузки в спорте заметно начинает осознаваться всеми: стресс, фрустра­ции, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные сры­вы - вот неполный список трудно­стей, с которыми столкнулись все «обслуживающие» спортивные соревнования. На первом плане оказалась про­блема, связанная с эмоциональной не­устойчивостью, что привело к стрем­лению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и пси­хотерапевтически ориентированной пси­хологии. Применение этих приемов сра­зу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными пока­зателями, известными в психологии.

    Практическая потребность комплек­тования спортивных коллективов, уп­равления этими коллективами, форми­рования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затрудни­тельную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономер­ностей формирования личности и кол­лектива. Это привело к принятию раз­ных практических мер. К коллективам, в частности, подключают второго трене­ра, других специалистов. Смыслом этих мер является повышение качества социальной заботы об отдель­ном спортсмене и коллективе в целом. Ситуация конфликтов достаточно из­вестна практически всем, кто имеет де­ло с коллективом, независимо от того, спортивный это коллектив или нет. Подключение же психологов к работе в связи с этими практическими пробле­мами (причем кратковременное и реа­лизуемое порой неспециалистами) при­вносит в подготовку спортсменов це­лый комплекс методик, социально-пси­хологических приемов диагностики и формирования межличностных отноше­ний.

    Психология спорта, как и любое направление человеческой жизни, имела и будет иметь свои периоды подъема, спада и периоды стагнации. Она развивается, прежде всего, вместе со страной вообще и ее спортивным движением в частности. Конечно, бывает так, что направленность и темпы развития общества и отдельных его подсистем не совпадают. Первый крупный успех советских спортсменов на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне практически никак не был подкреплен практической деятельностью спортивных психологов. А относительная неудача наших олимпийцев в 1968 году в Мехико совпала по времени с бурным развитием отечественной психологии спорта.

    К середине 70-х годов достигла своего расцвета лаборатория ВНИИФК, руководимая Л.Д.Гиссеным. В этот период времени в ней был разработан и унифицирован комплекс методов психодиагностики особенностей личности спортсмена, причем в этот комплекс входили анкетные, прожективные и психомоторные методы, которые с должным эффектом внедрялись практически во всех сборных командах страны. Впервые внедрялась компьютерная (с помощью ЭВМ, как тогда говорили) обработка данных психодиагностики, что значительно упростило технологию составления психологических характеристик спортсменов. Помимо этого, изучались связи между динамикой психического состояния и личностными особенностями спортсменов. Проводилась дальнейшая работа по совершенствованию средств и методов психической регуляции в спорте. А.В.Алексеев усовершенствовал собственный метод психорегулирующей тренировки, причем новый вариант – «психомышечной тренировки» - был ценным тем, что с успехом мог использоваться совсем юными спортсменами. Это было особенно важно, учитывая тенденцию к «омолаживанию» спорта высших достижений, которая тогда достигла своего пика.

    Конец 70-х годов характеризуется притоком моло­дых спортсменов, порой еще с неоформ­ленным и несформировавшимся харак­тером, не воспитавших в себе устой­чивых моральных, волевых качеств. В связи с этим наметился разрыв меж­ду чисто спортивной подготовкой и вос­питанием личности, результатом чего явилось противоречие между двигатель­ными и личностными возможностями молодых спортсменов. Возникает необ­ходимость активизировать процесс вос­питания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного вос­питания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный эксперименталь­ный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область пси­хологической подготовки.

    В 70-х годах П.А.Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического исследования спортсменов. Вопрос очень важный, так как к тому времени психологи применяла самые разнообразные ме­тодики и аппаратуру, что создавало трудности для сравнения полу­ченных результатов при разработке стандартов. П.А.Рудик пред­ложил унифицировать методы психодиагностики таким обра­зом, чтобы они были простыми и доступными не только для спе­циалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению, необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих материалов, но и аппаратуру, изго­товлять ее по единым стандартам. Для решения поставленных задач при кафедре психологии ГЦОЛИФК была организована учебно-научная лаборатория.

    В этот период происходит разработка новых приемов и процедур диагностики состояния го­товности, устойчивости, надежности и т. д. (например, Е.Г.Козлов, 1980, В.А.Плахтиенко, 1980).

    Значительный вклад в изучение индивидуальных факторов формирования стресса в спортивной деятельности внесли Б.А.Вяткин и другие представители пермской психологической школы. Были сформулированы следующие методические положения:

    1.Соревновательный стресс имеет место у всех соревнующихся спортсменов, его возникновение не обусловлено типологическими свойствами нервной системы и темперамента.

    2.Соревновательный стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность спортсменов и уровень их достижений.

    3.Одна и та же степень стресса оказывает различное влияние в зависимости от силы нервной системы, тревожности и эмоциональной возбудимости, так как эти свойств

    Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

    Общие основы теории и методики физической культуры введение в теорию и методику физической культуры. Основные понятия теории и методики физической культуры
    Общие основы теории и методики.. Физической культуры.. ВВедение в теорию и методику физической культуры..

    Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие. Основные понятия физической культуры и спорта
    Кафедра физического воспитания и спорта.. Курс лекции по физической культуре..

    Предмет учебной дисциплины, изучающей теорию и методику научных исследований в физической культуре, спорте и физической реабилитации
    Введение предмета "Основы научных исследований" обязывает всех студентов освоить элементы методики научных исследований, что способствует развитию.. В результате изучения теоретического курса и выполнения исследований по.. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества..

    Виды научных работ в области физической культуры, спорта и физической реабилитации
    Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию, объему, оформлению и т. д.. Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента -.. Материал рефератов может быть использован в курсовой, дипломной работе.

    Физическая культура личности и ценности физической культуры
    Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду.. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода.. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины..

    Самоконтроль в физической культуре и спорте
    На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и.. Так, Аристотель говорил Жизнь требует движения Ничто так не истощает и не.. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно..

    Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и других средств физической культуры при пиелонефрите почки
    Физическая активность с учетом социально-бытовых условий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемость организма.. Гигиеническая направленность занятия физическими упражнениями. Одной из.. После глубокого вдоха наклонить колени то в одну, то в другую сторону (15-20 раз). 3. И. п то же, ноги согнуты, слегка..

    Положительное влияние физической культуры и спорта на учебную успеваемость школьников
    Актуальность: современные дети растут и развиваются в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, сложные коммуникационные аппараты.. Вследствие этого, большая часть свободного времени, которое должно было бы.. Что самое страшное, многие родители считают, что пусть лучше ребенок будет дома за компьютером, чем неизвестно где..

    Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта
    Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорте, история рассматривает их как часть всей человеческой культуры.На основе объективно.. Применение диалектического материализма позволяет рассматривать весь ход.. Диалектические закономерности дают нам возможность составить научное представление о поступательном развитии..

    Физическая рекреация как компонент физической культуры
    Разрешение этих и других противоречий необходимо для социального, культурного и профессионального развития студентов. Однако ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего напряжения в.. Целесообразно, с одной стороны, использовать резервы организма, с другой - обнаружить отклонения и недостатки этих..

    0.044

    Уральская государственная академия физической культуры

    Кафедра теории и методики бокса

    Контрольная работа по психологии

    физической культуры и спорта

    студентки 302 группы

    Челябинск, 2005

    Вопрос 1. Отрицательные психические состояния в спортивной деятельности

    Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция.1Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильных переживаниях, например под влиянием страха. Часто эмоции вскрывают ресурсы, так сказать, автоматически, неосознанно для спортсмена. В экстраординарных эмоциональных состояниях возникает мощное психическое напряжение, как бы отодвигающее природные ограничители. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма!

    Волевая регуляция - факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодоления самого себя ради достижения цели.

    Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании-результативным. Обычно эти виды напряжения проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед работой, а результативное может возникать задолго до соревнований. В процессуальном напряжении «работает» дальняя мотивация, ее результат отставлен в достаточно отдаленное будущее; в результативном напряжении мощно проявляет себя ближняя мотивация.

    Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена. Современная тренировка в спорте высших достижений использует такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен оказывается в состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение - фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается страхом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. п., оно перерастает в психическую напряженность, которая рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом энергии, в первую очередь нервной.

    Психическое напряжение слабой степени не оставляет последствий и исчезает через несколько дней после максимальных нагрузок. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия через недели и даже месяцы. Оно может проявляться в неблагоприятных отношениях к окружающему и в своеобразных поведенческих актах.

    Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.

    Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

    Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

    Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.). Вначале эти признаки проявляются не часто и выражены не ярко. Когда проявляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство то заданием, то тоном обращения, то бытовыми условиями и т. д. Это проявляется в мимике и жестах, «ворчании». Такого рода капризы можно рассматривать как своеобразную адаптацию спортсмена к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Однако оставлять их без внимания нельзя. Тренер должен проявить тонкий педагогический такт в общении со спортсменом. Не следует потакать капризам, так как это создает условия для их дальнейших проявлений, но и не надо пресекать их резко, поскольку это может привести к конфликтам; умение мягко корректировать капризы помогает спортсмену сдерживать их, так как он их осознает.

    Неустойчивость настроенияпроявляется в быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.

    Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах.

    Неприятные (иногда болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то задания или неудачно выступает в соревнованиях. Жалобы на эти ощущения надо мягко, но неуклонно пресекать.

    Появление этих признаков психического напряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерным. Однако они должны насторожить всех, кто общается со спортсменом, и в первую очередь тренера. Для нормализации психического состояния спортсмена необходимо выяснить причину повышенного напряжения, возможно, временно изменить задачи тренировки и соревнований, целенаправленно организовать досуг, использовать методы психорегуляции.

    Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

    Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневность, направляя ее на товарищей, на тренера, на совершенно случайных людей; какое-то время он еще пытается объяснить причины своего гнева, а затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызение совести по этому поводу; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

    Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватные реакции. Повышенная возбудимость может стабилизироваться.

    Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой разумеющимся.

    У некоторых спортсменов стадия порочной стеничности бывает настолько кратковременна и неярко выражена, что можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью.

    Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты интерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страхов.

    Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.

    Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

    Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

    Высокая ранимость, сенситивность выражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий, задач соревнований. Его могут раздражать резкие звуки, яркое освещение, жесткая постель и многое другое, чего раньше он не замечал. В этом случае нужен дополнительный отдых, щадящий режим.

    Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов.

    Вопрос 2. Психологические основы общения в спорте

    Психологические особенности спортивного коллектива. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

    Общее понятие о спортивной команде как малой социальной группе и коллективе. Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность Численность. Нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

    Работы социальных психологов показали, что наиболее устойчивыми и эффективными являются группы из 6-7 человек. Их можно считать оптимальным для решения целевых задач.

    Этим требованиям к численности малой группы удовлетворяют все спортивные команды. Так, в состав хоккейной команды мастеров высшей лиги входит 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника (тренеры), врач, массажист, игроки. Понятие «игроки» охватывает хоккеистов основного состава (четыре пятерки плюс два вратаря) и 3-5 спортсменов из молодежной команды.

    По правилам соревнований решение соревновательной задачи осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7 и 11, что удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы. Таким образом, команда разбивается на оптимальные по численности подгруппы.

    Автономность. Одной из основных особенностей спортивной команды является ее сознательная обособленность от окружения, которая достигается благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, правил, традиций, условностей и т. д.

    Общегрупповая цель. Перед спортивной командой, как всякой малой социальной группой, стоят четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов и тренеров и спортсменов. В наиболее общей формулировке такой общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Е. П. Ильин указывает на необходимость различать именно общность, а не одинаковость цели для всех членов команды. Одинаковость целей может порождать соперничество, противоборство, как, например, борьба за победу у участников одного старта, а общность целей порождает взаимодействие, кооперацию, когда сотрудничество служит основой внутригрупповых контактов.

    Коллективизм. Высшей формой развития спортивной команды, как всякой малой социальной группы, является коллектив. В коллективе групповая деятельность определяется и опосредуется социально значимыми общественными ценностями. Поэтому коллектив советских спортсменов отличает не только стремление к новым более высоким спортивным достижениям, но и активное участие в общественной

    Важнейшими особенностями внутренней жизни советских спортивных коллективов являются: а) коммунистическая сознательность, идейная целеустремленность и политическая грамотность; б) действенная групповая эмоциональная идентификация, т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей; в) коллективистическое самоопределение, т. е. принципиальное отношение членов команды к любым событиям и информации, восприятие их через призму системы ценностей и целей группы, подчинение своих индивидуальных целей и желаний требованиям групповой деятельности; г) высокая сплоченность, которая проявляется в единстве мнений всех членов коллектива по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды. Такое «...ценностное единство является важнейшим фактором включенности группы в деятельность всей социальной системы, мерой действительной коллективности данной социальной общности». Подлинная сплоченность группы имеет место только при условии совмещения индивидуальных усилий отдельных членов группы и детерминированности этих усилий содержанием совместной деятельности. Для развития спортивной команды как коллектива особенно важно, чтобы совместные усилия ее членов были подчинены высоким общественным идеалам. Успех спортивного коллектива может быть достигнут лишь при условии подчинения личных и узкогрупповых интересов общественно значимым целям.

    Дифференцированность и структурность. Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, т. е. внутри одной команды возникают формальные (официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Однако групповая дифференциация еще не создает структуру. Структуру создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды.

    Формальная структура спортивной команды. В процессе совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Без «разделения труда» и согласования, кооперирования различных функций групповая деятельность не может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда забывают, и не только по своей вине; во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, защитники начинают играть «на отбой», забывая, что атака начинается с их точного паса. И тогда о матчах футболистов, например, пишут, что на поле было 11 игроков, но не было команды. Чтобы такие ситуации возникали как можно реже, права и обязанности каждого члена команды закрепляются в правилах, приказах, распоряжениях и других официальных документах, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов. В совокупности эти документы определяют формальную (или официальную) структуру спортивной команды.

    Физической культурой и спортом детей подросткового возрастаДипломная работа >> Психология

    ... физической культурой и спортом . Проведение экспериментального исследования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом ... . – с. 16 Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997. Немов Р.С. Психология . Кн.1. - М., 1995. Никандров...